Ольга Ивановна Горбачева
Региональный компонент на уроках изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства других народов.
Народное искусство это уникальный мир духовных ценностей. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. И главное сегодня для школы воспитать через искусство интерес и уважение к культуре иных, непохожих народов и радость познания их культуры и искусства. Но всё это, естественно, должно идти с опорой на свою родную культуру, через глубокое её проживание. Восхищение народным искусством – шаг к любви. Любви к Отечеству, к Родине. К стремлению беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.
Публикация «Региональный компонент на уроках изобразительного искусства» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Республика, область, край. Список городов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству и внедрение национально-регионального компонента в сеть разнообразных образовательных программ по разным предметам. Особое место в сфере образования занимает предмет изобразительное искусство. Так как любые формы художественной деятельности на уроках ИЗО обеспечивают осознанное и активное участие школьника в творческом процессе в любых сферах общественной жизни. А целью преподавания «Изобразительного искусства» является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности. Я как учитель ИЗО, работаю по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», также ввела национальный компонент в свои уроки. Так как цели и задачи программы это предусматривают. Цель регионального образования : воспитание молодого человека, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего её историю, культуру, национальные традиции, адаптированного к региональным экономическим условиям, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным в своём регионе.
Каждый урок по своему содержанию должен быть логически связан как с предшествующими уроками, так и с последующими, чтобы по каждой теме складывалась целостная система уроков. Главное не потерять тот стержень, те цели и задачи, которые заложены автором в программе. В художественной культуре народное искусство представляет явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа. В изобразительном языке этого искусства из столетия в столетие устойчиво сохранялись глубоко традиционные художественные и технические приемы формообразования.
Так, в пятом классе узнаем не только об особенностях исконно русской избы, но и найдем параллель с казачьим куренем, а народный казачий праздничный костюм будет соперничать с красотой русского сарафана. Изучая народные праздничные обряды, знакомимся и с казачьими обрядами, в которых отражены культура Донского края, обычаи донских казаков и их быт. Через уроки ИЗО у детей возникает потребность узнать много нового о своём народе учащиеся познают свою родную культуру, у них возникает интерес к изучению семикаракорской росписи. Изучая тему: «Одежда говорит о человеке», параллельно рассмотрели «Как одевались казаки» и элементы казачьего костюма. Узнав о чем рассказывают нам гербы и эмблемы, выполняем эмблему казачьего края. И заканчиваем изучение курса «Изобразительного искусства» в 5 классе композициями : «Мой родной, казачий край» и «Моя станица».
В шестом классе начинаем изучать «Скульптурные произведения донского края», Изображение предметного мира – натюрморт. В региональном компоненте это звучит как «Натюрморт «Донская палитра». Образ человека – главная тема в искусстве, и мы останавливаем свой взгляд на «Скульптурные образы донского края». Изучая тему: «Портрет в скульптуре» параллельно рассматриваем «Памятники великих людей на Дону», «Портреты донских художников». Пейзаж – большой мир, также можно сказать и «Донских пейзажах». Заканчиваем изучение 6 класса знакомством с «Творчество донского художника Мартироса Сарьяна».
В 7 классе начиная с темы: «Природа мест, где я живу» переходим к «Пейзажу донского края», «Вид казачьей усадьбы». Изучая «Скульптура в архитектурном ансамбле, и в интерьере», в региональном компоненте рассматриваем «Скульптура на Дону». Народное искусство как часть художественной культуры тесно связано с эскизом салфетки «Донские цветы». У нас появился совсем недавно новый праздник в станицы «День огурца», традиционно проводится летом, дети уже на каникулах, и конкурсные работы на тему «День багаевского огурца» можно подготовить сейчас. «Спортивный праздник в станице» - тематическая композиция
Вхождение в культуру донского казачества даёт возможность помочь учащимся войти в социокультурное пространство Донского края на основе знакомства с историей культуры. Наличие казачьего компонента в программе «Изобразительное искусство» 8 класса и «Искусство 9 класса» позволяет: познакомить учащихся с творчество донских художников (Крылова, Дубовского, Сарьяна); научить выделять специфику донского фольклора (Русский народный казачий костюм, композиция «Донские фантазии», Народные промыслы - неувядающая ветвь: «Семикаракорская роспись»); ввести их в мир художественных образов, картин (Композиция в живописи донского художника Н. Н. Дубовского, Донские пейзажи, дает возможность
научить пользоваться известными понятиями в оценке нравственно-эстетических ценностей; уметь сопоставлять произведения русского и регионального искусства, жанров, выявлять регионально-обусловленные различия; углублять эстетическое восприятие региональных художественных произведений; создавать представления о единстве этических ценностей, составляющих духовную культуру Донского края.