Едрец Олеся
Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников в процессе изготовления русской тряпичной куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : Развитие патриотических чувств у старших дошкольников в процессе изготовления русской тряпичной куклы.
В рамках вариативной части образовательной программы МБДОУ «Иланский детский сад № 7», реализую программу «Мой родной дом», которая включает региональный компонент и отражает специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Программа предполагает привитие детям интереса и любви к своему народу. Перед педагогами нашего сада стоит задача - формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству, традициям и обычаям.
Публикация «Проект „Развитие патриотических чувств у старших дошкольников в процессе изготовления русской тряпичной куклы“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Проекты, планы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Одним из приемлемых путей является изучение истории возникновения русской народной тряпичной куклы. Ее главная ценность в том, что она, является частью культуры, сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
Именно поэтому, на базе нашего детского сада был разработан и апробирован проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников в процессе изготовления русской тряпичной куклы», в котором мы вместе с детьми попытались изучить, сохранить и в какой-то мере возродить русскую традицию изготовления кукол.
На первом этапе работы над проектом мы с детьми познакомились с историей возникновения куклы, традициями их изготовления и применения. Узнали, что самой древней куклой считают куклу - мотанку (узелковая кукла). Ее возраст составляет около 5000 лет.
Традиционно существовали куклы трех видов. Богата земля русская обрядами, участниками которых были куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Суть оберегов в точности соответствует их названию, их призвание оберегать людей.
Игровые куклы делались мамой, чтобы во время игры научить ребенка жизни.
Древнее представление о том, что кукла может ожить, наделение ее душой и магической силой заставляли крестьян побаиваться этой силы, и поэтому куклу делали – «Без глаз – чтобы не увидела. Без ног – чтобы не догнала. Без рук – чтобы не схватила».
Куклы украшали в нарядные традиционные костюмы, характерные и отличавшиеся в каждом регионе Руси. (Дидактическая игра «Составь картинку», «Узнай по описанию»)
В некоторых домах кукол до ста штук накапливалось, потому что выбросить старую, а тем более сжечь, было большим грехом.
(Настольные игры «Деревенская семья», «Дочки-матери»)
Мы с ребятами ознакомились с различными видами народного фольклорного творчества. Читали русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Снегурочка». Разучивали стихотворения, потешки о куклах.
Проводили хороводные игры «Платочек», «У бабушки Миланьи».
А затем приступили к изготовлению своих кукол. В помощь детям были оформлены схемы последовательности изготовления кукол.
Изготовление куклы Кувадки. Народная славянская тряпичная кукла – кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося малыша на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от роженицы и только появившегося на свет дитятки. А играть с этими куклами-кувадками, отвлекать на себя внимание злых вредоносных духов должен был отец ребенка. Их подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек.
У каждой куклы свой характер, своя индивидуальность.
Всем известен народный обычай дарить детям куклы. В давние времена чаще всего делали в семье сами, а иногда привозили новые «потехи» с ярмарки. В народе считали, что кукла-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Вот и мы решили продолжить этот давний обычай.
Куколку, сделанную своими руками можно подарить имениннику.
Итогом работы является мини-музей, который мы с детьми оформили в нашей группе. Целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с историей народной куклы позволила привить у них интерес к сохранению народных традиций. Дети не только научились изготавливать куклу, но и узнали историю ее возникновения, самостоятельно организовывали ролевые игры с использованием сюжета старины и народных кукол, использовать в активной речи русский фольклор.
Проектная работа окончена, но интерес не утрачен и наш мини-музей постоянно пополняется куклами
Гордитесь, что приобщаетесь к народным традициям и культуре.
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!» - гласит русская народная поговорка.