МААМ-картинки

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

Наталья Басина
Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта работы на завершающем этапе "Развитие речи дошкольников через дидактическую игру"

Здравствуйте уважаемые коллеги сегодня я представляю обобщение опыта

Слайд № 1 (текст)

Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие речи дошкольников через дидактическую игру“» размещена в разделах

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер самого ребенка.

В настоящее время программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития речи детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.

В связи с этим, моя методическая тема – «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».

1.2. Ведущая педагогическая идея

Слай № 2

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

требования ФГОС;

теоретические основы психологического развития дошкольников;

изучение методической литературы и опыта коллег;

апробирование новых методов и приёмов работы;

курсы повышения квалификации.

1.3. Новизна опыта

Новизна в моём опыте заключается в том, что дидактическая игра - является одним из наиболее действенных средств развития речи детей дошкольного возраста, так как это доступный, полезный и эффективный метод.

1.4. Теоретическая база опыта

Слайд №3

Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе её в работу…

А. С. Макаренко.

Многие выдающиеся педагоги и психологи придавали большое значение игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста.

К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога.

Слайд № 4

Изучив внимательно методические разработки, программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в которой говорится: «С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений)», я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития речи, воображения, памяти, мышления, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

II. Технология опыта

Слайд № 5

В моём опыте важную роль в эффективности дидактических игр занимает их правильное проведение. Воспитатель должен выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития.

Формировать у дошкольников интерес к процессу обучения с целью развития и коррекции речи мне помогало выполнение следующих пунктов одновременно:

а) Дети должны четко понять, что от них требуется.

Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости можно корректировать их по ходу игры.

б) Показать свою заинтересованность.

И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых.

в) Поощрять ребенка.

Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог почувствовать что-то, что происходит важно и требует его внимания.

г) Игра должна быть в радость.

Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все были заинтересованы. Игра не должна длиться слишком долго, иначе дети утомятся и потеряют интерес не только к происходящей игре, но и могут не захотеть играть во что-то другое.

Весь период, начиная с 2017 г. по 2019 г., я занималась изучением проблемы развития речи детей с помощью дидактических игр. Во время сбора информации и изучения материалов по теме обращала внимание, что во всех возрастных группах дошкольного возраста активно формируется речь, начиная с первой ранней и заканчивая средней группой.

Увидев, эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию связной речи детей различные дидактические игры : словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

Считаю, что немаловажное значение для развития речи детей имеет окружающая обстановка, созданная в группе и дома: правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.

2.1. Цели и задачи педагогической деятельности.

Слайд № 6

Изучив теоретические источники, я определила цель своего опыта ( их вы можете увидеть на экране:

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи детей через дидактические игры.

Следуя этой цели я поставила перед собой задачи:

изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей через дидактические игры».

создание образовательной развивающей среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактическую игру.

определение особенностей формирования и развития речи дошкольников с помощью дидактической игры;

выявление возможности способствовать развитию речи через дидактическую игру;

проведение диагностики речевого развития дошкольников;

анализ и коррекция формирования речи дошкольников.

2.2. Реализация ведущей идеи опыта

Слайд № 7

Реализацию ведущей идеи опыта я начала с организации предметно -развивающей среды в группе. Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность,

Слайд № 8

в группе созданы уголки для сюжетно - ролевых игр, детского творчества, сенсорный и музыкальный уголки, зона отдыха.

Слайд № 9

Предметно - развивающую среду регулярно пополняю новыми атрибутами, сделанными своими руками.

Слайд № 10

Одна из главных задач - подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.

Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д

Слайд № 11

В своей работе я использовала дидактические игры в разных видах деятельности:

в обучении правильному произношению;

в приобщении детей к художественной литературе;

в непосредственно образовательной деятельности;

в беседах;

в наблюдениях

в подвижных играх;

в играх на развитие мелкой моторики;

в театрализованной деятельности;

в минутках по безопасности;

в режимных моментах.

Слайд № 12

Для расширения и обогащения словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами использую лексико-грамматические игры, например:

«Что перепутал художник?», «История в картинках», «Кто, какой?», «Что не так?»,«Назови три слова», «Что вы видите вокруг?» и м. др.

Словесные игры «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Слайд № 13

Так как дети любят загадки, с удовольствием стараются их разгадать, предлагаю детям игры на отгадывание загадок. Это развивает воображение, помогает освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формирует быструю реакцию на слово.

Немаловажную роль играют артикуляционные игры. Считаю, что их необходимо проводить, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Пальчиковые игры сопровождаются словесной игрой, что важно для развития мелкой моторики, развития мышления и речи.

Игры с мячом сопровождаются словесной игрой: «Скажи ласково», «Съедобный - несъедобный», «Летает - не летает?». Эти игры способствует приобретению навыков ловкости, мышлению и быстрого ответа и очень интересны для детей.

Для детей я так же подбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручается кому-либо из участвующих, кто более самостоятелен в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.

Особое внимание обращаю на тех детей, речевая активность которых проявляется очень слабо. Для этого провожу с ними индивидуальную работу, стараясь, чтобы дети чувствовали себя комфортней и свободней в любой обстановке.

Слайд № 14

Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями.

Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации дидактических игр в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, газеты для родителей.

Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время.

2.3. Результативный компонент опыта

Слайд № 15

Результатом моей целенаправленной работы по данной теме стало повышение речевой активности детей.

Прослеживается положительная динамика уровня развития речи дошкольников.

Дидактические игры сделали процесс запоминания более простым, интересным, творческим и помогли воспитанникам преодолевать робость и застенчивость. Овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов произошло легче и быстрее. У детей появилось желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи детей.

Слайд № 16 (диаграмма)

В связи с этим я могу утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность.

Для получения результатов было проведено наблюдение речевого развития.

Данные показатели говорят о том, что дидактические игры - оптимальный приём для работы с детьми по формированию речевой активности детей дошкольного возраста.

На основании собственного опыта использования дидактических игр как средства развития речи детей был сделан следующий вывод: правильно подобранная дидактическая игра создаёт условия для обогащения словарного запаса и развития речи детей, включает дошкольников в образовательную деятельность, выступает как средство всестороннего воспитания и развития личности ребенка.

Слайд № 17

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование нравственных качеств через дидактическую игру. Картотека дидактических игр Как отмечает автор учебника «Дошкольная педагогика» С. А. Козлова: «Игра в детском возрасте - норма, ребенок должен играть, даже если он делает.

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через дидактическую игру Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Незабудка» комбинированного вида» Инновационный педагогический.

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактическую игру» Мастер-класс для родителей второй младшей группы: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактическую игру». Цель: способствовать.

Обобщение опыта работы по развитию связной речи старших дошкольников при составлении описательных рассказов по картинам ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при составлении описательных рассказов по картинам Воспитатель:.

Обобщение опыта работы на творческой площадке «Развитие диалогической речи у детей младших дошкольников» 1. Семененко Юлия Андреевна окончила Орский педагогический колледж по специальности «Дошкольное образование». Опыт работы воспитателем 10лет.

Обобщение опыта работы «Повышение профессиональной компетенции педагогов через активные формы» Система Российского образования в настоящее время претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования,.

Обобщение опыта «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность» Одной из основных задач детского сада является развитие речи воспитанников. Из своего опыта могу сказать, что занятий по развитию речи и.

Проект «Сенсорное развитие ребенка через дидактическую игру» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактический материал» Воспитатель: Золотухина Н. Т..

Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через дидактическую игруРазвитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через дидактическую игру Развитие мелкой моторики чрезвычайно важно для человека. Развитие координации пальцев рук тесно связано с развитием речи и познавательных.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста через словесно-дидактическую игру» Введение "Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К. Д. Ушинский Ребенок с хорошо развитой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 21:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Басина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД