Любовь Михайловна Печикина
Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Как дикие животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познание»
Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме»
Цель: формировать представления детей об условиях жизни диких животных в природе
Задачи:
Образовательные : продолжать знакомить с особенностями, умениями диких животных приспосабливаться к изменениям в природных условиях; расширить и систематизировать знания о временах года, сезонных изменениях, формировать представления об особенностях приспособления диких животных к окружающей среде.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной группы „Как дикие животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Развивающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, память, расширенный кругозор
Воспитательные: воспитывать любовь к природе и животным
Словарная работа: активизация и пополнение словаря (существительные, глаголы, прилагательные, наречия); берлога, грызуны, запасы.
Используемые методы и приемы: применение речевой игры, загадок, отрывков стихотворений, активного диалога, вопросов; метод моделирования (использование схем – моделей, картинок – ассоциаций, имитаций движений); организация 1 части в виде речевой игры, создание игровой ситуации, появление персонажа; интегрированный подход при выполнении творческих заданий; релаксация
Материалы: картинки с изображениями животных, магнитная доска, динамические модели «Как животные зимуют», шапочки зверей, цветные карандаши, индивидуальные игровые дидактические карточки (животный мир, карты – ассоциации, аудио – оборудование, диски
Предварительная работа: чтение рассказов о диких животных, разучивание игры «Здравствуй», разучивание стихотворений о диких животных, беседы о временах года и диких животных, рассматривание картинок, иллюстраций, слайдов по теме.
Индивидуальная работа: следить за правильным построением предложения, формированием моторных навыков
Ход игры
1.
Воспитатель: Сегодня, дети мы с вами поиграем. Для начала мы поздороваемся, приветствуем друг друга
Проводится речевая игра «Здравствуйте»
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице
Даже «Здравсвуй» говорю:
Я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое! (показать солнце)
Здравствуй, небо голубое! (показать небо)
Здравствуй, вольный ветерок! (наклон вправо, влево)
Здравствуй, маленький дубок! (руки сложены)
Здравствуй, утро! (жест вправо)
Здравствуй, день! (жест влево)
Нам здороваться не лень! (руки сложены на груди)
2.
Воспитатель: (предлагает детям поиграть в следующую игру)
Проводится игра «Когда это бывает?» (у детей карточки – ассоциации: белые – зима, зеленые – весна, красные –лето, желтые – осень). Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.
Воспитатель:
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня …. (Зима)
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотистая пшеница,
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает? (Летом)
Зазвенели ручьи,
Полетели грачи,
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает? (Весной)
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
3.
Сюрпризный момент. Слышится стук в дверь, приходит старик – Лесовик
Старик – Лесовик: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Мне сообщили, что сегодня играем в замечательную игру. Прошу прощения за свое опоздание. Я не мог найти ваш детский сад, не узнаю знакомых мест. Все изменилось вокруг, на деревьях нет листьев, трава стлала сухой, гуляя в лесу не встретил знакомых животных, тихо так, не с кем поговорить. Ребята, почему это случилось?
Дети: Стало холодно, деревья приготовились к зиме, листву сбросили. Скоро наступит зима
Дети читают стихотворение (по очереди)
Ни листочка, ни травинки,
Тихим стал наш детский сад
И березки, и осинки
Скучные стоят.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Дайте осинке
Пальто и ботинки
Нужно согреться
Бедной осинке
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится
Кто сказал что дубу,
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый –
Значит он выносливый,
Значит закаленный
Осеньь наступила,
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит
Старик – Лесовик: спасибо вам, дети, за интересные стихи. Пора мне возвращаться в лес, посмотреть, может, там еще что изменилось. До свидания!
4.
Воспитатель: Давайте немножко отдохнем. Все сядьте по удобнее, закройте глазки, послушайте музыку. (звучит музыка СД диск – «Природа», проводится релаксация)
Воспитатель:
Все умеют танцевать
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая.
Очень легкая, простая,
Замедляются движенья,
Исчезает напряжение
И становится понятно –
Расслабление приятно.
5.
Воспитатель: Мы с вами отдохнули. А сейчас будем выполнять интересные задания.
Дети посмотрите на доску. (на доске выставлены динамические модели «Как дикие животные зимуют») Будьте внимательны! Эти картинки необычные, они волшебные. Давайте посмотрим на дерево, здесь сесть дверца, открываем ее. Кто там спрятался? (Показывает картинки с изображением белки. Ответы детей). Почему они спрятались?
Дети: Скоро наступит зима, будет морозно, голодко. Сейчас в лесу нет ни ягод, ни орехов, ни грибов. Но белочка, заботливая хозяйка, заранее сделала запасы еды и теперь спокойно может зимовать.
Воспитатель: Дети, а цвет шубки белочка поменяла?
Дети: Да. Он стал серым
Воспитатель: Теперь давайте посмотрим на берлогу. Вспомните, кто там живет? (Ответы детей) Скажите, чем питается медведь?
Дети: Медведь питается ягодами, медом
Воспитатель: Этого зимой нет. Медведи строят берлоги и спят до самой весны, пока не пригреет солнце, и все не начнет цвести. Посмотрите на пенек, как вы думаете, кто же там спрятался?
Дети: Там спрятались мыши и ежик.
Воспитатель: Ежик колючий, свернулся в клубок и приготовился спать. Он питается мелкими грызунами, грибами. Еду стало трудно добывать, и он тоже спит, заготовив себе запасы.
Посмотрим на последнюю картинку. Кто же здесь изображен?
Дети: На картинке – заяц
Воспитатель: Что же стало с зайчиком? Я его не узнаю
Дети: Заяц поменял цвет шерсти и его шубка стала как снег, белая
Воспитатель: А почему он стал белым?
Дети: На белом снегу его будет не заметно. И его не смогут найти лиса (волк)
6.
Пальчиковая гимнастика «Звери в лесу»
Еж, медведь, барсук, енот (соединяем пальцы с большим по очереди)
Спят зимою каждый год (сжимаем и разжимаем кулачки)
Волка, зайца и лису (соединяем пальцы с большим указательным по очереди)
И зимой найдешь в лесу (сжимаем и разжимаем кулачки)
7. Упражнение на развитие мимических движений
Воспитатель: Сейчас мы вами поиграем. Вокруг себя обернись и в зверя превратись!
(Дети изображают : злого, сердитого волка, хитрую лису, трусливого зайца)
Дети проходят за столы. К ним выходят «лесные звери» (дети в масках ежа, медведя, зайца)
Воспитатель: Давайте попросим «лесных жителей» рассказать, как они встречают осень
Мишка:
В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима придет опять.
Пусть мне во сне приснится мед,
Проснусь, когда весна придет
Зайка:
Пора мне зайчику линять,
Пора мне шубку поменять,
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу
Ежик:
Я тоже буду спать, как мишка,
Я поохотился за лето:
Грибы искал,
Мышей ловил.
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.
8.
Воспитатель: К уходу зимы звери поменяли цвет шерсти, она стала гуще, приготовили себе дома, берлоги, дупла, норы, заготовили корм. Дети, посмотрите старичок – Лесовичок оставил вам замечательные картинки и попросил раскрасить их. Посмотрите внимательно, выберите диких животных и раскрасьте их. Посмотрите внимательно, выберите диких животных и раскрасьте их (звучит музыка СД диск – «Природа», дети внимательно выполняют задание). По окончании игр и выполненных заданий делятся впечатлениями.
Методика работы с динамическими картинками
Демонстрационные картины могут быть использованы на различных занятиях, в совместной деятельности с детьми. Помогут оснастить педагогический процесс качественным современным иллюстративным материалом и окажет педагогам методическую поддержку. Картины и динамические модели, расширят представления дошкольников о живой природе, помогут уточнить знания детей, познакомить воспитанников с тем, чего не могут в данный момент видеть в своем реальном окружении.
Своеобразие динамических моделей – «двойных» рисунков – заключается в том, что имеет возможность продемонстрировать детям скрытые от глаза наблюдателя процессы. Так, при рассказе о том, как устроен муравейник, взрослому достаточно будет просто поднять клапан (подвижный фрагмент изображения, и дети увидят муравейник в разрезе. Таким образом проводится и ряд других занятий. Кроме того, простые по композиции и в то же время очень достоверные картинки могут быть использованы педагогом для обучения детей составлению описанных рассказов.
Помимо динамических моделей, в пособии предоставлены наглядные модели – условные схематические изображения явлений природы, свойств и признаков животных. Метод наглядного моделирования детально разработан Н. Н. Кондратьевой. Модели помогают детям сравнивать, анализировать, обобщать. Иными словами, у детей развиваются основные операции мышления. Они лучше запоминают информацию и способы самостоятельно устанавливать зависимости и последовательность происходящего в природе.