Наталья Андрюшина
Образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы «Моя Волга»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи; обогащение словаря по истории родного края, развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи :
• расширение запаса общих сведений о реке Волге.
Коррекционные задачи:
• совершенствовать все компоненты устной речи (произносительную, просодическую и т. д.);
• способствовать развитию монологической речи;
• развитие лексико-грамматических категорий и предложно-падежных конструкций;
Публикация «Образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы „Моя Волга“» размещена в разделах
- Волга, река
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Реки и озера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• формировать практические умения и навыки в употреблении слов с поставленными звуками в разных позициях в слове, использование их в спонтанной речи.
Развивающие задачи:
• развивать познавательную активность детей : выделять главное, строить предположения, сравнивать, строить умозаключения;
• вызывать у детей интерес к познанию богатства языка и речи, к экспериментированию со словом;
• развитие пространственных представлений и ориентации по схеме.
Воспитательные задачи:
• воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к великой реке.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности :познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Оборудование: Книга С. Я Маршака «Волга и Вазуза»; иллюстрации с видами реки Волги; изображения ручья, болота, озера, реки, мультимедийная презентация, карта с изображением реки Волги с городами,флажки, карточки для дидактических игр, звукозапись песни.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о родном городе, заучивание стихотворений о городе Самаре, рассказывание об истории родного города, рисование «Моя Самара».
Работа с родителями: принести открытки и фотографии города, книги о Самаре, рассказать детям о великой русской реке Волге.
Предполагаемые результаты: пополнение и активизация словарного запаса детей, развитие связной речи, развитие логического и образного мышления, систематизация знаний по теме «Моя Волга», воспитание интереса к истории родного края, чувство патриотизма.
Логика проведения непосредственно
образовательной деятельности
Звучит мелодия песни «Из далека долго…»
Подведение к теме занятия
Логопед - Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки:
В неё льётся, из неё льётся
Сама по земле плетётся.
Дети: РЕКА
Логопед:Не вода и не суша-
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
Дети: БОЛОТО
Логопед: Не море и не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
Дети: БОЛОТО
Логопед: Бегу как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
Дети: РУЧЕЁК
Обсуждение: Чем ручей отличается от речки, болото от реки?
Иллюстрации на доске.
Сообщение темы
Логопед : Сегодня мы познакомимся с одним замечательным произведением Самуила Яковлевича Маршака «Волга и Вазуза».
Какое знакомое название вы услышали?
Дети:
Волга.
Логопед:Правильно. Это река Волга, на берегу которой находится наш город Самара.
Знакомство со сказкой «Волга и Вазуза»
Чтение логопедом :
Меж болот из малого колодца
Ручеёк не умолкая льётся.
Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдёшь его через дощечку,
А глядишь- ручей разлился в речку, …
Беседа по вопросам: что такое исток?
У истока Волги установлен большой камень, на котором написаны такие слова: "Путник! Обрати взор свой на Волги исток. Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь истоки души народной. Храни их. Камень сей, заложен 27 июня 1989 года. Живущим и будущим детям России. Оглянись уходя". Как тайна рождения до конца не осознается человеком, как она всё равно остается непонятной, так и тут, рождение великой реки остается волнующей загадкой. Как, почему не высыхает и не иссякает этот ручей? Откуда всё-таки он берется?
Все дети были удивлены, как же это такое может быть? На Валдайской возвышенности в Тверской области у деревни Волговерховье из небольшого болотца, окруженного лесом, вытекает маленький ручеек. Это и есть исток нашей великой реки Волги. Каждый очень хотел бы попасть на исток Волги! Осташков - самый ближайший город до этого необыкновеннейшего места.
Показ слайдов
Логопед: Хоть местами речку эту вброд
И цыплёнок летом перейдёт.
Но поят её ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз,
И течёт она рекой широкой,
Разливается в спокойный плёс, ….
Начиная свой путь, маленький ручеек постепенно превращается в небольшую речушку («…. А глядишь- ручей разлился в речку», протекающую через несколько озёр и принимающую в себя небольшие речки, становясь при этом полнее и шире («И течёт она рекой широкой» ….)
Действительно, после соединения нашей красавицы с Камой, Волга становится не просто полноводной и сильной, а настоящей могучей рекой.
Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края да в степной.
И зовут её рекою Волгой
Матушкой, кормилицей родной.
Логопед: Ребята, как автор называет Волгу?
Дети: Матушкой,кормилицей родной.
Логопед: Почему?
Дети: Потому что по реке перевозят разные грузы и продукты питания и многое другое…
Логопед: Правильно. Волга-река судоходная, по ней ходят разные суда, а какие именно?
Дети: баржи, корабли, лодки, катера, теплоходы.
Логопед: Молодцы. Ребята, вы любите летом купаться в Волге?
Давайте представим, что сейчас лето.
Динамическая пауза
Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Я предлагаю приобрести билеты и отправиться по Волге на теплоходе, посмотреть, какие ещё города расположены на её берегах?
Мы нарисовали географическую карту, где флажками отмечали города, расположенные по берегам реки. Дидактические игры: «Найди город», «Какой город между?»
По разнообразию рыбы Волга - одна из богатейших рек. В бассейне реки Волги обитает 76 видов различных рыб. В Волгу из Каспийского моря заходят белуга, осетр, севрюга, шип, белорыбица, сельдь, сазан, лещ, судак, вобла и др. Постоянно в Волге обитают стерлядь, сазан, лещ, судак, язь, щука, налим, сом, окунь, ерш, жерех. Красная рыба - слава Астраханского края. Здесь обитает пять видов осетровой рыбы - русский осетр, севрюга, белуга, шип и стерлядь. Здесь мы так же использовали дидактические игры «Рыбаки на Волге», «Кто быстрее», «Варим уху», «О чём шепчет рыбка?», «В поход с ночёвкой». Цели игр: развивать умения группировать предметы по признакам соотнесённости, формируя доступные родовые и видовые обобщающие понятия, учить активно использовать в речи слова в точном соответствии со смыслом, расширять и активизировать использование в речи предлогов, способствовать использованию в речи слов разной слоговой структуры, построению предложений разной структуры, умение распространять предложения однородными членами.
Чтобы не скучать в пути, поиграем «Скажи наоборот» (игра проводится с мячом) :
Узкая река – широкая река
Длинная река – короткая река
Чистая река – грязная река
Глубокая река- мелкая река
Вот и причал, Речной порт «Самара»
Мы живём в городе Самаре, значит мы … (самарцы)
В Саратове (саратовцы)
В Казани (казанцы)
В Астрахани (астраханцы)
В Сызрани … (сызранцы)
В Нижнем Новгороде (нижегородцы)
В Волгограде (волгоградцы)
В Тольятти (тольяттинцы)
В Чебоксарах (чебоксарцы)
В Ярославле (ярославцы)
В Москве … (москвичи)
В Санкт- Петербурге (петербуржцы)
Итог: Молодцы, ребята. Вы уже многое знаете, умеете чётко проговаривать все звуки, образовывать родственные слова, отгадывать загадки. Скажите, с каким произведением мы сегодня начали знакомство?
Дети: «Волга и Вазуза».
Логопед: Что нового вы узнали?
Ответы детей.
На следующих занятиях мы продолжим изучать эту замечательную сказку.
Я предлагаю вам принести фото из ваших семейных альбомов, где запечатлены ваши самые любимые места на Волге, как вы отдыхаете, путешествуете по Волге. Придумать рассказ и на следующем занятии его рассказать.
Литература
1. Аверина Т. В., Николаева Л. А., Горина Н. В. Первоцвет. Познавательное развитие детей старшей группы детского сада. - Самара, 2008.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2012.
3. Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М. : АРКТИ, 2004.