Елена Горюнова
Обобщение опыта «Региональный компонент в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Сегодня дошкольные учреждения находятся в условиях непрерывного развития. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества - социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую творческий потенциал страны в будущем.
Одной из основных задач современного дошкольного образования является обучение и воспитание творчески развитых детей. Художественно–эстетическое развитие – одно из важных средств воспитания, поэтому главным условием является комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности, в которой ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей
Публикация «Обобщение опыта „Региональный компонент в художественно-эстетическом развитии дошкольников“» размещена в разделах
Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение.
Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться и в ходе изучения родного края, приобщения ребёнка к национальной культуре.
Актуальность данной темы - воспитание гражданственности, патриотизма, формирование у дошкольников основ краеведческой культуры, формирование высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свою Родину.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении: в процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Основной целью работы по данному направлению является: формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
В соответствии с поставленной целью были определены конкретные задачи:
Обучающие:
• Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах, вызвать интерес к жизни родного края.
• Формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей.
• Формировать эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
Развивающие:
• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства родного края.
Воспитательные:
• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
• Способствовать социализации воспитанников.
• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Новизна и теоретическая значимость проводимой работы по применению регионального компонента заключается:
o В уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;
o В определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;
o В создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников.
В своей работе мы используем следующие организационные формы:
непосредственная образовательная деятельность;
свободная деятельность;
целевые прогулки, экскурсии с различной тематикой;
праздники, развлечения;
тематические выставки;
встречи с интересными людьми различных профессий;
выступления воспитанников «Детской школы искусств»;
музыкально-поэтические гостиные;
тестирование по нравственно-патриотическим способностям детей.
Отличительная особенность данной работы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Система формирования регионального компонента у детей предполагает использование таких методов и приемов, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности, в частности:
o диалоги, беседы, чтение литературы, рассказ воспитателя, родителей;
o игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
o проблемные ситуации;
o проектирование;
o конкурсы, викторины;
o коллективно-творческие работы;
o рассматривание картин, иллюстраций;
o просмотр презентаций на различные темы по природоведению.
Ожидаемые результаты:
Дошкольники будут знать:
особенности природы островного края (характерные признаки сезонов, представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения);
важные исторические события родного села и края;
писателей, поэтов, композиторов Сахалинской области, их творчество;
национальный состав Сахалинской области (обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Таким образом, использование регионального компонента в художественно-эстетическом развитии детей способствует наиболее полному восприятию и осознанию своей роли в окружающем мире, даёт возможность раскрытию внутреннего потенциала ребёнка, формированию его общей культуры.
1. Теоритические основы использования регионального компонента в художественно – эстетическом развитии дошкольников.
Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов. В этот период процесс регионализации выступил одним из направлений реформирования системы образования в целом по России
Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение детей системой знаний о регионе; подготовка подрастающего поколения к жизнедеятельности в социокультурной среде ближайшей территории и за ее
В трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леонтьева, Д. Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности.
«Как известно, только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен переход общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого обучаемого, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры», - отмечает в своем исследовании В. П. Строков.
Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. Еще в прошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А. С. Симонович – организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».
Сейчас, когда провозглашена важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, это дало возможность субъектам РФ обогатить содержание образования, включая в него материал, отражающий культурное достояние народов, региональные особенности развития культур.
Важность национально-регионального компонента подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов. Необходимость его разработки предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», в приложении к которому сказано: «Программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности современного общества».
Учитывая то, что национальная концепция воспитания в новых общественно-политических и экономических условиях предполагает воспитание человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия различных наций и народов и стремящегося к взаимопониманию с ними, важно использовать весь потенциал культуры народов своего региона и страны в целом.
Внедрение национально-регионального компонента в практику художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании создает условия для формирования интереса воспитанников к художественно-творческой деятельности.
Развитие способности ребёнка к художественно-эстетической творческой деятельности составляет одну из важнейших задач развивающее-воспитывающего обучения человека, в результате реализации, которой создаются благоприятные условия для развития эмоционально-положительного восприятия искусства, способствующего формированию эстетического отношения к окружающему миру.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Использование национально – регионального компонента в содержании обучения изобразительному искусству детей дошкольного возраста является той составляющей, в которой наиболее полно отражены особенности каждого региона, учтена значимость произведений народных промыслов, художественные традиции которых и есть живая память, что очень важно для местного населения, культуры края.
2. Практическая работа по реализации регионального компонента в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Создание центра краеведения в нашем детском саду было обусловлено целью ознакомления дошкольников с окружающим миром: местными историко-культурными, национальными, географическими, климатическими особенностями региона.
Представления о природе своей малой родины являются содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности и могут успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями. Начиная работу по реализации регионального компонента педагоги нашего детского сада углубленно изучали культурные, исторические, природные, этнографические особенности нашего региона, чтобы дать достоверные знания и привить дошкольникам любовь и уважение к родному островному краю.
Для работы по краеведению подобрана художественная литература, иллюстрации, репродукции, дидактические игры. Создаётся альбом со стихотворениями о родном крае, пословицами о Родине, дружбе, мире природы. В работе используется аудиоаппаратура для слушания музыкальных произведений о родном крае, просмотра мультимедийных презентаций.
В нашем центре художественно - эстетического творчества имеется широкий спектр фотографий с видами родного острова, климатических зон России, настольно - печатные игры, образцы Российского герба, флага, герба и флага г. Долинска и Сахалинской области. Широко используются дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры с детьми по познавательному развитию, театральной и игровой деятельности. Они помогают формировать у детей соответствующие ФГОС ДО знания и навыки. В повседневную образовательную деятельность включаем беседы об островном крае, её животном и растительном мире, городах России. Все это воздействует не только на сознание детей, но прежде всего на их чувства, воображение.
Не оставлена без внимания и одна из отраслей современного музыкознания – музыкальное краеведение. Дети имеют возможность прослушать песни о Сахалине, познакомиться с творчеством местных поэтов, писателей и композиторов, познакомиться с творчеством коренных народов сахалинского севера.
Дети узнают, что музыкальная и культурная жизнь островного края сегодня сохраняет старые традиции и возрождает новые, она служит людям, которые избрали себе нелегкую жизнь на островной земле, Чувства к этой земле отражаются в песнях о родном крае. Песенное искусство всегда поэтизировало жизнь простых людей труда: рыбаков, моряков, шахтёров, отражало героику освоения далеких, непокоренных земель и романтику жизни среди первозданной природы. Во всех уголках области существовали коллективы художественной самодеятельности, которые исполняли песни о родном крае, в том числе и сахалинских авторов. Песни о Сахалине и Курилах - это песни о главном – о любви к своей островной земле. В них слышны шум моря и рев метели, отражены радостные и горькие дни Сахалина и Курил.
Примеров таких песен много, перечислю лишь некоторые из них: «Человек, влюблённый в Сахалин» И. Николаева (дети с удивлением узнают, что известный композитор – наш земляк, песни «Южно-Сахалинск – мой дом родной», «С Новым годом, Курилы и Сахалин», написанные местным композитором Николаем Вишневским, а песня «Южно – Сахалинск – мой любимый город» Евгения Мухина считается неофициальным гимном нашей области.
С большим интересом знакомятся дошкольники и с творчеством сахалинских писателей Анатолием Орловым, Еленой Шевич, поэтом Анатолием Дешиным и другими авторами, в произведениях которых раскрывается тема любви к родной сахалинской природе, её защите и сохранению. Произведения Владимира Санги рассказывают о судьбе малочисленного народа, затерянного в Сахалинской тайге и на берегах Охотского моря. Любовь к сахалинской природе особенно выражается в сказках Владимира Санги, главными героями которых являются животные и люди. Сказки Владимира Санги учат нас быть честными, добрыми, не забывать о своих родных, помогать друг другу.
Особый интерес у детей вызывает объёмное панорамное изображение с морским и лесным пейзажами. Работа была долгой и кропотливой, но в результате получилась довольно достоверная природная зона: греющийся на камнях морской котик, кружащие над кораблями чайки, расположившиеся на скалах птицы – конючки. Морское побережье соседствуют с лесной зоной. Здесь можно увидеть сову, среди ёлочек взобрался на пень бурый медведь, в траве спрятался ёжик, под кустом от лисы скрываются зайцы, а в небе парит гордый орёл. Дети могут увидеть и разнообразные виды цветов, и травянистых растений, ягоды брусники, рябины. Необычное оформление вызывает восторг в глазах ребят и побуждает к приобретению новых познаний.
Предметно-развивающая среда с использованием регионального компонента в нашем учреждении обладает релаксирующим воздействием, имеет систему гибкого зонирования и создана так, чтобы ребёнок развивался, учился общаться, чувствовал себя комфортно, т. е. радостно и с пользой проживал весь период дошкольного детства. Мы стараемся создавать все условия для перспективного развития ребёнка, становления его творческих способностей
Сформирована система работы с родителями по краеведению и проблемам гражданско-патриотического воспитания. Со стороны родителей мы получаем помощь, поддержку, встречаем искреннее понимание и одобрение. Родители помогают организовывать и проводить походы в природу, планируются экскурсии по красивым местам нашего села и трудовая акция – экскурсия «Покормим птиц». Хочется отметить активное участие родителей и педагогов в озеленении и облагораживании прогулочных участков для детей и разнообразных выставках: «Фантазия» - поделки из природного материала, «Природа родного села» - выставка рисунков, «Вторая жизнь бросового материала». Мы даём родителям рекомендации по доступному ознакомлению детей с достопримечательностями родного края - подготовлен ряд бесед на следующие темы: «Морские обитатели Сахалина», «Лекарственные растения Сахалина», «Деревья вокруг нас», «Что такое хорошо и что такое плохо» (о бережном отношении к миру природы, «Дикие животные Сахалина», «Наше родное село Быков». Родители также оказали помощь в приобретении энциклопедической и художественной литературы. На групповых родительских собраниях мы рассказываем, что нового узнают дети в детском саду, советуем какие книжки прочитать с детьми. На данный момент обсуждается вопрос изготовления красочного фотоальбома об обитателях флоры и фауны Сахалина.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и её результатов по основным направлениям работы с детьми, родителями, педагогами.
Заключение
Ознакомление с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности, создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок познает не только свой край, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.
Проведенные нами диагностические тестирования позволяют сделать вывод, что проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Сравнительный анализ показал повышение высокого (12%) и снижение низкого уровня (23%) усвоения детьми полученных знаний по краеведению и художественно- эстетическому развитию.
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребёнок:
- приобретает систему знаний о связи, взаимодействии человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром
- получает представление о профессиях людей, занятых в различных природных сферах
- определяет свою социальную роль
-обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение
- приобретает навыки доброжелательного, чуткого отношения друг к другу и окружающему миру.
Повышение представлений о родном селе, родном крае стали более существенными, характер отношения к своей малой родине перешел от неосознанного к устойчиво положительному, у детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в детском саду (конкурсы, тематические экскурсии, дни открытых дверей, а также увеличился количественный состав их участников.
Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала.
По результатам мониторинга, общие усилия детского сада и семьи дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Таким образом, только целенаправленная и систематическая работа в данном направлении помогает воспитывать у детей чувства доброты, нравственности, патриотизма. Важную роль в реализации данного направления играет преемственность общего образовательного процесса.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования, в каждом из которых осуществляется непрерывный процесс воспитания и обучения каждого ребенка. Именно поэтому необходимо создание благоприятных условий в детском саду и в школе для развития познавательной активности, самостоятельности и творчества каждого ребёнка, чему способствуют современные тенденции моделирования образовательного пространства для реализации регионального компонента.
Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях дошкольной образовательной организации и продолженным при обучении в школе, дошкольники, ставшие взрослыми, независимо от рода деятельности и социального статуса, постараются сделать всё лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов. И если ребёнок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он обязательно станет патриотом своей страны.
Список используемой литературы:
1. Белая К. Ю., Злобина М. А. - «Моя родина – Россия»
2. Дерягина Л. Б. «Моя Родина Россия». Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
3. Дыбина О. Б. «Ребенок и окружающий мир». М: Мозаика – Синтез, 2005.
4. Евтушенко С., Веселова Л. «Воспитание большого гражданина России». «Дошкольное воспитание» 2007 №6
5. Ковалева Г. А. – «Воспитывая маленького гражданина». – М., «Просвещение». 2004.
6. Комарова Т. С - «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада». Москва 2008 г.
7. Клитин А., Вертянкин А. – «Естественная история Сахалина и Курильских островов»
8. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?». М. 2004 г.
9. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю «Дошкольное воспитание» 2006 №2
10. Казакова Н. В. «Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада», «Воспитатель ДОУ», 2008 №12
11. Роон Т. П. – «Коренные народы»
12. Соболева И. «Любить малую родину», «Дошкольное воспитание» 2005 №10
13. Тарасов А. В. – «Островное ожерелье России. Сахалин – Курилы»
14. Татаринкова Л. Ю. «Я и моя семья». Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.