Татьяна Голубева
Дидактическое пособие «Я модельер!» для ознакомления детей с относительными и качественными прилагательными
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: 4+
Задачи:
• знакомить детей с различными материалами по лексической теме «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»;
• формировать практические навыки образования и правильного употребления относительных прилагательных;
• совершенствовать навыки словообразования, словоизменения и согласования;
• обогащать и активизировать словарный запас;
развивать языковое чутьё, творческие способности, связную речь в процессе составления предложений с относительными прилагательными;
Публикация «Дидактическое пособие „Я модельер!“ для ознакомления детей с относительными и качественными прилагательными» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2017
Комплектация: плоскостные ламинированные карточки формата А4 (5 шт.) с изображениями мальчиков и девочек с вырезанными силуэтами платьев и бантов – у девочек, футболок и шорт – у мальчиков; ламинированные карточки формата А5 (14 шт.) с вырезанными силуэтами предметов одежды; лоскуты тканей размером 15Х20 см разных видов, цветов и фактур.
Словарь
1. одежда, обувь, головные уборы: платье, шорты, футболка, куртка, юбка, брюки, носки, свитер (джемпер), шуба (пальто, шарф, трусики, сапоги, туфли, тапки, шапка, шляпа, кепка.
2. ткани, относительные прилагательные:
• атлас – атласный, атласная, атласное, атласные
• бархат – бархатный, бархатная, бархатное, бархатные
• вельвет – вельветовый, вельветовая, вельветовое, вельветовые
• джинса – джинсовый, джинсовая, джинсовое, джинсовые
• драп – драповый, драповая, драповое, драповые
• кожа – кожаный, кожаная, кожаное, кожаные
• кружево – кружевной, кружевная, кружевное, кружевные
• лен – льняной, льняная, льняное, льняные
• мех – меховой, меховая, меховое, меховые
• сатин – сатиновый, сатиновая, сатиновое, сатиновые
• ситец – ситцевый, ситцевая, ситцевое, ситцевые
• трикотаж – трикотажный, трикотажная, трикотажное, трикотажные
• фланель – фланелевый, фланелевая, фланелевое, фланелевые
• флис – флисовый, флисовая, флисовое, флисовые
• шерсть – шерстяной, шерстяная, шерстяное, шерстяные
• шёлк – шёлковый, шёлковая, шёлковое, шёлковые
3. качественные прилагательные: по основным цветам и их оттенкам; по текстуре и фактуре – разноцветный, пёстрый, клетчатый, полосатый, пушистый, гладкий, шершавый, гладкий, блестящий, плотный, тянущийся, тонкий, толстый, …
Предварительная работа:
Объяснить детям, что швея, портной (портниха, модельер – это профессии людей, создающих одежду.
Определить, дают ли дети ответы на следующие вопросы: Какую вы знаете одежду? … Из чего шьют одежду? … Какие вы знаете ткани? …
Варианты игр
1.«Посмотри и назови»
Цель: знакомство детей с различными тканями, обогащение словарного запаса детей существительными, обозначающими различные материалы
Ход: Лоскуты ткани раздаются детям. Дети называют материал (если ребёнок затрудняется, учитель - логопед называет ткань, а ребенок – повторяет).
2.«Вспомни – назови»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, активизация слухового внимания, актуализация словаря
Ход: Логопед читает стихи и просит детей вспомнить, какие названия тканей упоминались в тексте.
***
Жил портной один умелый,
Знал прекрасно своё дело:
Ткани выбирал для нас -
Хлопок, ситец и атлас …
И на праздник у ребят
Новый был всегда наряд.
***
Спешит, шуршит иголка,
Склонилась голова,
По голубому шёлку
Кружатся кружева …
***
Ну а мы за платьем новым
Обращаемся к портному.
Мерку снимет он сейчас же,
Модный подберет фасон,
Ткани разные покажет:
Яркий ситец, шелк и лён …
***
Любит с куклами водиться,
Шьет им платья мастерица:
Блузки, юбочки из ситца,
Чтобы можно покрутиться.
3.«Я модельер!»
Цель: формирование практических навыков образования и правильного употребления относительных прилагательных; совершенствование навыков словообразования, словоизменения и согласования
Ход: Под карточку подкладывается ткань, и ребенок называет, какая одежда из неё получится, например: льняное (платье), льняной (бантик), льняные (шорты), льняная (рубашка, футболка) и т. д. (см. Словарь)
P. S. Можно создавать комплекты одежды, подкладывая под карточку 2 - 3 разные ткани (шорты джинсовые, а футболка трикотажная; юбка атласная, кофта кружевная, а бант шелковый и т. д.)
4.«О чем идёт речь?»
Цель: формирование языкового чутья, актуализация словарного запаса по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»
Ход: О чём можно сказать:
• шерстяная … (шапка, кофта), шерстяные … (варежки, носки), шерстяной … (шарф, свитер, джемпер), шерстяное … (платье) ;
• меховая (шуба, шапка), меховой (жилет, воротник), меховые (рукавицы), меховое (пальто) ;
• кожаный (жилет, жакет, ремень), кожаная (куртка, юбка), кожаное (пальто), кожаные (брюки, сапоги) и т. д. (см. Словарь)
5.«Как у меня!»
Цель: формирование практических навыков образования и правильного употребления относительных прилагательных; совершенствование навыков словообразования, словоизменения и согласования; развитие связной речи
Ход: Ребенок прикладывает карточку с изображением мальчика /девочки к предмету своей одежды и говорит: У девочки шелковое платье и шелковый бантик, как у меня! У мальчика трикотажная футболка и трикотажные шорты, как у меня! И т. п.
6.«Путаница»
Цель: совершенствование навыков словообразования, словоизменения и согласования; развитие вербального мышления, слухового внимания, памяти, связной речи, чувства юмора
Ход: Логопед предлагает прослушать словосочетания и предложения и исправить ошибки.
Например, бывает или не бывает: ситцевая (меховая) шуба; меховая (трикотажная) футболка; шелковая (шерстяная) шапка; сатиновые (кожаные) сапоги; …
Или исправление грамматических ошибок: соломенный (-ая) шляпа; резиновая (-ые) сапоги; меховые (-ое) пальто; трикотажное (-ый) шарф; …
Или работа с деформированной фразой: Шапка надела меховую Катю. Платье купило шелковую маму. Шарф связал шерстяную бабушку. Сапоги сняли резинового папу. Перчатка потеряла кожаного дедушку. Тапка утащила вельветовую собаку. И т. д.
7.«Подходит – не подходит»
Цель: гендерный подход в воспитании, развитие вербального мышления
Ход: Под карточку с девочкой / мальчиком подкладывается ткань, и ребенок определяет, подходит или не подходит данная расцветка и фактура для одежды мальчика / девочки, аргументируя, почему он так думает. Какая ткань / расцветка больше подойдет девочке, а какая – мальчику? Куда и когда можно ходить в такой одежде?
8.«Погладь рукой, скажи: какой?»
Цель: активизация и обогащение словаря ребенка качественными прилагательными
Ход: Ребенку предлагается назвать качества фактур тканей: гладкая, пушистая, шершавая, прохладная и т. д. Предложить подумать, для шитья какой одежды можно применить данный материал.
9.«Разноцветные одёжки»
Цель: активизация и обогащение словаря ребенка качественными прилагательными, согласование с существительными в роде и числе
Ход: Под карточки подкладываются лоскуты разноцветной ткани.
Образовываются словосочетания: краснАЯ футболка, краснЫЙ бант, краснОЕ платье, краснЫЕ шорты, полосатАЯ юбка, клетчатЫЕ брюки, разноцветнАЯ шляпка и т. п. Окончания прилагательных четко проговариваются.
10. «Одежда в пословицах и поговорках»
По одежке встречают, по уму провожают.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Береги одежду снова, а здоровье и честь — смолоду.
По одежке не суди, по делам гляди.
С миру по нитке — голому рубаха.
Шуба не ради красы, а ради тепла.
За модой не угонишься.