Лучший педагог года

Обогащение словаря детей с ОНР относительными прилагательными

Лидия Короткова
Обогащение словаря детей с ОНР относительными прилагательными
▼ Скачать + Заказать документы

Исследованием словарного запаса детей с ОНР занимались такие авторы, как О Е. Грибова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. В. Серебрякова, А. В. Ястребова и др. Все они отмечали, что у детей с ОНР объем словарного запаса значительно снижен по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Бедность словарного запаса проявляется в том, что дети с ОНР не знают многих слов : названий ягод, цветов, рыб, животных, инструментов, частей тела и предметов. Значительно сложнее они усваивают слова обобщенного значения. Особенно страдает у детей с ОНР словарь прилагательных.

Публикация «Обогащение словаря детей с ОНР относительными прилагательными» размещена в разделах

Автор А. Н. Тихонов «Современный русский язык» - «Имена прилагательные обозначают признак предмета и выражают грамматическую зависимость признака от предмета в формах согласования с существительным в роде, числе и падеже, выступают в функции определения или именного сказуемого»

Относительные прилагательные являются не прямыми, а опосредованными названиями признаков предметов. Признак предмета в них указывает на разнообразные отношения : к предмету, к лицу, к месту, ко времени, к действию как свойству и др.

Все относительные прилагательные обозначают постоянные, неизменяемые признаки предметов: ложки не могут быть более (или менее) деревянными.

Научные исследования ряда психологов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа. Речь является основным средством и формой самовыражения и коммуникации детей, она служит способом регуляции его поведения.

Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря. Известно словарь включает в себя два понятия - это активный и пассивный словари. Задача воспитателя состоит в том, чтобы активизировать пассивный словарь.

А. М. Бородич и В. И. Яншина дают следующие определения понятий об активном и пассивном словаре :

Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.

Пассивный словарь - слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка - часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию.

Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную педагогическую задачу, которая реализуется в методике развития речи. Эта наука сравнительно молодая.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

Следовательно, дидактические игры и упражнения являются идеальными условиями для развития речи детей и они незаменимы для развития речевой деятельности детей.

Игры на развитие относительных прилагательных в активной речи.

Игра «Какое это блюдо»

Цель игры: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Ход игры: педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и назвать правильно получившееся блюдо.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … ?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … ?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … ?

Игра «Из чего сделано?»

Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры: Педагог бросает мяч ребенку и говорит: «Рукавички из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

Публикации по теме:

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Дидактическое пособие «Где каши — там и наши!» для ознакомления детей с относительными прилагательнымиДидактическое пособие «Где каши — там и наши!» для ознакомления детей с относительными прилагательными Возраст: 4+ Задачи: - знакомить детей с различными материалами (крупами); - закреплять у детей практические навыки образования и правильного.

Дидактическое пособие «Я модельер!» для ознакомления детей с относительными и качественными прилагательнымиДидактическое пособие «Я модельер!» для ознакомления детей с относительными и качественными прилагательными Возраст: 4+ Задачи: • знакомить детей с различными материалами по лексической теме «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»; • формировать.

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс «Модель Солнечной системы с относительными размерами планет и самого Солнца».Мастер-класс «Модель Солнечной системы с относительными размерами планет и самого Солнца». Очень давняя предыстория. Мне было года четыре. Я спросила: - Какое Солнце? - Большое. - Такое, - показываю, соединив руки в круг. - Больше.

Серия дидактических игр «Мультяшки и вкусняшки» для ознакомления детей с относительными прилагательнымиСерия дидактических игр «Мультяшки и вкусняшки» для ознакомления детей с относительными прилагательными Возраст: 4+ Цель: образование относительных прилагательных и согласование с существительными в роде, числе, падеже. Задачи: - актуализировать.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обогащение словаря детей с ОНР относительными прилагательными
Опубликовано: 21 октября 2020 в 13:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение словаря детей с ОНР относительными прилагательными» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Короткова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД