надежда мартынова
Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей посредством конструирования из бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество в широком смысле слова –
это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого.
Развитие творческих способностей детей –
одна из главных целей дошкольного образования.
Для реализации этой цели на практике
в своей работе предусматриваю
решение следующих задач:
o - развивать фантазию дошкольников;
o - формировать у дошкольников навыки решения сложных проблемных ситуаций;
Публикация «Обобщение опыта „Развитие творческих способностей детей посредством конструирования из бумаги“» размещена в разделах
o - развивать логическое и образное мышление детей;
o - развивать самостоятельность и свободное поведение дошкольников (выбор деятельности, средств её выполнения, темы, определение собственной задачи и способов её решения).
Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать.
Во-первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу, а не по истечении длительного времени. Это очень важно, так как у малышей долгое ожидание результата приводит к потере интереса.
Во-вторых, результат — полученное изделие — всегда может быть применен в качестве подарка, праздничного украшения помещений, игрушки или дидактического материала.
В-третьих, сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики. Все мы знаем, насколько трудно ребенку овладевать письмом в школе, особенно если в дошкольном возрасте не было соответствующей подготовки. То, что оригами развивает кисти рук, — бесспорный факт, который из года в год я наблюдаю у своих воспитанников, сравнивая то, насколько нелегки их первые достижения в средней группе, когда пальчики плохо слушаются, и насколько уверенно они работают руками в подготовительной группе. Занятия оригами способствуют и развитию психических процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение.
Условиями развития творческого конструирования являются
1. Использование разных техник, начиная с более простых её видов (сминание, разрывание).
2. Формирование у детей обобщённых способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объёмная скульптура)
Слайд 6: В дошкольном возрасте моторика движений рук детей ещё недостаточна для создания моделей оригами.
С целью её совершенствования активно использую в работе с дошкольниками пальчиковые игры и изготовление изделий в технике бумажной мозаики, с использованием мятой бумаги
Работу в данном направлении начала с младшего возраста.
Уже с первых занятий стало ясно, что малыши трех-четырех лет могут выполнить несложные задания. Аккуратно сложить по чертежам многогранник они, конечно, не смогут.
Сначала мы мастерили очень простые поделки. Сминали бумагу и когда клали на стол, она начинала слегка разворачиваться и «шевелиться» отсюда и пошло название – «Живая бумага», эти занятия проводила в форме игры.
В результате воспитанники смогли изготовить много различных поделок, нашедших практическое применение в группе: весёлая гусеница и корзина с грибами стали украшением раздевальной комнаты, а разноцветные шарики и снежки повысили двигательную активность
Дети узнали о том, что бумага бывает разная, мы вместе создали альбом «Виды бумаги»
Эта работа помогла расширить кругозор, развить любознательность. Малышам нравится заниматься с бумагой и потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка.
Главным моментом в работе с детьми этого возраста является положительное эмоциональное состояние, радость детей от изготовления поделки и от полученного результата. К празднику 8 марта дети участвовали в изготовлении праздничных открыток в подарок мамам, которые берегут эти подарки, а ребята им напоминают: а помнишь тот праздник, когда я подарил тебе открыточку с цветочком?
Получается, что оригами еще незаметно воспитывает малышей, учит быть внимательными к своим близким, вызывает желание делать подарки, хранить в памяти общие впечатления.
Для закрепления приемов, использую игровые задания:
«какому номеру соответствует фигура?»
«найди чья тень?
В средней группе, продолжая работу по теме, я расширила познавательный аспект. В форме сказок с применением наглядности я предоставляла детям познавательный материал. Сказка «Путешествие Квадратика» познакомила дошкольников с тем, что бумагу изобрели в Китае, а первые мастера по складыванию поделок появились в далёкой стране Японии. В результате у детей расширился кругозор, пополнился словарный запас.
Так, при знакомстве с новыми приёмами складывания занятия проводила в виде сказки, где два уголка листа бумаги оказываются братом и сестрой (бабушкой и внучкой, перегибание листа приводит к их встрече и расставанию, дружбе или некоторой размолвке. Они путешествуют в горы (верхний угол заготовки) и в долины, переплывают реки (линии сгиба) и дремучие леса. Новый материал запоминается увлекательно и легко, так как объединен одной логичной и образной историей.
Ребята 4-5лет в игровой форме легко усвоили такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль. Научившись изготавливать «Треугольник» путём складывания квадрата по диагонали, мы приступили к изготовлению различных игрушек в технике оригами, и использованию их для игровых ситуаций.
Чтобы детям легче было овладеть техникой складывания поделок из бумаги, использую пооперационные карты, чертежи, схемы.
Слайд 12:Каждая операционная карта содержит в себе этапы изготовления какого-либо изделия в технике оригами. Эта работа требует индивидуального подхода, больших затрат времени и сил на усвоение специальных символов, раскрывающих поэтапный процесс изготовления какой-либо модели.
Как показывает опыт, легче всего детям даётся работа с операционными картами
В ходе детской деятельности стремилась создавать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе, прививать настойчивость в достижении цели.
Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить, и развивать творческое воображение.
В старшем дошкольном возрасте умственная работоспособность дошкольников заметно повышается, моторика движений пальцев рук развивается более активными темпами.
опираясь на полученный ранее опыт детей и их интерес к технике оригами, работу проводила более углублённо.
На занятиях дети 5-6 лет освоили способы конструирования поделок, основанные на умении складывать квадрат в разных направлениях, подравнивая противоположные стороны и углы; приемы складывания на основе нескольких базовых форм: треугольник, двойной треугольник, конверт, воздушный змей.
Учитывая, что занятия оригами – довольно кропотливый труд, я применяла различные формы работы с детьми. Объяснение начинала с загадки, вносила готовую модель поделки, проводила дидактические игры. Занятия были интересны детям ещё и потому, что данная деятельность имеет практический результат. Изготовленные стаканчики пригодились в походе, в сюжетно-ролевой игре «Магазин».
Чтобы процесс складывания поделок в технике оригами постоянно вызывал у детей интерес, в свободной деятельности предлагала смастерить уже известную модель. Это позволило освоить последовательность основных приёмов и расширить базу для творческих изысканий в дальнейшем.
Игровая деятельность – неотъемлемая часть
дошкольного детства детей. С целью поддержания интереса к занятиям оригами в своей работе широко использую:
инсценировки с персонажами, сделанными руками детей;
грамоты за лучшее выполнение изделия в технике оригами
Искусство оригами таит в себе большие возможности для развития творческих способностей детей.
Техника оригами позволяет мне:
развивать эстетическое восприятие детей,
учить созерцать красоту и наслаждаться ею;
развивать мелкую моторику пальцев рук,
глазомер, точность движений;
расширять представления детей о
разнообразии животного и растительного мира,
активизировать их познавательную и речевую
активность
в результате работы с бумагой в технике оригами :
возрос интерес детей к конструктивной деятельности;
у большинства детей увеличился объём произвольной
памяти и внимания;
дети научились работать по операционным картам;
бумажные поделки помогают установить добрые
отношения с детьми, создать атмосферу открытости и
доверия;
дети имеют возможность получить быстрый и
качественный результат своей работы;
выполненные изделия находят широкое применение в
жизни
Совместно выполняемая работа позволила детям:
проявить фантазию;
раскрыть творческие способности;
повысить коммуникативные качества личности;
развить инициативу, самостоятельность
Оригами Великолепный способ снятия стрессов, прекрасный метод обучения, да и просто увлекательное занятие.
Хочется надеяться, что ребёнок, создающий красоту своими руками,
никогда не станет разрушителем в будущем!