журавлева светлана
Обобщение опыта развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
(МБДОУ «Сказка»)
694051 Сахалинская область, г. Долинск, ул. Октябрьская 17 тел / факс (8 424 42) 27-2-78
e-mail : sckazcka2014@yandex.ru
Обобщение опыта
Публикация «Обобщение опыта развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«Развитие речи и творческого мышления через театрализованную
деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Выполнил: воспитатель
Журавлева Светлана Васильевна
2020г.
Содержание
Раздел 1. Информация об опыте…5
Глава 1. Теоретические основы развития речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста…. 11
1.1. Особенности развития речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста….11
1.2. Особенности развития речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей среднего дошкольного возраста….14
1.3. Роль развития речи и творческого мышления через театрализованную деятельность в формировании личности детей младшего и среднего дошкольного возраста….…. …16
1.4. Краткие выводы по 1 главе…18
Раздел 2. Технология опыта…. 20
Глава 2. Методические и дидактические особенности организации развития речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи….…. 20
2.1. Опыт развития речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи….….20
2.2. Первый этап работы «Развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста» (младшая группа, 2018-2019 учебный год….24
2.3. Второй этап работы «Развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей среднего дошкольного возраста» (средняя группа 2019-2020 учебный год…26
Раздел 3. Результативность опыта…29
Список использованной литературы…. ….31
Рецензия
Приложение 1. Рабочая программа
Приложение 2. Анкета для родителей
Приложение 3. Критерии диагностического обследования детей
Приложение 4. Театральный уголок (младшая группа)
Приложение 5. Консультации для родителей
Приложение 6. Выставка «Наше творчество»
Приложение 7. Театральные игры
Приложение 8. Конспект Тема: театрализация по сказке «Теремок»
Приложение 9. Инсценировка сказки «Козлята и волк»
Приложение 10. Сводная таблица младшей группы на 2018-2019 учебный год
Приложение 11. Театральный уголок (средняя группа, главный персонаж театрального уголка кукла – Буратино
Приложение 12. Виды театров
Приложение 13. Книжки – малышки
Приложение 14. Инсценировка сказки «Репка»
Приложение 15. Театрализация сказки «Рукавичка»
Приложение 16. Театральные игра «На лугу коровушки»
Приложение 17. Викторина по сказкам
Приложение18. Конспект «Всё начинается с мамы» с элементами театрализации, сценка «Маленькие мамы»
Приложение 19. Конспект «Военные профессии» мини-сценка «Как волк проходил военную подготовку»
Приложение 20. Сводная таблица средней группы на 2019-2020 учебный год
Раздел 1. Информация об опыте
1.1 Сведения об авторе опыта Ф. И. О. Журавлева Светлана Васильевна
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Сказка»
Педагогический стаж: 10 лет
Преподаваемые предметы: НОД
Специальность: воспитатель
Контактный телефон: 89004268820
1.2. Тема опыта «Развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
1.3. Целевая группа, на работу с которой направлен опыт Дети младшего и среднего дошкольного возраста (3-4-5 лет)
Воспитатель группы;
Родители воспитанников МБДОУ «Детский сад «Сказка»
«Театра мир откроет нам свои кулисы,
И мы увидим чудеса и сказки
Легко меняются герои, маски
Любой малыш здесь хочет побывать.
Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой свободно проведя,
И вот ребенок скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля!»
Т. Ю. Григорьева
Введение
Актуальность. Воспитатель ежедневно устанавливает эмоциональную связь с ребенком, формирует атмосферу понимания, добра, сотрудничества. Если это достигнуто, то ребенку легко учится, легко общаться, жить в коллективе.
Нам доверяют самое дорогое – воспитание детей. И даже имея опыт в работе, постоянно ищешь новые пути к душе ребенка. Дошкольный возраст является периодом начала становления личности, речевого развития ребенка и развитие его творческих способностей. В современном мире остро чувствуется дефицит доброты, внимания и живого человеческого общения, все чаще живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотек. Дети редко слушают рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные занятия по освоению речи – вообще редкость.
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Рассмотрение проблемы развития речи и творческого мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста, дает основание для вывода о возможности и необходимости использования средств театрального искусства в воспитании и образовании дошкольников. Многие представители отечественной педагогики (К. Д. Ушинский, В. П. Острогорский, Н. Ф. Бунаков, С. Г. Шацкий) хотели более широкого использования театрального искусства в целях воспитания подрастающего поколения. Их поддерживали и деятели театра А. А. Брянцев, Н. Н. Сац, Л. Г. Шпет, С. А. Ауслендер, Н. С. Шер, К. П. Спасская, Г. Л. Рошаль.
Проблема использования театрального искусства в педагогическом процессе активно разрабатывалась и современными исследователями: И. Л. Люблинским, Ю. И. Рубиной, А. П. Ершовой, Н. С. Карпинской, А. Я. Михайловой, Т. Г. Пеня, М. П. Проблема творчества и развития художественно-творческих способностей разрабатывалась Т. И. Артемьевой, Л. Б. Ермолаевой-Томиной, изучением вопросов развития актерских способностей занимались Н. В. Рождественская, Ю. И. Рубина, A.M. Савицкайте, П. М. Якобсон. Ряд исследований в сфере культурно-просветительной работы и культурно-досуговой деятельности рассматривают общевоспитательное, эстетическое, нравственное воздействие театрального коллектива, театральной самодеятельности на личность. Считая театр важным условием формирования ее всестороннего гармонического развития речи и творческого мышления дошкольников, творческих способностей, интереса к искусству (А. И. Аверьянов, С. Л. Афанасьев, В. Ф. Савина, В. И. Белов, Л. М. Петрова, Н. Ш. Владимирова, В. И. Гурова).
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру у ребенка не только развивается речь и творческое мышление, он познает мир умом, сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В это время у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, творческое мышление, воображение и речь.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования «Развития речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста».
Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс, ориентированный на развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность.
Предметом исследования является развитие речи и творческого мышления через театрализацию.
Цель исследования – создания условий для развития речи и творческого мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами театрального искусства. В соответствии с целью определены следующие Задачи исследования:
1. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных персонажей.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, жесты).
5. Познакомить с различными видами театра (кукольный, музыкальный, театр зверей, теневой театр и др.).
6. Создать условия для развития творческой активности детей.
В ходе работы над темой исследования мы руководствовались следующими принципами:
1. Управление по результатам диагностики.
2. Дифференциация – учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3. Целостность – учебно – воспитательный процесс.
4. Системность – чёткая система с простым принципом построения.
5. Научность – развитие познавательных процессов младших и средних дошкольников.
В ходе исследования была сформулирована гипотеза, заключающаяся в том, что развитие речи и творческого мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- обеспечена взаимосвязь театральной деятельности с процессом развития речевых и творческих способностей ребенка;
- реализовано продуктивное взаимодействие в системе «педагог- ребенок-родитель в процессе развития речи и творческого мышления;
- организован процесс репетиций, поскольку именно работа над образом не менее важна чем сам спектакль;
- достигнуты такие результаты, как повышение общей культуры ребенка, речевое раскрепощение, желание выступать с коллективом сверстников, попробовать себя в разных ролях.
Новизна исследования заключается в том, что для активации речевого развития используются различные виды деятельности : развитие мимики, обучение жестам игры на развитие речевого дыхания, творческой самостоятельности.
Практическая значимость. Данный опыт работы будет интересен воспитателям, родителям и может применяться в дошкольных учреждениях в целях повышения качества развития речи и творческого мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Этапы педагогического исследования.
На подготовительном этапе мы определили тему исследования, обозначили основную цель и задачи, выдвинули гипотезу.
Основной этап начался с мониторинга представления детей о театре и театрализации и разработки программы «Развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста» по результатам мониторинга. Провели анкетирование среди родителей в начале года.
Практический этап включил в себя внедрение программы в воспитательный процесс, уточнение и корректировку форм, методов и приемов работы с детьми.
На заключительном этапе проводился итоговый мониторинг «Развитие речи и творческого мышления через театрализованную деятельность у детей младшего и среднего дошкольного возраста».
В результате дети получили представление о театре его истории, о различных видах театров (пальчиковый, би-ба-бо, кукольный, ролевой).
Научились пересказывать сюжеты литературных произведений, придумывать диалоги действующих лиц в сказках (используя мимику, жесты, позы). Понимают театральную атрибутику (сцена, занавес, ширма, актеры). У детей улучшилось внимание, мышление, диалогическая речь, дети научились преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Дети стали более раскрепощенными, общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично.