Евгения Кинешемова
Обобщение педагогического опыта. «Нравственные начала для детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Проблема нравственно- патриотического воспитания является одной из самых актуальных в современном образовании. Вызвано это, прежде всего тем, что подрастающее поколение растет и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, в атмосфере агрессивности, безверия.
Дошкольный возраст имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка и формирования основ духовно-нравственного воспитания.
Публикация «Обобщение педагогического опыта, „Нравственные начала для детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
В первую очередь нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни, но мы воспитатели, педагоги можем и я считаю должны помочь, направить, подсказать и конечно стать примером для подрастающего поколения. Я считаю мы должны правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность. Воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в учебном процессе и режимных моментах. Результатом должна стать нравственно воспитанная личность, основа для нашего «светлого завтра»
В 2022-2023уч году тема по самообразованию «Нравственные начала для родителей и воспитателей, а также детей старшего и подготовительного к школе возраста.»
Предлагаю вашему вниманию опыт и результат работы.
Актуальность нравственно- патриотического воспитания дошкольников.
Актуальность нравственного воспитания дошкольников заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Задачи нравственно-патриотического воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом.
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния народов России. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что в их сознании постепенно размывается грань между добром и злом, а в школьные годы этот процесс только усиливается. Почему это происходит?
Одной из причин является то, что сейчас во многих современных семьях материальные ценности начинают доминировать над нравственными, поэтому у детей искажаются представления доброте, великодушии, справедливости, патриотизме. Отмечен также высокий уровень детской агрессивности, вызванный общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Кроме того, родители, воспитатели и учителя в основном занимаются развитием в детях таких качеств, как интеллект, память, способности в разных областях знаний, умение вести себя в обществе и т. д. При этом недостаточно внимания уделяется развитию свойств личности и души детей.
Среди этих и многих других причин есть еще одна серьезная причина – жизнь детей наполнена и даже переполнена самой разнообразной негативной информацией. Дети часами сидят у экрана, играя в компьютерные игры или просматривая примитивные и зачастую жестокие мультфильмы и фильмы. И тогда у многих из ребят в душе вместо детских впечатлений, радости и удивления от соприкосновения с чудесами творения поселяется убогий и разрушительный мир.
Часто в воспитательном процессе, несмотря на все прилагаемые усилия педагогов, значительную роль играют различные внешние, общественные факторы.
Основные проблемы в сфере нравственного
воспитания дошкольников
• Нестабильная психо-эмоциональная атмосфера в некоторых семьях.
• Размытые нравственные ориентиры в обществе.
• Отсутствие интереса к народным традициям, промыслам, рукоделию.
• Агрессивное влияние средств массовой информации.
• Доступ детей к смартфонам, планшетам и другим электронным устройствам, подменяющим интерес к книгам и истинные ценности межличностного общения.
Что же мы имеем в виду под нравственным воспитанием?
• Это, прежде всего любовь к Родине,
• любовь к природе,
• воспитывать уважение к другим людям, сверстникам,
• с любовью относиться к русскому творчеству.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как «труд», «долг», «честь», «Родина».
Воспитание гражданина – это целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувства хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, хлебу и продуктами питания; воспитывать любовь и уважение к людям. Чувства Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое появляется только в детстве. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему. Ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей; отношение людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, гуманное отношение ко всему живому). Раскрывая перед родителями вопросы духовного воспитания, педагоги не только подчеркивают необходимость с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в их жизни, интерес к культуре, истории, но и указывают основные условия, при которых наиболее эффективно развиваются нравственные чувства.
Цель:
Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма к своей Родине и развитию основ личностной культуры в отношении к людям, к явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.
Задачи.
В ходе работы выдвинуты следующие педагогические задачи :
• Продолжать знакомить детей с символами государства: герб, флаг, гимн; развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны
• Развивать интерес к русским традициям и промыслам; уважение к культуре своего народа; воспитывать чувство гордости предками.
• Развивать интерес детей к ЗОЖ и привитие нужных качеств.
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
• Воспитывать в детях любовь к своему родному селу (своей малой Родине, к своей семье, дому и детскому саду. Формировать интерес к истории родного села, людям, прославившим его.
• Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание приходить на помощь. Быть терпимыми и мирными во взаимоотношениях со всеми. Быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
• Воспитывать уважение к труду.
Становление нравственного потенциала наших воспитанников осуществляется в различных видах деятельности:
- игровой деятельности;
- чтения художественной литературы и работы с книгой;
- трудовой деятельности;
- познавательной деятельности;
- художественно-продуктивной;
- театрализованной и музыкальной деятельности;
- социально-значимой проектной деятельности;
- взаимодействия с социокультурным окружением;
Формы работы.
Формы работы с воспитанниками:
беседы;
игры нравственного содержания;
все виды творческой художественной деятельности детей;
проведение совместных праздников;
Чтение и обсуждение литературных произведений, национальных сказок и рассказов. Авторы, которых, знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями. (добро, красота, дружба, совесть, долг, ответственность и т. д).
экскурсии, целевые прогулки;
организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
организация социально значимых акций;
проведение тематических недель согласно программе ДОУ;
формирование ЗОЖ;
организованную образовательную деятельность по познавательному развитию;
встречи с интересными людьми, участие в разновозрастных сообществах.
Формы работы с родителями:
Проведение родительских собраний;
Оформление наглядной и стендовой информации; папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
Консультации общего и индивидуального характера;
Проведение совместных праздников, акций ДОУ.
Помощь родителей детскому саду (покраска участка в летний период, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт).
Совместные творческие Конкурсы- выставки Сезонные выставки «Дары осени», «Зимние фантазии» .
Формы работы с социумом:
экскурсии с библиотеку, обелиску памяти ВОВ, спортивные площадки.
совместные мероприятия и развлечения с МКУ КБО «ВолZанка» Междуреченского поселения и Заречная СОШ;
Участие в районных, областных, Всероссийских и Международных конкурсах
План работы.
Свою работу проводила по темам:
- «Моя семья»,
- «Я люблю свой детский сад»,
- «Моё село родное»,
- «День народного единства»,
- «Моя мама»,
- «День защитника Отечества»,
- «Масленица, Пасха- традиции и обряды»,
- «Наши космонавты»,
- «День Победы».
Расскажу более подробно о наиболее эффективных методах и приемах, которые использовала в своей работе:
Основной формой нравственного воспитания детей являются тематические занятия, так как они повышают детскую мыслительную активность. Необходимо, объединять в одну тему занятия не только по ознакомлению с социальным миром, но и по ознакомлению с миром природы, по ознакомлению с предметным окружением, художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликацию, лепку, музыку. Детям дошкольного возраста характерны быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, кратковременность интересов, Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.
Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками в данном направлении считаю - чтение рассказов и сказок, так как сказка и учит и лечит и воспитывает. Сказки передаются от поколения к поколению неся основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах сказочных героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Произведения В. Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», А. Барто «Вовка добрая душа», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», Л. Толстого «Рассказы для детей» обличают плохое поведение и учат детей правильным поступкам. Дети с удовольствием любят слушать и после прочтения обсудить услышанное и вспомнить свои истории. Дети ждут правильной оценки происходящего.
Ещё одной интересной формой являются «Уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы, в ходе которых воспитатели обсуждают с детьми поступки, побуждают их думать, принимать верные решения. Темы определяла в соответствии с возрастом детей, они разнообразны и доступны для их понимания. («Хорошо и плохо». «Не надо ссориться». «Что такое дружба». «Правда и ложь». «Лень и трудолюбие». «Добрые слова». и др.) Такие беседы учат детей понимать переживания людей, разделять плохое и хорошее.
Очень интересно проходил упражнение «Палочка-выручалочка», в ходе которого нужно было выручить друга из беды, предложив свою помощь или дать дельный совет. Упражнение «Доброе слово», его цель подобрать добрые слова, успокоить друга, товарища. Данные упражнения способствовали совершенствованию умения разрешать возникшие проблемы, формированию мышления и речи. «Минутки доброты» которая проводится в конце недели. Все воспитанники детского сада анализируют прожитую неделю, подводится итог добрых дел за неделю. «Комплименты» «Пирамида любви»
«Копилка добрых дел» Детям предлагается положить в «копилку» столько кружочков, сколько совершил добрых дел.
«Выбрасываем злость» Предложить сделать черные тучки и сложить их в мешок, при этом обговаривать какие плохие проступки он совершил.
Упражнение «Кто я? Какой я?» Детям было предложено в процессе индивидуальной беседы ответить на ряд вопросов, рассказав, таким образом, о себе, своих отношениях с родителями и друзьями, о своих стремлениях и желаниях.
Большое значение в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников имеют русские обрядовые праздники. «Масленица». «Пасха». В преддверии праздников дети с удовольствием принимают участие в конкурсах, делают своими руками подарки близким и родным. Так же проводила НОД, где знакомила ребят с праздниками, с русскими традициями. Во время музыкальных занятий детей знакомились с народной музыкой, народными инструментами, учились водить хоровод.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. На физкультурных занятиях, во время прогулок играли с ребятами в народные подвижные игры: «Горелки», «Салки», «Ручеёк», «Вышибалы» и др.
Экскурсии в природу очень нравятся детям. Это возможность увидеть красоту природы, познать историю родного края и возможность расширения кругозора.
Экскурсия к обелиску - «Никто не забыт, ничто не забыто»
Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте, об истории нашего села.
Ежегодно в детском саду отмечается День матери, празднуются День защитника отечества, календарные праздники (Праздник Осени, Новогодние праздники и развлечения, праздник Весны).
Наш детский сад активно взаимодействует со школой, сельской библиотекой МКУ КБО «ВолZанка».
В течении учебного ода были разработаны и мною проведены проекты:
Нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Традиционно ярко и красочно проводятся Дни здоровья. Наши ребята уже второй год участвуют в фестивале «Крошки- ГТОшки», в этом году у нас уже есть награды за личные достижения.
Одним из немаловажных факторов нравственного воспитания детей является труд. Приобщая детей к труду, формируется ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, Любовь к природе определяется также бережным отношением к ней. Это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Доброй традицией стало проведение акций, «Чистый двор», «Цветы нашего садика, «День птиц», Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, для мамы, для пап и др.
Ведущим видом деятельности дошкольном детстве является игра. В игре дети осваивают новые для себя социальные роли. Совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей. Оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливают первоначальный банк нравственных представлений и пробуют соотносить их со своими поступками, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. В процессе игры, общения друг с другом и со взрослыми малыши постепенно усваивают морально-этические нормы.
Для организации работы большую роль играет организация развивающей среды. В группе создан патриотический уголок «Вперед Россия». (Дети знакомятся с флагом, гербом, гимном своей страны, области и районом, фото президента страны)
Рекомендации для родителей:
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.
3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему поострить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
4. Воспитывайте у детей уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?»
7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края.
Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц.