Наталья Басина
Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы на завершающем этапе "Развитие речи дошкольников через дидактическую игру"
Здравствуйте уважаемые коллеги сегодня я представляю обобщение опыта
Слайд № 1 (текст)
Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие речи дошкольников через дидактическую игру“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер самого ребенка.
В настоящее время программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития речи детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.
В связи с этим, моя методическая тема – «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».
1.2. Ведущая педагогическая идея
Слай № 2
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:
требования ФГОС;
теоретические основы психологического развития дошкольников;
изучение методической литературы и опыта коллег;
апробирование новых методов и приёмов работы;
курсы повышения квалификации.
1.3. Новизна опыта
Новизна в моём опыте заключается в том, что дидактическая игра - является одним из наиболее действенных средств развития речи детей дошкольного возраста, так как это доступный, полезный и эффективный метод.
1.4. Теоретическая база опыта
Слайд №3
Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе её в работу…
А. С. Макаренко.
Многие выдающиеся педагоги и психологи придавали большое значение игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста.
К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога.
Слайд № 4
Изучив внимательно методические разработки, программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в которой говорится: «С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений)», я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития речи, воображения, памяти, мышления, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
II. Технология опыта
Слайд № 5
В моём опыте важную роль в эффективности дидактических игр занимает их правильное проведение. Воспитатель должен выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития.
Формировать у дошкольников интерес к процессу обучения с целью развития и коррекции речи мне помогало выполнение следующих пунктов одновременно:
а) Дети должны четко понять, что от них требуется.
Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости можно корректировать их по ходу игры.
б) Показать свою заинтересованность.
И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых.
в) Поощрять ребенка.
Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог почувствовать что-то, что происходит важно и требует его внимания.
г) Игра должна быть в радость.
Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все были заинтересованы. Игра не должна длиться слишком долго, иначе дети утомятся и потеряют интерес не только к происходящей игре, но и могут не захотеть играть во что-то другое.
Весь период, начиная с 2017 г. по 2019 г., я занималась изучением проблемы развития речи детей с помощью дидактических игр. Во время сбора информации и изучения материалов по теме обращала внимание, что во всех возрастных группах дошкольного возраста активно формируется речь, начиная с первой ранней и заканчивая средней группой.
Увидев, эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию связной речи детей различные дидактические игры : словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.
Считаю, что немаловажное значение для развития речи детей имеет окружающая обстановка, созданная в группе и дома: правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.
2.1. Цели и задачи педагогической деятельности.
Слайд № 6
Изучив теоретические источники, я определила цель своего опыта ( их вы можете увидеть на экране:
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи детей через дидактические игры.
Следуя этой цели я поставила перед собой задачи:
изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей через дидактические игры».
создание образовательной развивающей среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактическую игру.
определение особенностей формирования и развития речи дошкольников с помощью дидактической игры;
выявление возможности способствовать развитию речи через дидактическую игру;
проведение диагностики речевого развития дошкольников;
анализ и коррекция формирования речи дошкольников.
2.2. Реализация ведущей идеи опыта
Слайд № 7
Реализацию ведущей идеи опыта я начала с организации предметно -развивающей среды в группе. Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность,
Слайд № 8
в группе созданы уголки для сюжетно - ролевых игр, детского творчества, сенсорный и музыкальный уголки, зона отдыха.
Слайд № 9
Предметно - развивающую среду регулярно пополняю новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Слайд № 10
Одна из главных задач - подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.
Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д
Слайд № 11
В своей работе я использовала дидактические игры в разных видах деятельности:
в обучении правильному произношению;
в приобщении детей к художественной литературе;
в непосредственно образовательной деятельности;
в беседах;
в наблюдениях
в подвижных играх;
в играх на развитие мелкой моторики;
в театрализованной деятельности;
в минутках по безопасности;
в режимных моментах.
Слайд № 12
Для расширения и обогащения словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами использую лексико-грамматические игры, например:
«Что перепутал художник?», «История в картинках», «Кто, какой?», «Что не так?»,«Назови три слова», «Что вы видите вокруг?» и м. др.
Словесные игры «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.
Слайд № 13
Так как дети любят загадки, с удовольствием стараются их разгадать, предлагаю детям игры на отгадывание загадок. Это развивает воображение, помогает освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формирует быструю реакцию на слово.
Немаловажную роль играют артикуляционные игры. Считаю, что их необходимо проводить, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Пальчиковые игры сопровождаются словесной игрой, что важно для развития мелкой моторики, развития мышления и речи.
Игры с мячом сопровождаются словесной игрой: «Скажи ласково», «Съедобный - несъедобный», «Летает - не летает?». Эти игры способствует приобретению навыков ловкости, мышлению и быстрого ответа и очень интересны для детей.
Для детей я так же подбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручается кому-либо из участвующих, кто более самостоятелен в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.
Особое внимание обращаю на тех детей, речевая активность которых проявляется очень слабо. Для этого провожу с ними индивидуальную работу, стараясь, чтобы дети чувствовали себя комфортней и свободней в любой обстановке.
Слайд № 14
Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями.
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации дидактических игр в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, газеты для родителей.
Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время.
2.3. Результативный компонент опыта
Слайд № 15
Результатом моей целенаправленной работы по данной теме стало повышение речевой активности детей.
Прослеживается положительная динамика уровня развития речи дошкольников.
Дидактические игры сделали процесс запоминания более простым, интересным, творческим и помогли воспитанникам преодолевать робость и застенчивость. Овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов произошло легче и быстрее. У детей появилось желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.
С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи детей.
Слайд № 16 (диаграмма)
В связи с этим я могу утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность.
Для получения результатов было проведено наблюдение речевого развития.
Данные показатели говорят о том, что дидактические игры - оптимальный приём для работы с детьми по формированию речевой активности детей дошкольного возраста.
На основании собственного опыта использования дидактических игр как средства развития речи детей был сделан следующий вывод: правильно подобранная дидактическая игра создаёт условия для обогащения словарного запаса и развития речи детей, включает дошкольников в образовательную деятельность, выступает как средство всестороннего воспитания и развития личности ребенка.
Слайд № 17
Спасибо за внимание!