Лидия Короткова
Обогащение словаря детей с ОНР относительными прилагательными
▼ Скачать + Заказать документы
Исследованием словарного запаса детей с ОНР занимались такие авторы, как О Е. Грибова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. В. Серебрякова, А. В. Ястребова и др. Все они отмечали, что у детей с ОНР объем словарного запаса значительно снижен по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Бедность словарного запаса проявляется в том, что дети с ОНР не знают многих слов : названий ягод, цветов, рыб, животных, инструментов, частей тела и предметов. Значительно сложнее они усваивают слова обобщенного значения. Особенно страдает у детей с ОНР словарь прилагательных.
Публикация «Обогащение словаря детей с ОНР относительными прилагательными» размещена в разделах
Автор А. Н. Тихонов «Современный русский язык» - «Имена прилагательные обозначают признак предмета и выражают грамматическую зависимость признака от предмета в формах согласования с существительным в роде, числе и падеже, выступают в функции определения или именного сказуемого»
Относительные прилагательные являются не прямыми, а опосредованными названиями признаков предметов. Признак предмета в них указывает на разнообразные отношения : к предмету, к лицу, к месту, ко времени, к действию как свойству и др.
Все относительные прилагательные обозначают постоянные, неизменяемые признаки предметов: ложки не могут быть более (или менее) деревянными.
Научные исследования ряда психологов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа. Речь является основным средством и формой самовыражения и коммуникации детей, она служит способом регуляции его поведения.
Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря. Известно словарь включает в себя два понятия - это активный и пассивный словари. Задача воспитателя состоит в том, чтобы активизировать пассивный словарь.
А. М. Бородич и В. И. Яншина дают следующие определения понятий об активном и пассивном словаре :
Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.
Пассивный словарь - слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка - часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию.
Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную педагогическую задачу, которая реализуется в методике развития речи. Эта наука сравнительно молодая.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
Следовательно, дидактические игры и упражнения являются идеальными условиями для развития речи детей и они незаменимы для развития речевой деятельности детей.
Игры на развитие относительных прилагательных в активной речи.
Игра «Какое это блюдо»
Цель игры: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и назвать правильно получившееся блюдо.
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … ?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … ?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … ?
Игра «Из чего сделано?»
Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры: Педагог бросает мяч ребенку и говорит: «Рукавички из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».