Получи документы

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Тарасенко
Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание представленного опыта работы – методологическая установка, отстаивающая самоценность ручного труда, как процесса и результата совместного художественного творчества, посредством которого ребенок познает окружающий мир и себя в этом мире. Ручной труд- это конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, быту.

Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнения действий. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

С помощью ручного труда у детей развивается воображение, творческое и конструктивное мышление. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений. В труде воспитывается самостоятельность, активность, дружелюбие, аккуратность.

Детская продуктивная деятельность рассматривается как специфическая творческая детская активность, в которой ребенок обретает «господство» над материалами, овладевает орудиями (художественными инструментами, создает эстетический продукт, реализует и познает свое «Я» и тем самым выражает эстетическое отношение к миру. В грамотно организованной педагогом продуктивной деятельности ребенок распредмечивает свое представление о мире на уровне культурных и личностных смыслов. Выбрав своей профессией работу с детьми, я сделала вывод, что в эстетическом развитии детей центральной является способность ребенка к восприятию художественного произведения и созданию нового образа (в конструкции, сочинительстве, рисунке,, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.

Результатом моей работы является удовлетворительное состояние и наличие накопленного положительного практического и методического опыта по данному направлению. В течение многих лет в ДОУ проводится работа по развитию художественно - эстетических способностей детей как в организованном обучении, так и в системе дополнительного образования. Проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью – важные вопросы для нашего дошкольного учреждения.

Я всегда ставила перед собой две задачи: вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, и в то же время предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду, использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению. Мною разработана программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки», работа ведется в свободное от основных занятий время, по желанию и интересам детей, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей Мероприятия с детьми проводятся с использованием различных новых форм: путем решения проблемных ситуаций, ситуативных разговоров, реализации проектов, экспериментирования. (Приложение №1 Перспективный план работы кружка прилагается).

В старшем дошкольном возрасте я учу детей складывать бумагу в разных направлениях, делать разметку с помощью шаблона, образца, создавать игрушки забавы, создавать игрушки в технике оригами, создавать поделки по задуманному сюжету, создавать фигурки людей, животных и птиц из природного материала. Решая эти задачи, мы на занятиях работаем с бумагой, картоном, тканью, природным материалом, крупами, что определено требованиями программ и технологий: «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, художественно –творческие клаузуры Е. Бобрышевой.

Дети с удовольствием работают с бумагой и картоном, поскольку они достаточно легко поддаются обработке. Если ребенку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по - разному действовать. Работая с плотной бумагой, я заметила, что детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки. Применяем фольгу. Она легко сминается и красива. Делали интересные новогодние поделки. Но бумагу можно не только мять, ее можно разрезать на полоски разной длины и ширины, и выполнять различные композиции. Сначала учила детей скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну полоску с другой, в результате чего получались всевозможные формы. Я старалась лишь косвенно помочь, чтобы ребенок пришел самостоятельно к довольно оригинальным идеям в создании поделок. При сворачивании бумаги более широкой полосы у нас получился цилиндр. Мы украшали его полосками бумаги. И вот у нас уже скачут кони, ослики, зайчики, и дети с удовольствием играют со своими поделками. Ценность этих работ заключается в их оригинальности и функциональности использования, поскольку дети применяют их в своих играх, при украшении помещения.

Интересные занятия проходят по технологии торцевание. Ее достоинство в том, что она выполняется довольнолегко, быстро и аккуратно, да и фантазии

есть где разгуляться (поздравительная открытка, панно, закладка, елочные украшения для детского сада, но требует от ребенка ловких действий, рука приобретает уверенность, точность. Закрепляется навык в работе с бумагой и клеем. К моменту поступления в школу у детей должны накопиться некоторые представления о том, какая разнообразная бумага используется в работе, где и как ее можно использовать, какую пользу приносят. При работе с бумагой или тканью и нитками дети узнают, что они бывают разного качества, прочности, толщины, мнущиеся и немнущиеся, впитывающие воду и отталкивающие ее. В процессе этих занятий у детей развивается вкус, чувство цвета, открываются большие возможности для развития инициативы, возникают положительные эмоции, которые вдохновляют, активируют детскую мысль.

Из ткани можно сделать куклу, птичку и другие игрушки. Большой интерес в нашем детском саду у детей вызывает изготовление сказочных и образных кукол, которые потом с удовольствием используются в играх. Нитками можно вышивать, зашивать, пришивать, подшивать. Работая с пуговицами, ребенок приобретает навыки в координации движений пальцев, развивает мелкую моторику рук, знакомиться с формой, цветом, фактурой.

Природный материал настолько разнообразен, что все невозможно перечислить. А главное он доступен детям. Важный момент, что этот материал заготавливают сами дети. Учу детей это делать так, чтобы не нанести природе ущерба. Для детей это одновременно и игра, и работа, и обучение. При работе с природным материалом использую пластилин, клей, бумагу, ткань. Такие занятия требуют от детей осторожности, внимания, терпения, аккуратности. С готовыми персонажами придумывали с детьми свои сказки, пытались решить логические задачи. Например, сделали с детьми ежика из шишки, черепаху из камня и Лесного человечка из желудей. Пошли герои к лесному ручейку и стали спорить, кто быстрее переберется на другой берег. Что мог им рассказать Лесной человечек. Дети предлагали свои разные варианты.

Занятия разнообразны по своей тематике, на них широко используется художественное слово, музыка, много игровых моментов. Чтобы вызвать интерес детей к ручному труду, я стараюсь увлечь их работой по изготовлению разных вещей: сказочных персонажей, белья для кукол, игрушек и др. При этом беру не очень сложные образцы, доступные воспитанникам. Дети должны при этом почувствовать интерес педагога к изготовлению предметов своими руками.

Периодически в течении года мы обязательно организуем выставки поделок в уголке для родителей, где дети получают еще одну оценку своей работе. Очень активное участие дети и родители принимали в организации выставок на темы: «Здравствуй, осень золотая», «Зимние забавы», «Умелые руки не знают скуки».

Много внимания в нашей группе уделяется ручному труду вне занятий, это важно для всех детей, в спокойной обстановке после обеда у нас работает «творческая мастерская дизайн– деятельности» – создание кукольных интерьеров, обязательное оформлению интерьера группы к праздникам, создание композиций из природного материала. Стараемся подарить вторую жизнь ненужным вещам (работа с разнообразным бросовым материалом: упаковкой, клеенкой, пластиковыми бутылками, и др.). Самым интересным для детей было изготовление «жужжалок». Это самодельные музыкальные инструменты. Принесли много бросового материала, вместе с детьми начали изготовление этих удивительных игрушек. Пластмассовые коробочки заполнялись бусинками, горохом, а когда они увидели, как взрослые обвязывают их, то сразу привлекли своих родителей. Так получились матрешки, грибы, шишки. Инструменты получились удивительно красивыми, дети в них играют с удовольствием, даже по звучанию определяют, чья эта игрушка.

Увлекла детей поделками с использованием круп. Эта работа очень интересная, но очень кропотливая и сложная, так как рабочий материал очень мелкий. В процессе изготовления поделок дети познакомились с различными видами круп, играли в игру «Что спрятано в этом мешочке», в которой на ощупь определяли, что в нем и называли. Рассматривали готовые работы, желали создать свои. Работы получались интересные, красочные, которыми украшали интерьер своей группы и могли подарить своим родным, друзьям. Дети узнали, что из круп можно готовить не только блюда. Но и выполнять красивые панно. Так из крупы манки и пшена изготовили панно «Цыплята на лугу». А из риса получились красивые ромашки. Из гороха получилась оригинальная ваза для цветов.

Родители всегда отзывчивы и проявляют внешнее участие при организации творческой деятельности и наших проектов. При разработке проекта «Традиции семьи» я продумала активное участие детей, их творческое взаимодействие с родителями. Вместе с детьми мы в группе подготовили «Генеологическое древо нашей группы», где на большом плакате каждый ребенок делал красивое сердечко для своей фотографии, подготовили выставку рисунков «Моя семья», сделали небольшие подарки для родителей- изготовили объемные сердечки, с использованием техники работы с бумажной салфеткой.

Идея изготовить что-нибудь из опилок родилась случайно. На территории детского сада опиливали деревья, мы наблюдали, затем дети помогли собрать мелкие ветви в кучку, а дети предложили собрать немного опилок в пакет. Решение подсказали дети: из них можно сделать картину, как из крупы. Вместе решили их покрасить гуашью, терпеливо ждали их высыхания, а потом уже принялись за картины. Сначала сделали наброски, части намазали клеем, рассыпали по нарисованным частям цветные опилки. Картины получились одна лучше другой. Дети с воодушевлением обо всем рассказали своим родителям, заразив их своей идеей. Было продолжение, которое мы оформили в совместную выставку творческих работ «Разноцветная стружка». После выходных дети принесли новые картины, сделанные вместе с родителями, с гордостью рассказывая, как они ее сделали. Несколько работ на темы русских народных сказок подарили малышам.

Помогает воспитанию желания трудиться музыка. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Дети могут тихонько подпевать исполнителю. Хорошо, если и воспитатель вместе с детьми тихонечко поет спокойную песню и работает. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идет прямое обучение трудовым действиям.

В работе с детьми я использую пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают», высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки», подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания. Кроме того пословицы и поговорки расширяют словарный запас детей, дают образец образной речи. Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если использовать их систематически, во взаимосвязи друг с другом.

Большое место в моей работе занимает подготовка к оформлению новогодних праздников: вместе с детьми продумываем изготовление интересных и необычных атрибутов, новогодних игрушек, сказочно оформляем письма Деду Морозу с использованием различных технологий: работа с бумажной лентой, обрывное оригами, работа с бумажными салфетками, рисование ладошками, оттиск поролоном, бумажное плетение, работа с нитками.

Вся прелесть игрушек, сделанных своими руками, в том, что они необычны и интересны, не требуют особых затрат при изготовлении, и их можно заменить или сделать другие, когда они уже износились.

В заключении, мне хотелось бы сказать, что «Способность понимать прекрасное не только умом, но и сердцем,- по выражению А. В. Запорожца, - наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребенок является не пассивным объектом эстетических воздействий, а активно участвует в доступных ему формах деятельности», одной из которых является творчество.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей средствами опытов и экспериментальной деятельности (из опыта работы)» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №5 Тема выступления на районном.

Обобщение опыта работы «Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста» Ориентация современного образования основана на идее гуманизации, гуманитаризции, личностной ориентации и предполагает создание условий.

Обобщение опыта работы по теме Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора» Автор: Сарвилова Марина Николаевна.

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей посредством музыкального фольклора» «Если ребенок родился и рос на родной стороне, среди русских берез, слышал русские песни, колядки справлял, со светлым праздником Пасхи.

Обобщение опыта: Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей. Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб,.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»Вы хотите, чтобы ваши дети были способными.

Организация работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение опыта работы) Основная цель ДОУ заключается в создании условий для развития образа «Я» ребёнка, гармоничном становлении его ценностно-эмоциональных и.

Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Слайд 1 «Истоки творческих способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом.

Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаВлияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Проблема, на решение которой направлен проект -некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности; -большинство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 января 2017 в 10:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тарасенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД