Людмила Охоткина
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшей группы «Ознакомление со сказкой В. Бианки «Сова»
▼ Скачать
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшей группы
«Ознакомление со сказкой В. Бианки «Сова»
Ф. И. О. Охоткина Людмила Геннадьевна
Образовательные области : «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие».
Возрастная группа : старшая группа
Публикация «Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшей группы „Ознакомление со сказкой В, Бианки „Сова“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сова, совушка, совенок, совята
- Сова. Конспекты занятий
- Старшая группа
- «Сова», Бианки В.В.
- Темочки
Тема занятия: Ознакомление со сказкой В. Бианки «Сова»
Цель: понимание детьми старшей группы основной идеи сказки В. Бианки «Сова» в ходе выразительного чтения и дидактической игры: нужно ценить друзей, не обижать; бережно относиться к природе; уважать тех, кто помогает вам. Не нужно быть упрямым и упертым. В природе все взаимосвязано.
Задачи:
Образовательная :
- Познакомиться со сказкой В. Бианки «Сова» в ходе выразительного чтения и дидактической игры
Развивающая :
- Понять основную идею сказки В. Бианки «Сова» в ходе выразительного чтения и дидактической игры.
Воспитательная:
- Дать оценку действиям старика и совы
Игровая задача: расположить в пустых клетках картинки с изображением правильной последовательности сказки.
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей : глаголами (браниться – ругаться; уваживать – почетно принимать, угощать, словосочетанием (чай белить –добавлять молоко и размешивать).
- Объяснить понятие пословицы «Дружно не грузно, а врозь хоть брось».
Планируемые результаты занятия:
Дети понимают основную идею сказки В. Бианки «Сова» в ходе выразительного чтения и дидактической игры.
Объясняют понятие пословицы «Дружно не грузно, а врозь хоть брось».
Дают оценку действиям деда и совы с помощью сложносочиненных предложений.
Подготовительная работа: разработка необходимого материала в программе Power Point; разработка дидактической игры.
Материал и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, шарик.
Этап занятия Методические приемы
1. Игра на приветствие Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Подведение детей к слушанию произведения Ребята к нам сегодня пришел гость. А что это за гость вы узнаете, отгадав загадку
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (книга).
3. Фабула - Правильно ребята. Кто вспомнит, как называется эта книга?
- Молодец, правильно! А пришла эта книга к нам, потому что мы ее еще не дочитали.
Садитесь на свои стульчики поудобнее. Помните, что спина у нас прямая, ноги стоят на полу.
4. Аннотация
4.1. Высказывание личного отношения воспитателя к произведению Мне нравится сказка «Сова» потому что она учит нас беречь дружбу.
Написал эту сказку Виталий Валентинович Бианки. (фото на доске)
Виталий Валентинович Бианки - русский писатель, вырос в семье ученого орнитолога. Много путешествовал. Для маленьких читателей написал много произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения. В детстве Виталий часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил мальчика узнавать каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. В доме Бианки постоянно была какая-то живность: в комнатах стояли клетки с птицами, аквариум с редкими рыбками и террариум со змеями, ящерицами и черепахами. Виталий Валентинович очень любил изучать новое и наблюдать, благодаря чему смог написать интересные книги для нас.
4.2. Краткий пересказ до отрывка, который будем зачитывать - Ребята, а вы помните, о чем была сказка? Тогда я вам ее напомню.
Однажды Старик сказал Сове, что она не друг ему. И тогда Сова рассердилась на Старика и перестала ему помогать. После чего жизнь Старика стала совсем другой. На его лугу появились мыши, шмели перестали опылять клевер и даже корова перестала давать молоко. И тогда только старик понял свою ошибку.
- Вспомнили начало сказки? Сейчас мы проверим. Разделитесь на команды и встаньте к столам. Достаньте из конверта картинки и расставьте их по порядку (Игра «Расставь картинки по порядку»)
- Молодцы. Встаньте перед экраном.
4.3 Постановка проблемного вопроса Как вы думаете, простит сова старика?
4.4. Голосование и высказывание предположений детей на проблемный вопрос. Если простит вы ставите звездочку, если нет то кружок.
5. Чтение отрывка произведения. - А как мы узнаем простит ли сова старика? (нужно прочитать сказку).
- Правильно!
- Сели на стульчики, спина прямая, ноги стоят на полу.
- Ребята, в сказке встречаются новые слова: Браниться- как вы это понимаете (браниться – значит ругаться). Уваживать – значит относиться с почтением, угощать.
А что значит чай белить? (это значит добавлять в чай молоко и размешивать)
- Слушайте, что было дальше.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить — пошёл Старик Сове кланяться :
— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
— То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
6. Возвращение к проблемному вопросу - Простила ли сова старика?
Кто ответил правильно, молодцы. Наташа измени свой ответ на правильный.
7. Беседа по произведению. 1- Как вы понимаете слова совы «Дружно не грузно, а врозь хоть брось»? Это значит, когда все делать вместе, то все получится, а если по одному - то грустно и ничего не получится.
2- Как вы думаете какой был старик? (сварливый, упрямый, не уважительный, вредный, глупый. Поссорился с совой)
3- А какая была сова? (Сова была мудрая, полезная. Старик ее обидел, но она все-равно его простила).
4- Почему сова перестала помогать старику? (Потому что старик обидел ее. Он сказал, что не будет с ней дружить.)
5- Что произошло в жизни старика после ссоры? (после ссоры мыши начали гулять по лугу, шмели улетели на другие поля, у коровы не стало молока)
6- Как исправил эту ситуацию старик? (Старик попросил прощения у совы)
- Давайте помечтаем: что было бы, если старик не обидел сову? (Они бы и дальше жили дружно и все было хорошо)
что случилось бы, если бы сова не простила старика? (я думаю, что на лугу засохли бы все растения. Корова бы заболела от голода. Старику нечего было бы есть.)
- что было бы, если бы мыши разорили все шмелиные гнезда? (шмелям негде было бы жить, и они улетели)
- что было бы, если бы все шмели улетели? (все растения на лугу перестали цвести и вымерли)
- С кем бы вы хотели подружиться?
- Чему учит нас эта сказка? (Эта сказка учит нас дружить и не ссориться).
- А еще эта сказка учит нас тому, что в природе все взаимосвязано.
8. Физминутка (общая) Совушка – Сова (руки вытянуть вперед)
Большая голова (поднять руки вверх и через стороны опустить вниз)
На суку сидит (руки на пояс)
Головой вертит (повороты головой)
Всю ночь летает (машут руками)
А станет светло
Спать лети в дупло (садятся на корточки)
9. Дидактическая игра Ребята к нам пришел еще один гость. Угадайте кто это.
У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.
(Сова) (на доске появляется сова)
1. Вспомните, что росло на лугу? Если вы ответите правильно – то растение вырастет, а если неправильно – то оно будет вращаться.
2. Где жила сова? Найдите веточку этого дерева.
3. Какие насекомые делали гнезда на лугу?
4. Чему учит эта сказка?
Игра-презентация по сказке В. Бианки "Сова"
10. Рефлексия Гимнастика для глаз. Встали дети передо мной. Посмотрите, что у меня в руках (показываю клубок).
Поморгали глазами,
Следим за шариком глазами, не поворачивая голову.
Шарик влево- глаза влево
Шарик вправо – глаза вправо
Шарик вверх – глаза вверх
Шарик вниз – глаза вниз
Круговое движение шариком - круговое движение глазами
Быстро поморгали глазами и посмотрели вдаль.
- Что вам было трудно?
- Что понравилось на занятии?
- Какое настроение у вас после занятия?
(Смайлик веселый и грустный) – покажи смайлик
- Молодцы, ребята. Вы сегодня были дружными, хорошо отвечали на вопросы и внимательно играли в игру.