Татьяна Голубева
Дидактическое пособие «Где каши — там и наши!» для ознакомления детей с относительными прилагательными
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: 4+
Задачи:
- знакомить детей с различными материалами (крупами);
- закреплять у детей практические навыки образования и правильного употребления относительных прилагательных;
- формировать навыки словообразования и словоизменения;
- активизировать и обогащать номинативный, адъективный и предикативный словарь детей;
- развивать языковое чутье, социально-коммуникативные навыки, связную речь в процессе составления предложений с относительными прилагательными.
Публикация «Дидактическое пособие „Где каши — там и наши!“ для ознакомления детей с относительными прилагательными» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2016
Комплектация: наборные полотна - плоскостные ламинированные изображения двух малышей формата А3 с наклеенными кусочками липкой ленты «велькро» для крепления карточек - тарелок; ламинированные карточки - тарелки (10 шт.) с изображением различных круп (с тыльной стороны к тарелкам приклеены кусочки липкой ленты), мешочек с прозрачными пластиковыми контейнерами, в которые насыпаны различные крупы.
Список круп и относительных прилагательных:
• манка – манная;
• гречка – гречневая;
• пшено – пшённая;
• рис – рисовая;
• кукуруза – кукурузная;
• геркулес (овёс) – геркулесовая (овсяная);
• ячка – ячневая;
• перловка – перловая;
• горох – гороховая;
• фасоль – фасолевая.
Описание игры
К детям в гости пришли малыши – Таня и Ваня. Они очень любят есть вкусную кашку.
Логопед читает потешку:
Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите –
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Наших деток накормите! (И. Токмакова)
Тарелка-карточка помещается «в руки» малышей (прикрепляется на кусочек липкой ленты).
Варианты игр
1.«Волшебный мешочек»
Дети по очереди достают из мешочка контейнеры с крупами и с помощью логопеда называют крупу: «Это рис (горох, фасоль …)
2.«Готовим вкусную кашу для Тани и Вани»
Детям предлагается сварить кашу для малышей. Дополнительно обговаривается, какие еще продукты нужны для того, чтобы сварить кашу (молоко или вода, соль, сахар, сливочное или растительное масло, фрукты, овощи).
Далее каждый ребенок находит к контейнеру с крупой соответствующую карточку - тарелку. После этого говорит: «Я сварил (приготовил) кашу из манки (гречки, риса и т. п.)»
3.«Угостим малышей кашей»
Логопед говорит:
Это – ложка, это – чашка.
В чашке сладенькая кашка. (Н. Пикулева)
Детям предлагается накормить (угостить) малышей кашей. Каждый ребенок по очереди подходит к малышам, дает тарелку с кашей в ручки Тане или Ване (прикрепляет на кусочек липкой ленты), берет ложку и «кормит» малыша из ложечки, говоря при этом: «Я кормлю Таню (Ваню) манной кашей» Или: «Я угощаю Ваню (Таню) кукурузной кашей» Или: «Кушай, Таня (Ваня), вкусную и полезную кукурузную (гороховую, перловую …) кашку!» И т. д.
После каждого «кормления» для закрепления относительных прилагательных в речи детей, логопед предлагает повторить за ним стихотворные строки:
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой (перловой, рисовой) не стало!
4.«Пословицы и поговорки о каше»
В свободное время / режимные моменты выучить с детьми пословицы и поговорки о каше:
•Где каши – там и наши.
•Щи да каша – пища наша.
•Кашу маслом не испортишь.
•Заварил кашу, так не жалей масла!
•Что за обед, коли каши нет.
•Без каши обед не в обед.
•Русская каша – матушка наша.
•Хороша кашка, да мала чашка.
•Русского мужика без каши не накормишь.
Спасибо за внимание!