Приложение МААМ

Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

Алеся Кудымова
Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

Необходимо обогащать словарь :

1) названиями частей предметов.

Ребёнку предлагается показать и назвать части предметов.

У стула (спинка, сиденье, ножки). У чайника (дно, крышка, носик, горлышко, ручка). У машины (кабина, кузов, колеса). У сапога (носик, пятка, подошва, каблук). И т. д.

Публикация «Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

2) обобщающими понятиями.

Ребёнку предлагается назвать одним словом группу предметов, например: пиджак, платье и юбку. После того, как ребёнок назовёт обобщающее слово, попросите его назвать ещё что-нибудь из одежды. Или, можете сами назвать обобщающее слово, а ребёнок будет называть конкретные существительные, например: «Назови, какую ты знаешь одежду?» Назови одним словом.

Пиджак, платье, юбка, … (одежда); сапоги, туфли, тапочки… (обувь); стол, кровать, шкаф… (мебель, яблоко, апельсин, груша… (фрукты); синица, ворона, голубь… (зимующие птицы); грач, скворец, ласточка… (перелетные птицы); помидор, огурец, морковь… (овощи); кофейник, салатница, солонка, масленка, сковорода, хлебница, соусница… (посуда); автобус, легковая машина, грузовая машина… (наземный транспорт); корабль, пароход, яхта… (водный транспорт);самолет, вертолет… (воздушный транспорт); собака, коза, свинья… (домашние животные); лиса, медведь, волк… (дикие животные); пенал, карандаш, краски, тетрадь, учебник… (учебные принадлежности); пылесос, стиральная машина, компьютер, холодильник… (электрические приборы/бытовая техника).

Используйте и другие слова.

3) названиями детёнышей животных

В этом задании важно, чтобы ребёнок умел правильно образовывать существительные в единственном и множественном числе, т. к. очень часто бывает, что дети правильно называют детенышей животных в единственном числе и делают грамматические ошибки при образовании множественного числа (напр. : «котёнки» - котята, «поросёнки» - поросята).

Назови детёныша/ детенышей.

У кошки (котенок, котята, у собаки (щенок, щенята, у лошади (жеребенок, жеребята, у овцы (ягненок, ягнята, у коровы (теленок, телята, у свиньи (поросенок, поросята, у тигра (тигренок, тигрята, у льва (львенок, львята, у ежа (ежонок, ежата, у зайца (зайчонок, зайчата, у белки (бельчонок, бельчата, у волка (волчонок, волчата, у лисы (лисенок, лисята).У курицы (цыпленок, цыплята, у индюка (индюшонок, индюшата, у утки (утенок, утята, у гуся (гусенок, гусята).

4) антонимами

(«Слова - наоборот»)

Скажи наоборот.

Толстая палка, а наоборот? (тонкая палка); длинная лента, а наоборот? (короткая лента); острый карандаш, а наоборот? (тупой карандаш); грустный мальчик, а наоборот? (весёлый мальчик); высокий дом, а наоборот? (низкий дом); широкое полотенце, а наоборот? (узкое полотенце); грязные руки, а наоборот? (чистые руки); старый человек, а наоборот? (молодой человек).

Тонкая палка, а наоборот? (толстая палка); и т. д. с другими словами.

Используйте и другие предметы.

5) названиями профессий.

Назови профессию человека, который:

Стрижет волосы (парикмахер, убирает мусор (уборщица, шьет одежду (портниха, швея, продает товар (продавец, прыгает с парашютом (парашютист, разносит письма, газеты, журналы (почтальон, лечит людей (врач, воспитывает детей (воспитатель, учит детей (учительница, проводит экскурсии (экскурсовод, выдает книги (библиотекарь, фотографирует детей (фотограф, чинит часы (часовщик, вставляет стекло (стекольщик, дрессирует зверей (дрессировщик, получает деньги в магазине (кассир, охраняет нашу границу (пограничник, штукатурит дом (штукатур, чинит сапоги (сапожник, красит дом (маляр).

Что делает парикмахер (стрижёт волосы, и т. д. с другими профессиями.

6) словами со сложной слоговой структурой.

Скажи слово по слогам, прохлопывая ладонями (прошагивая, стукая подбородком по ладони - сколько раз стукнет – столько и слогов) каждый слог.

Скажи слово полностью.

-1. Портфель, черепаха, кукуруза, крокодил, балалайка, радуга, карандаши, барабан, молоток, милиционер, градусник, сумка, банка, сумка, ведро, лампа, рюкзак, фартук, клубок, стакан, медведь, температура, телевизор, аквариум, электричество, фотографироваться, стрекоза, библиотека, регулировщик, велосипед, полотенце, сковорода, телевизор, мотоцикл.

-2. Слесарь-инструментальщик, космонавт-исследователь, молодой экскурсовод, строгий регулировщик.

-3. Лара забрала Рому домой.

Экскурсию проводил молодой экскурсовод.

На перекрестке стоит регулировщик.

7) предлогами.

Необходимо следить за окончаниями существительных и ударениями, т. к. встречаются аграмматизмы («на столу» - на столе, «со стола» - со стола).

Где лежит ручка? (На столе.)

Откуда я взяла ручку? (Со стола.)

Куда я ее положила? (Под стол.)

Откуда я ее достала? (Из-под стола.)

Куда я ее положила? (За стол.)

Откуда я ее достала? (Из-за стола.)

Где сейчас ручка? (Над столом, между книгами, около карандаша.)

И т. д. с другими предметами.

Нужно учить детей правильно образовывать:

1) притяжательные прилагательные.

(«Чей хвост? Чья морда/голова? Чьё ухо?»)

У кошки чья морда? (кошачья морда); чей хвост? (кошачий хвост); чьё ухо? (кошачье ухо). У коровы чья морда? (коровья морда); чей хвост? (коровий хвост); чьё ухо? (коровье ухо). У собаки чья морда? (собачья морда); чей хвост? (собачий хвост); чьё ухо? (собачье ухо). У лошади чья морда? (лошадиная морда); чей хвост? (лошадиный хвост); чьё ухо? (лошадиное ухо). У волка чья морда? (волчья морда); чей хвост? (волчий хвост); чьё ухо? (волчье ухо). У белки чья морда? (беличья морда); чей хвост? (беличий хвост); чьё ухо? (беличье ухо). У лисы чья морда? (лисья морда); чей хвост? (лисий хвост); чьё ухо? (лисье ухо). У зайца чья морда? (заячья морда); чей хвост? (заячий хвост); чьё ухо? (заячье ухо). У медведя чья морда? (медвежья морда); чей хвост? (медвежий хвост); чьё ухо? (медвежье ухо). У льва чья морда? (львиная морда); чей хвост? (львиный хвост); чьё ухо? (львиное ухо).

2) относительные прилагательные.

(«Образование слов-признаков от предметов»)

Шкаф сделан из дерева, значит он какой? (шкаф деревянный); чемодан из кожи, значит он какой? (чемодан кожаный); кружка из пластмассы, значит она какая? (кружка пластмассовая); ваза из стекла, значит она какая? (ваза стеклянная); клещи из железа, значит они какие? (клещи железные); варежки из шерсти, значит они какие? (варежки шерстяные); кукла из бумаги, значит она какая? (кукла бумажная);сок из овощей, значит он какой? (сок овощной); сок из моркови, значит он какой? (сок морковный); сок из яблок, значит он какой? (сок яблочный); сок из апельсинов? (апельсиновый); сок из мандаринов? (мандариновый); сок из сливы? (сливовый); сок из вишни? (вишнёвый); сок из малины? (малиновый); сок из клубники? (клубничный); сок из бананов? (банановый).

3) слова во множественном числе

(«Один – много – нет чего?»)

Один лист – когда их много это? (листья) – нет чего? (листьев); один глаз – когда их много это? (глаза) – нет чего? (глаз); одно ухо – когда их много это? (уши) – нет чего? (ушей); одна рука – когда их много это? (руки) – нет чего? (рук); одна нога – когда их много это? (ноги) – нет чего? (ног);один стул – когда их много это? (стулья) – нет чего? (стульев); одно окно – когда их много это? (окна) – нет чего? (окон); одно ведро – когда их много это? (вёдра) – нет чего? (вёдер); один мост – когда их много это? (мосты) – нет чего? (мостов); один утёнок – когда их много это? (утята) – нет кого? (утят); один цыплёнок - когда их много это? (цыплята) – нет кого? (цыплят). И т. д. с другими словами.

Предложенные задания можно выполнять с использованием картинок, реальных предметов, игрушек, с помощью беседы.

Публикации по теме:

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2021 в 11:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алеся Кудымова (УИ 628888) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД