Оксана Исаенко
Семинар-практикум «Компьютерные технологии в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.
Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Постепенно использование компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования.
Публикация «Семинар-практикум „Компьютерные технологии в художественно-эстетическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Сегодня многие дошкольные образовательные организации оснащаются компьютерными классами, при помощи которых дети постепенно входят в мир современных инноваций. Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей.
Дошкольники чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция (Рефракция глаза – процесс преломления световых лучей в оптической системе органа зрения. Сила преломления света оптической системы зависит от кривизны хрусталика и роговицы, являющихся преломляющими поверхностями, а также от расстояния их друг от друга.) глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную или близорукую. Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируется произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка.
Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье воспитанников.
В результате проводимых в разное время исследований, выявлено, что предельно допустимая длительность занятий на компьютере для детей четырех - шести лет не должна превышать 10-15 минут. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.
Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 квадратных метров на одно рабочее место (стул и стол, оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране. В данном помещении необходима ежедневная влажная уборка.
Рисование – самое увлекательное занятие дошкольника. На протяжении дошкольного детства изобразительные навыки формируются и усовершенствуются.
Компьютерные программы для изобразительной деятельности помогают осуществить:
• индивидуальный подход к детям;
• способствует интеллектуальному развитию;
• развитию мелкой моторики пальцев рук;
• развитию точности движений;
• воспитывает внимание, аккуратность.
В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ для детей с 3 лет. Вопрос о целесообразности их использования связан, прежде всего, с задачами этих занятий.
Основной задачей таких занятий является развитие художественно-творческие способности дошкольников средствами компьютерных технологий.
Решая задачу, ребёнок осваивает и сам компьютер. Владея мышкой, развивает координацию движения руки, мелкую моторику рук. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.
Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.
Применение компьютерной техники в изобразительной деятельности позволяет сделать занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.
Известно, что любой деятельностью, в том числе и художественной, ребенок может овладеть, усваивая от взрослых те или иные способы. Для успешного осуществления творчества в рисовании ему необходимо овладеть не просто способами деятельности, а обобщенными способами создания изображения, которые, позволят воплощать любое задуманное содержание.
Конечно, для того чтобы осуществить все вышесказанное необходимо компьютерное оборудование. Не все организации имеют возможность оснастить компьютерные классы для дошкольников.
В нашем ДОО есть несколько ноутбуков, которые имеют необходимое программное обеспечение для занятий с дошкольниками. Конечно, деятельность такого рода проходит в индивидуальной, а точнее подгрупповой форме (2-3 ребенка) в системе дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию. Это дети, не имеющие противопоказаний для работы на компьютере. Воспитатели используют рисование на компьютере с дошкольниками не так часто как хотелось бы, но педагог дополнительного образования имеет возможность проводить занятия с использованием такого рода нетрадиционных техник рисования.
Предлагаем вашему вниманию рисунки, выполненные дошкольниками самостоятельно и при помощи педагогов.
(Вернисаж)
Мы сегодня хотим познакомить вас с программами для рисования, а точнее попробуем немного порисовать, используя одну из них.
В операционной системе Windows есть встроенная программа для рисования. Найти ее довольно просто: понадобится войти в меню «Пуск», выбрать пункт «Все программы», затем войти в папку «Стандартные», где щелкнуть на «Paint». В этой программе есть все необходимые инструменты для создания самых элементарных картинок: кисть, карандаш, ластик, заливка замкнутой области и многое другое. Paint прекрасно подойдет для того, чтобы скоротать время за рисованием.
Однако для создания серьезных изображений понадобятся куда более продвинутые программы. Рисовать на компьютере, используя такой вид графики, можно в программе Adobe Photoshop, которая является платной, но в то же время данная программа считается наиболее мощным инструментом для работы с растровой графикой. Ей пользуются многие профессиональные дизайнеры и фотографы по всему миру.
Существуют также и бесплатные программы такого рода, одна из них называется Gimp». Многие отмечают ее как довольно неплохую альтернативу программе Adobe Photoshop. В Gimp есть все необходимые инструменты как для свободного рисования, так и для обработки фотографий.
Еще одна программа - это MyPaint — простой и бесплатный графический редактор, или лучше сказать (так будет правильнее) программа для художественного рисования.
А подробнее сегодня познакомимся с программой PaintNet.
Paint.net- это программа направлена на формирование и углубление знаний в области компьютерных технологий, базируясь на художественно-эстетическом воспитании как фундаменте развития основных лично-значимых качеств ребёнка. Изучение компьютерных технологий реализуется путем творческой деятельности.
(Работаем с программой).
Отдельно стоит рассказать о графических планшетах, которые созданы для рисования на компьютере от руки. Принцип их работы состоит в том, что специальным пером вы водите по поверхности планшета, а программное обеспечение переводит касания пера с плоскостью в точки и линии. Кроме того, современные дорогие модели таких устройств способны распознавать даже силу нажатия, благодаря чему можно рисовать более тонкие или более толстые линии.
(Работаем с программой).
Вывод
Как вы смогли убедиться, для того чтобы рисовать на компьютере, необходимо лишь установить какой-нибудь графический редактор, а при желании приобрести планшет. Если же такой возможности нет, можно воспользоваться стандартным графическим редактором, который поставляется с операционной системой.