Котлярова Ольга Станиславовна
Составление пересказа с использованием приёма наглядного моделирования по рассказу Г. Скребицкого «Пушок»
▼ Скачать + Заказать документы
Составление пересказа с использованием приёма наглядного моделирования по рассказу Г. Скребицкого
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Составление пересказа с использованием приёма наглядного моделирования по произведению Г. Скребицкого "Пушок".
Программное содержание.
Публикация «Составление пересказа с использованием приёма наглядного моделирования по рассказу Г, Скребицкого „Пушок“» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Скребицкий Г. А.
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Цель: развивать связную речь детей посредством составления пересказа с использованием приёма наглядного моделирования.
Задачи:
• Обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе (погода, повадки животных, зимние месяца).
• Способствовать формированию у детей целенаправленного восприятия и анализа текста.
• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.
• Продолжать работу по активизации и обогащению словарного запаса детей: «кличка», «сарай», «сено», «мордочка», «фыркал», «тыкал», «зимушка-зима».
• Способствовать развитию у детей логики и словотворчества.
• Упражнять детей в речевом дыхании, узнавании букв и фонетической дифференциации звуков.
• Развивать у детей сенсорные анализаторы, память, внимание, познавательные способности; умение выражать речью свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
• Воспитывать у детей интерес к окружающему миру посредством игровых ситуаций.
• Способствовать укреплению у детей чувств товарищества, взаимопомощи и доброжелательного отношения к сверстнику.
Предварительная работа:
Чтение полного рассказа Г. Скребицкого «Пушок».
Изучение лексических тем «Дикие животные», «Зима».
Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемым темам.
Оборудование:
Магнитофон с зимней фонограммой, ватман с изображением ёжика, карточки-буквы, картинки-модели, мячики для массажа.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель вводит детей в решение проблемной ситуации.
Воспитатель: Представьте себе! Иду я сегодня утром на работу в детский сад и вижу перед собой мальчика с мамой. Малыш говорит маме: "Снег тает, на улице весна!". Он прав? (ответы детей).
Воспитатель: Верно, на улице зима. А доводилось ли вам когда-нибудь оказаться в зимнем лесу? (ответы детей).
Воспитатель: А сейчас вы бы хотели попасть в зимнее лесное царство? (ответы детей).
Воспитатель: Только это не так просто! Надо вспомнить и произнести зимнее заклинание - 3 зимних месяца. Они вам знакомы? (ответы детей).
Воспитатель: Очень тихо говорите, заму так вы разозлите (Грозим пальцем). Громче скажем месяца - холода придут сюда (греем плечи). А теперь дружней друзья. Здравствуй, зимушка-зима!
Гаснет свет, звучит зимняя фонограмма со светоэффектами.
Воспитатель: Вот мы и в зимнем лесу. Что вы слышите, друзья? (ответы детей).
Дети слышат звуки метели, вой волка, карканье вороны, стук дятла, скрип следов и чей-то сап.
Воспитатель: Кто-то носиком сопит, под пенёчком тихо спит. Кто же это? (ответы детей, поиск).
Воспитатель подводит детей к ковролину, на котором спрятан под тканью картонный ёж. Снятие ткани.
Воспитатель: Этот ёж тут не спроста. Он не спать пришёл сюда. Очень любит ёж играть и ребяток забавлять. Вот и сегодня он придумал новую игру - маленькую хитрость: притворился спящим и спрятал от вас свою кличку (показывает на пустые картинки). А вы знаете, что такое "кличка"?
Воспитатель: Верно. это как имя у животного. Людей зовут (именуют) по имени, а животных зовут (кликают) по кличке. Только просто так он вам свою кличку не скажет и глазки не откроет. Любит ёжик пересказ, очень этому он рад. Лишь послушает разок, приоткроется глазок. На последний пересказ ёж откроет целый глаз. Улыбнётся, подмигнёт и свою кличку назовёт. Будем радовать ежа, открывать ему глаза? (ответы детей).
Воспитатель берёт в руки модели, лежащие поблизости.
Воспитатель: А вот и модели - наши помощницы. Они нам помогут составить пересказ. Только как же их расположить, в каком порядке? (версии и догадки детей).
Воспитатель: Действительно. Сперва надо послушать сам рассказ. Готовы слушать? (ответы детей).
Воспитатель читает адаптированный рассказ Г. Скребицкого "Пушок" и дети последовательно с рассуждениями составляют алгоритм пересказа.
Воспитатель: Ну а теперь присаживайтесь поудобнее и ещё раз внимательно послушайте рассказ.
Воспитатель читает рассказ и делает жестом (рукой) акценты на соответствующих моделях.
Воспитатель: Кто будет первым радовать ежа, открывать ему глаза, пересказ свой составлять и букву в кличке называть? (ответы детей).
Ребёнок составляет пересказ с помощью наглядного моделирования. Остальные - слушают и по необходимости помогают.
Воспитатель: Замечательный пересказ! А теперь пришла пора открыть и назвать одну букву в кличке ежа.
Ребёнок открывает любую букву среди предложенных карточек. Дети строят предположения о кличке ежа.
Воспитатель: Как называется буква? (ответы детей). Какой (какие) звук живёт в этой букве? (ответы детей). Он гласный или согласный? Почему? (ответы детей).
Воспитатель: Будем греть сейчас ежа, открывать ему глаза. Подойдите все поближе, носом быстренько вдохните, выдох будет через рот. Долго плавно выдыхает, ежа дыханьем согревает (дуем на ладошки, направленные на ежа) и произносим соответствующий звук (из отгаданной буквы).
Воспитатель с обратной стороны ватмана за леску приоткрывает ежу глаз.
Таким образом, дети составляют пересказы, открывают ежу глаза и читают слово-кличку ПУШОК. Между пересказами проводится физминутка с элементами самомассажа "Ёжики колючие".
Воспитатель: Так оказывается ёжика Пушком зовут! А как вы думаете, это ласковая кличка или нет? (ответы детей).
Воспитатель: А человека можно ласково по имени назвать? (ответы детей).
Воспитатель: Да, это всегда получается очень красиво и приятно. Как можно Жору, Иру, Стаса ласково по имени назвать? (ответы детей).
Воспитатель: Что вы чувствовали, когда слышали своё ласковое имя? (ответы детей).
Воспитатель: А мне было очень приятно за вас, когда вы так интересно и увлечённо составляли пересказы. А что вам больше всего понравилось в нашей игре? (ответы детей).
Всем большое спасибо!