Проскурня Елена Вениаминовна
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе приобщения к культуре народов Уральского региона
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу и традициям Уральского региона у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Именно эти чувства необходимо вызвать и в процессе работы по ознакомлению дошкольников с культурой Уральского региона.
Публикация «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе приобщения к культуре народов Уральского региона» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
Объект проектирования: процесс формирования патриотических чувств у старших дошкольников.
Предмет проектирования: приобщение к культуре Уральского региона детей старшего дошкольного возраста на основе использования традиций народов Урала.
Цель проектирования : теоретически обосновать и разработать тематическое планирование, направленное на формирование патриотических чувств у старших дошкольников. Задачи проектирования:
1. Изучить и рассмотреть основные понятия, раскрывающие проблему формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
2. Определить роль приобщения к культуре Уральского региона детей старшего дошкольного возраста в формировании патриотических чувств.
3. Рассмотреть виды деятельности по формированию патриотических чувств у старших дошкольников в процессе приобщения к культуре Уральского региона.
4. Определить исходный уровень сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать перспективный план по приобщению старших дошкольников к культуре Уральского региона на основе использования традиций народов Урала.
1. Теоретические основы формирования патриотических чувств детей дошкольного возраста
1.1. Исследования проблемы формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Период дошкольного возраста наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
1.2 Роль приобщения к культуре Уральского региона детей старшего дошкольного возраста в формированиипатриотических чувств
В сфере образования формируются новые тенденции, отражающие с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой национально – региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа.
Именно в специфических видах деятельностей ребенок строит свой образ мира, расширяющий и углубляющий возможности его ориентировки и успешного действия в многообразных исторических и современных социокультурных условиях. Идея об амплификации развития детей дошкольного возраста отражена в более полном использовании возможностей, предоставляемых специфически детскими видами деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и др., что будет способствовать приобщению детей к истории и культуре своего народа, воспитанию толерантного отношения к разным народам, поликультурному развитию дошкольников.
Рассмотрение процесса образования детей старшего дошкольного возраста в контексте национальной и социокультурной направленности воспитания позволяет выделить в его структуре следующие компоненты:-когнитивный, аффективный, деятельностный, креативный.
При организации образовательного процесса при приобщении к культуре Уральского региона необходимо учитывать следующие принципы:
- принцип природосообразности;
принцип культуросообразности;
- принцип индивидуализации.
Современные дошкольники – другие, они дети информационного века, цифровых технологий, у них другие способы общения и мышления, что нашло отражение в определении задач и содержания образования.
Важная роль в развитии интереса дошкольников к родному краю принадлежит не только педагогу, но и родителям. Взрослым необходимо вместе с ребенком обсуждать доступные для его понимания события, происходящие в городе (селе, крае, поддерживать интерес ребенка к историческим событиям, особенностям традиций разных народов, знакомить с разнообразием природного мира родного края.
1.3. Многообразие форм и методов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой Уральского региона
Необходимо использовать разнообразные формы и методы работы с детьми по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста. Наибольшего результата можно достичь объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материал.
В детском фольклоре сочетаются разные функции: унитарно-практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая, эстетическая.
Он прививает ребенку навыки поведения в коллективе, а также естественно приобщает детей к национальным традициям, способствует развитию этнической идентичности ребенка.
Рассмотрим формы детского фольклора :
•Заклички, приговорки, кричалки, прибаутки, считалки, скороговорки, народные песни, сказки.
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к народной культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т. д.
Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
В связи с этим вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры.
1.4. Уровень сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Для выявления уровня сформированности патриотических чувств у дошкольников, была проведена предварительная диагностика (методика А. Я. Ветохиной, З. С. Дмитренко) по трем показателям:
- положительно-эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города;
- личностное развитие, произвольность;
- социальное поведение, коммуникативность
Выбор темы продиктован актуальностью решения вопросов патриотического воспитания старших дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре Уральского региона
2. Проектная часть
2.1. Информационный паспорт к проекту «Мой любимый Урал»
Целевые ориентиры: - ребенок проявляет интерес к малой Родине, родному краю;
- ребенок самостоятельно может рассказать о родном крае (их достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людей, использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
- ребенок знает название и герб своего города, реки (водоемы, фамилии Уральских писателей и название их произведений (П. П. Бажов, Д. Н. Мамин - Сибиряк); близлежащие населенные пункты и крупные города Урала : Урал – часть России, Екатеринбург – главный город Свердловской области;
- активное включение всех участников образовательного процесса в проектную деятельность.
Заключение
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т. к. именно традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она и в настоящее время несет те же воспитательные и развивающие функции.
Специфика воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлена основными приобретениями ребенка и дидактической направленностью процесса взаимодействия со взрослым. Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Список используемой литературы
1. Образовательная программа МБДОУ Детского сада № 8 на 2014 – 16 г.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.
3., 2006. – 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
4. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // «Управление ДОУ» - 2010 № 7.
5. 8. Толстикова О. В. «Мы живем на Урале», Екатеринбург ГАОУ ДПО «ИРО», - 2014