Приложение МААМ

Обогащение музыкального опыта и воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников

Светлана Юстус
Обогащение музыкального опыта и воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Первомайский»

Омского муниципального района Омской области

Публикация статьи по теме:

«Обогащение музыкального опыта и воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников через ознакомление

с песнями военных лет»

Подготовила музыкальный руководитель

Публикация «Обогащение музыкального опыта и воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников» размещена в разделах

Юстус Светлана Игоревна

2016 г.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

к родному селу, к родной речи – задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит

в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому

и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачёв

… Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Юрий Воронов,

участник блокады Ленинграда

Дошкольное детство – это тот возраст, когда человек особенно глубоко впитывает все впечатления окружающей жизни. Как правильно воспитать ребенка? Главные условия его воспитания : семья, компетентный педагог и среда, в которой растет и воспитывается ребенок.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Это то, что помогает формировать личность ребенка, его душу. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить нравственные чувства, любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Единого подхода к определению «нравственно-патриотического воспитания» не существует. Нравственно-патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым ее видом, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность и безнравственность, поклонение ко всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах. А ведь у нас есть прекрасный образ прошлого, великая традиция, богатейшая культура. Нам есть что наследовать, есть чем гордиться. Нельзя оборваться нитям, которые тянутся из прошлого к будущему. Поэтому в подготовке ребенка к будущей самостоятельной жизни необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географически, природно-экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему большому Отечеству начинается с любви к своему малому краю и селу. ….

Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная семья –

Это все называется Родина,

Дорогая, родная земля!

Даже солнце здесь светит теплее,

И ромашки красивей цветут.

И горжусь я землею своею –

Здесь хорошие люди живут…

Патриотическое воспитание – неотъемлемая и весомая часть нравственного воспитания. Патриотизм – высокое человеческое чувство, оно многогранно по содержанию:

- любовь к родным и близким;

- любовь и интерес к малой и большой Родине, ее истории, культуре;

- гордость за свой народ;

- готовность встать на защиту Родины (у взрослого человека это проявление любви и преданности Родине);

Т. е. патриотическое воспитание можно назвать одним из сложных направлений в дошкольном образовании. Осуществляется через решение следующих задач:

- воспитание любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, селу, своему региону (история, достопримечательности, культура, традиции, знатные люди);

- формирование бережного отношения к природе;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- расширение представлений о России, о столице;

- знакомство с символами государства, страны, области, района, села;

- расширение представлений о Российской армии в целом и как защитнице страны, воспитание уважения ко всем защитникам Отечества, в том числе своего села;

- развитие чувства ответственности и гордости за свой народ.

С 2010 по 2013 г. г. наш детский сад работал по долгосрочному проекту «История и традиции родных мест», в процессе которого решались все вышесказанные задачи. В последние годы эти задачи расширялись и дополнялись во всех видах детской деятельности, в частности в музыкальной совместной образовательной деятельности, в кружковой деятельности (казачий фольклорный кружок «Казачок» работает и в настоящее время, в праздниках и развлечениях патриотической направленности. (слайд фото с праздников)

2015г. – является юбилейным годом празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и в связи с этим великим для нас событием мы наиболее полно и выпукло проводили работу по патриотическому воспитанию на примере подвига участников ВОВ – солдат, партизан, в т. ч. детей, тружеников тыла, а также вели работу по расширению доступных знаний и представлений детей, по формированию сознанного отношения ко Дню Победы, по воспитанию и уважению к защитникам, ветеранам, благодарности за их подвиг.

Непростой оказалась для нас задача – донести до детского сознания смысл этого значимого для всей нашей страны праздника. С этой целью был составлен план подготовки к 70-летию Победы и спроектирован образовательный модуль «Священный праздник День Победы».

Цель модуля – формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.

Задачи модуля:

- показать детям, какой ценой была достигнута Победа, насколько трудными были шаги к ней с первых дней войны;

- знакомить детей с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны, с важнейшими битвами войны, городами-героями;

- раскрыть понятия «знамя Победы», «ветеран»;

- познакомить детей с известными героями, совершившими подвиг во имя Победы;

- рассказать о жизни детей в годы войны, о партизанском движении;

- познакомить детей с произведениями искусств времен войны и посвященными Великой Отечественной войне: художественной литературой, песнями, картинами, плакатами;

- познакомить детей с памятниками, установленными в честь воинов-победителей – в стране и в г. Омске;

- знакомить детей с тем, как жители Омской области, в том числе наши односельчане, сражались на полях Великой Отечественной войны и трудились в тылу, приближая Победу;

- воспитывать патриотизм и высокие моральные качества у дошкольников, желание защищать свою Родину и беречь мир;

- воспитывать осознанное уважение к ветеранам войны, труженикам тыла, защитникам Отечества;

- активно сотрудничать с семьёй в реализации модуля.

Особенностью работы по модулю явилась тесная взаимосвязь, взаимопроникновение форм, приемов, участников образовательного процесса – сквозное интегрирование. Названные задачи интегрированно решались всеми педагогами ДОУ, начиная с педагогов младших групп, которые участвовали во всех формах, кроме образовательной деятельности: в организации развивающей предметно-пространственной среды, в проведении итоговых тематических и общественных мероприятиях. Педагоги средней и старших групп уже организовывали детей в образовательной деятельности. Используемые формы и приемы в работе с детьми по модулю были заимствованы из одной формы в – другую. (Пр. : песни и стихи, представленные детьми в литературно-игровом досуге «Что такое День Победы?», также пелись и читались на празднике, посвященном Дню Победы, и в военно-спортивной игре «Салют, Победа!»). Также задачи модуля решались во всех видах детской деятельности и прошли через все образовательные области.

Поставив перед собой, как и все педагоги, такие сложные задачи в русле образовательного модуля, мною были выбраны различные формы и приемы воспитания патриотических чувств у старших дошкольников, которые частично дублировались и дополнялись не только в музыкальной, но и в других видах детской деятельности.

Начиная с января месяца 2015 года, я постепенно начала включать в совместную образовательную деятельность с детьми беседы о празднике, о начале войны, о битвах войны, о героях войны и др. темы. Также на музыкальных занятиях в процессе слушания дети знакомились с песнями времен Великой Отечественной войны: «Священная война», «В землянке», «Темная ночь», «Огонек», «Ой, туманы», «Три танкиста» и др., а также с песнями, написанными после войны: «День Победы», «Журавли». Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых! В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали композиторы и поэты в те годы, это была бы антология истории Великой Отечественной войны. Здесь главная наша задача была научить детей слушать и понимать смысл текста песен, сочувствовать переживаниям, выраженным в словах и музыке этих песен. Кроме слушания военных песен, с детьми были разучены современные детские песни военной тематики: «Рисунок», «Салют Победы», «Вечный огонь», особенно полюбившаяся детям знакомая всем песня «Катюша» М. Блантера, премьера которой состоялась ещё в 1938 году, когда ещё никто не думал о войне. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому эта песня в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Наряду с разучиванием и прослушиванием военных песен детям предоставлялась возможность просматривать иллюстрации и репродукции картин, изображающих военные события Великой Отечественной войны:

П. А. Кривоногов «На Курской дуге»

С. Герасимов «Мать партизана»

И. Н. Аристов «Спасение знамени»

П. А. Кривоногов «Победа»

А. А. Пластов «Партизаны»

В. Е. Памфилов «Подвиг Матросова»

А. Лактионов «Письмо с фронта» и др.

Большой отклик и интерес детей вызвали небольшие мультимедийные презентации, посвященные Великой Отечественной войне разной тематики: «Начало войны», «Дети войны», «Великая Отечественная война» и др., а также военные мультфильмы для детей: «Солдатская сказка», «Воспоминание», «Василек» и др., которые обязательно сопровождались музыкальными произведениями военной тематики, усиливающие впечатления детей.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема Защитников Отечества. 23 февраля - День Защитника Отечества. Эта тема очень любима детьми. На музыкальных занятиях мы говорим с детьми о защитниках нашей Родины. Прошлогодний праздник к 23 февраля «Там, на неведомых дорожках» тоже проходил в этом году в русле образовательного модуля «Священный праздник День Победы». Дети пели песни, читали стихи, выполняли торжественные перестроения, играли в военные игры. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты» и «Наша армия сильна» муз. А. Филиппенко. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Огромная радость и чувство гордости появляется у детей, когда в таких праздниках активное участие принимают их папы: соревнуются в командных играх, показывая свою силу и ловкость, отвечают на сложные вопросы военной тематики, помогают ребятишкам преодолевать разные препятствия в эстафетах. Тема этого праздника отражала не только защитников современной Родины или Древней Руси, но и акцентировала внимание детей на защитниках-участниках ВОВ.

Результатом моей деятельности как музыкального руководителя является проведение итогового доминантного занятия «Песни тех военных лет», которое прошло в рамках районного методического объединения и целью которого стало – формирование у детей понимания того, что песни военных лет поднимали дух у солдат и всего народа, помогали в борьбе с врагом. Занятие стало ответом на большой и значимый вопрос, который и явился долговременной мотивацией для детей – какое значение имела песня на войне. «Как вы думаете, может ли песня помочь бойцам на фронте в трудную минуту или их близким, которые ждали своих родных дома, тосковали по ним?» – задавала я вопрос детям на одном из рядовых музыкальных занятий. Дети с большим сомнением в глазах отвечали: «Нет, песни не могли помочь матерям, женам, которые ждали с войны своих близких, а уж тем более – бойцам в тяжелых сражениях с врагом, где было много горя и потерь». Ведь песня, как оказалось для наших детей, прежде всего, связана с ярким праздником, весельем, гуляньем, а тут война… И именно поэтому из-за неправильного понимания и отношения детей к значимости и важности песни в военное время и заставило меня придумать необычное занятие, в основу которого лег сюжет с фронтовыми письмами, которые как бы «прилетели» к детям из далекого военного прошлого от простых рядовых солдат. В каждом из этих писем солдаты вспоминали о какой-то своей любимой военной песне. Детям приходилась узнавать эти песни по вступлению, по описанию характера и даже станцевать с синими платочками под тихую, душевную песню Е. Петербургского «Синий платочек».

В соответствии с вышесказанным, большую роль в нравственно-патриотическом воспитании играет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда. В связи с празднованием Дня Победы в нашем детском саду были оформлены тематические стенды «Хроника войны» и «Наш репортаж», где были использованы как репродукции картин известных художников, так и фотографии с проведенных мероприятий – военно-спортивной игры «Салют, Победа!», литературно-игрового досуга «Что такое День Победы?» А также в музыкальном зале был вывешен Календарь отсчета, на котором дети отслеживали, сколько же дней осталось до Дня Победы. Совместно с родителями и детьми было украшено здание детского сада внутри и снаружи, включая территорию на улице: триколоровские флажки, военные плакаты, салюты и летящие голуби на окнах радовали глаз не только детей и их родителей, но и наших односельчан в предвкушении такого Великого для нашей страны праздника.

Кульминацией цикла мероприятий, посвященных ВОВ стал, конечно же, праздник, посвященный Дню Победы «Этих дней не смолкнет слава». Сюжет этого праздника был построен на военных воспоминаниях главного героя Бабушки и вопросах к ней очень любознательной её внучки Маши. Бабушка открывала старый настоящий сундук, который был взят из нашего музея, и показывала детям дорогие для неё вещи, напоминающие военное время. Если это был старый портрет дедушки-танкиста, то дети пели песню «Рисунок» - «Белая бумага, красный карандаш, дедушка у флага, рядом экипаж», если это был боевой орден дедушки, то дети читали стихи об орденах, если из сундука появлялась русская гармошка, то дети пели военные частушки, следом появлялись старенькие валеночки, которые, как вспоминала Бабушка, спасали в войну людей от зимних холодов, а с другой стороны – напомнили знакомую веселую песню того времени «Валенки», под звучание которой получился задорный детский танец «Валенки» в сопровождении как бы граммзаписи на старой граммпластинке, играющей на патефоне и оказавшейся в том же сундуке и многие другие интересные вещи находились в бабушкином сундуке: фронтовые треугольные письма, синие платочки для танца «Синий платочек», мешочек с крупой для игры «Свари кашу» с последующим просмотром для детей короткометражного мультфильма на большом экране «Солдатская каша». Все эти вещи из сундука вызывали у детей большой интерес и заставляли их размышлять о значимости и ценности этих вещей, которые Бабушка сохранила как бы со времен войны. В ценности и важности проведенной работы убедила нас и реакция присутствующих родителей – их живой интерес, слезы на глазах и слова благодарности после праздника. Вообще, роль родителей в реализации образовательного модуля «Священный праздник День Победы» проявилась в тесном сотрудничестве как в любой проектной деятельности. Родители оказали большую помощь в оформлении зала и групп детского сада к праздникам, приобрели различный дидактический материал, в т. ч. напечатали цветные плакаты войны, с большой благодарностью отзывались о нашей проделанной работе, о том, сколько их дети узнали нового о военном прошлом.

После проведения праздника, уже традиционно каждый год, мы с детьми приходим к памятнику и возлагаем цветы, чтим память о погибших, ушедших на фронт из нашего села Ачаир. К большому сожалению, в нашем селе не осталось ни одного ветерана. И в связи с этим в нашем детском саду старший воспитатель В. Г. Руденко, проникаясь этой темой и тем, что её родной дедушка уходил тоже на фронт из нашего села, ею было сочинено стихотворение «Память о ветеранах». (читаю) :

Память о ветеранахАчаира

В. Г. Руденко

Ушли уже из жизни ветераны,

Ушли, как в свой последний трудный бой.

И лишь незаживающею раной

О них тревожит память нас с тобой.

Мы помним, как у стен мемориала

Сидел торжественно их длинный ряд.

И нам казалось: слов и песен мало

Тех, что за подвиг их благодарят.

Они ж, не требуя особого вниманья,

Трудились, жили трудно – до краев.

Им не давали спать воспоминанья,

Болели раны фронтовых боев.

Про подвиг свой так просто вспоминали,

Надев медали или даже ордена:

Где воевали, и в какие дали

Бросала их суровая война.

И поминали с горечью немало

Своих друзей – и офицеров, и солдат,

Которых смерть в бою не миновала,

Не миновал проклятый тот снаряд.

И вот уже ушли ВСЕ ветераны,

Ушли как в свой последний трудный бой.

И только память, будто это рана,

Опять тревожит душу нам с тобой.

Очень жаль, что наши дети не имеют возможности послушать рассказы живых ветеранов о тех событиях, которые происходили в те далекие военные годы. Поэтому на своих занятиях мне приходится включать детям аудиорассказы ветеранов, которые тоже прошли войну. (Пр.)

Прослушивая рассказы и песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.

Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю на нас. И завещают беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный.

Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. И они никогда не забудутся нами во имя будущего.

Список литературы

1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авторы-составители: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова/Издательство Аркти Москва 2006.-180с.

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие/Н. В. Алешина – М. :ЦГЛ, 2004.47с.

3. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] : // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 9. С. 98-104.

4. Зеленова Н. Г. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»

5. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации[Текст] : – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 72с.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М., Мозаика-Синтез. 2005.

7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2003.

8. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1;

9. Антонов Ю. Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2011.- 128 с. - (Библиотека воспитателя) (5) ;

10. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. – М. : Гном, 2011 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Воспитание нравственно-патриотических чувств при ознакомлении дошкольников с подвигом русского народа в годы ВОв План работы по самообразованию на 2014-2015 учебный год воспитателя средней группы «Почемучки» Голубевой Оксаны Александровны Тема: Воспитание.

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Воспитание патриотизма начинается в дошкольном возрасте и тесно связано с конкретными представлениями детей: семья, детский сад, родной.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе приобщения к культуре народов Уральского региона Введение Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу и традициям.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». воспитатель Сафина Лейсан Рустямовна, МАДОУ №106 «Забава».

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родном городом Наш город просто невозможно не любить: ведь он растущий, современный, развивающийся,один из благоустроенных городов России, гордость Белгородской.

Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников в процессе изготовления русской тряпичной куклы» Проект: Развитие патриотических чувств у старших дошкольников в процессе изготовления русской тряпичной куклы. В рамках вариативной части.

Проект по развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе приобщения к народному творчеству Пояснительная записка АКТУАЛЬНОСТЬ Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека.

Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников при взаимодействии с родителями ЦЕЛЬ: - Создать условия для осуществления комплексного подхода к воспитанию нравственно-патриотических качеств, для приобщения дошкольников.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольниковВоспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение музыкального опыта и воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников
Опубликовано: 16 января 2016 в 20:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение музыкального опыта и воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Юстус (УИ 387731) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД