Бреус Оксана
Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Незабудка» комбинированного вида»
Инновационный педагогический опыт работы по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Бреус Оксана Владимировна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №13 «Незабудка»
комбинированного вида»
г. Северодвинск
Публикация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через дидактическую игру» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Темочки
Цель работы по теме самообразования:
Актуализация, систематизация и практическое применение знаний об основах безопасности детей дошкольного возраста через дидактические игры; приобретение новых знаний и умений в данном направлении.
Целью моего исследования является изучение эффективности использования дидактических игр при обучении детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности.
В соответствии с целью исследования в работе решаются следующие задачи:
• определение особенностей формирования у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности;
• изучение сущности дидактической игры и ее место в обучении дошкольников основам безопасности;
• анализ методики организации и руководства дидактическими играми;
• проведение исследования, направленного на формирование у старших дошкольников безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр.
Планируемый результат:
Получение знаний и их применение на практике по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр; внедрение авторских дидактических игр для познавательного развития ребенка.
I. Теоретические основы формирования у детей знаний по безопасности жизнедеятельности.
Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
1.1 Актуальность проблемы
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, так как современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице, в природе. Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности.
В современных условиях необходима тщательная подготовка детей к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
1.2. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности дошкольников
Воспитание безопасности у дошкольников - систематический, непрерывный, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем и все, что ребёнок усвоит в детском саду (правила безопасного поведения, здоровый образ жизни) прочно останется у него навсегда и будет закрепляться дальше.
Что же такое безопасность? Безопасность человека – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз. Опасность - это явление, процесс или объект, способный в определённых условиях непосредственно или косвенно наносить ущерб здоровью человека. Выделяются следующие опасности - природные, технологические и социальные.
Безопасность жизнедеятельности представляет серьё зную проблему и включает в себя решение следующих задач:
• распознание опасностей и их источников;
• ликвидация последствий опасности;
• разработка возможных мер предупреждения опасности.
Реализация основ безопасности осуществляется с учётом основных принципов :
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды)
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых фактов).
В вопросе обучения детей основам безопасности жизнедеятельности можно выделить следующие этапы.
1 этап - заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности. Для реализации этого этапа целесообразно использовать следующие методические приемы:
а) беседы с детьми - как избежать неприятных ситуаций дома, на улице, на природе.
б) обсуждение с детьми проблемных ситуаций - "Что ты будешь делать, если постучался в дверь незнакомец?», «Что ты будешь делать, если тебя приглашают покататься на машине?».
в) различные виды игровой деятельности - сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, настольно-печатные, подвижные, игры-драматизации и др.
г) тренинги с детьми - "Я потерялся на улице ", "Незнакомец звонит в дверь ", "Один дома " и др.
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила. На этом этапе необходимо организовать предметно-развивающую среду в группе: уголок безопасности, который содержит: бизиборд с различными видами розеток, включателей, замков; макет улиц с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, пособия для сюжетно- ролевых игр "Автобус", "Шофер", "Спасатели", "Скорая помощь" и др. ; плакаты по ОБЖ по теме: "Если ты потерялся на улице", "Внимание! Терроризм! ", "Пожарная безопасность для дошкольников" и др. ; библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуации. Важным на этом этапе является создание игротеки, которая содержит: дидактические игры : "Опасно- не опасно", "Четвертый лишний", "Назови одним словом", "Так - не так" и др. Развивающие настольно- печатные игры: "Азбука безопасности", Чрезвычайные ситуации в доме", " Внимание! Дорога! ", "Дорожные знаки" и другие.
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Работа по взаимодействию с ОБЖ проводится через следующие формы организации детей :
-специально организованная деятельность детей - занятия, экскурсии. развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливают причинно- следственные связи;
- совместная деятельность воспитателя и детей - беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные на занятиях.
Обучение проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей, что делает процесс усвоения материала живым и лёгким. Игра даёт возможность быть ребёнку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки безопасности. При ознакомлении с правилами безопасности у детей возникает желание заниматься и другими видами деятельности: рисование, театрализованной, художественно-речевой. Так, после чтения сказки «Три поросенка», дети с удовольствием нарисовали интересные моменты. С помощью таких занятий воспитанники лучше и быстрее воспринимают и усваивают информацию : у них развиваются познавательная активность, коммуникативные навыки.
Изучаемый материал должен быть понятным, плакаты по ОБЖ современные: они будут всегда перед глазами детей, их легко запомнить, неоднократно рассматривая и повторяя изображённые на них правила. Поможет в обучении и знакомство со сказочными персонажами, которые попадают в опасные ситуации ("Волк семеро козлят", Красная Шапочка", "Колобок", "Три поросёнка", "Кот, петух и лиса" и др.) .
Работа с родителями очень важна в обучении основ безопасности, ведь они заинтересованные партнёры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
1.3. Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников. Виды дидактических игр.
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В трудах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта и других содержатся важные мысли о роли игры в формировании ребенка.
Дидактическая игра на сегодняшний день рассматривается как одна из уникальных форм, позволяющих сделать интересным и увлекательным процесс обучения.
Дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный метод воспитания и обучения самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно - логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.
Для всех игр с готовым содержанием и правилами характерны следующие особенности: наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия. Игровой замысел (или задача) и игровые действия составляют содержание игры; действия, и отношения играющих регулируются правилами; наличие правил, и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовывать и проводить игру.
Виды дидактических игр : дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей. Дидактические игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие виды игр: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, по формированию математических представлений, формированию основ безопасности жизнедеятельности и другие.
Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры,
Сорокина выделяет следующие типы дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: игры-путешествия, игры-поручения, игры- предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).
II. Практический аспект применения дидактических игр для формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
2.1. Методика обучения детей дидактическим играм по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
Игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей. Мы использовали в своей группе дидактические игры по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности которые дают возможность:
• познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
• уметь различать потенциально опасные предметы;
• сформировать представления о способах безопасного поведения, о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения;
• познакомить с нужными действиями в случае опасности.
Особое место в работе с детьми мы уделяем дидактическим играм, главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Нами используются различные дидактические игры. Например, дидактическая игра «Лукошко» - закрепляет знания детей о том, что грибы и ягоды бывают съедобные и несъедобные. Дидактические игры «Светофор», «Собери знак» и «Дорожные знаки» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.
Важным моментом в освоении дошкольниками знаний и умений безопасного поведения является ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности. Например, во время игровых тренингов с детьми «Незнакомец», «Опасные предметы», «Если ты один дома» дети учатся отвечать отказом на общение с незнакомыми взрослыми, усваивают правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери, получают представление об опасных ситуациях на дороге, улице, дома и правилах поведения в них, закрепляют представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизируют знания, речь, память, мышление.
Игровые ситуации раскрепощают детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Все мы знаем что, для того чтобы игры повышали качество усвоения познавательного материала и способствовали закреплению его в группе должна быть правильно организованная предметно-пространственная среда.
2.2. Содержание работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Началом нашей работы стала разработка диагностического инструментария, позволяющего определить первоначальный уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности (Приложение 1). Результаты диагностики показали, что в начале года дети нашей группы владеют знаниями по собственной безопасности ситуативно и на низком уровне, не всегда могут объяснить почему был сделан тот или иной выбор.
Последующая работа с детьми была направлена на создание первоначальных условий для ознакомления детей с правилами безопасности. В ходе первого этапа была оборудована предметно-развивающая среда: оборудован «Уголок безопасности» в группе, совместно с детьми и родителями создан лэпбук «Основы безопасности», сделаны дидактические игры по безопасности «Опасно-безопасно», «Четвертый лишний», «Съедобное-несъедобное», проводились беседы с детьми, тренинги, проигрывание ситуаций. В процессе формирования у детей знаний по основам безопасности решались следующие задачи:
- познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
- учить различать потенциально опасные предметы;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
-познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Основное содержание исследований предполагала формирование следующих представлений:
• Безопасность ребенка дома (опасные и безопасные предметы дома и в детском саду, правила поведения, если остался один дома);
• Безопасность на улице (основные правила дорожного движения, правила катания на велосипедах и самокатах);
• Безопасность на природе (съедобные и несъедобные грибы и ягоды, поведение в лесу и у водоемов)
Для реализации поставленных задач и получения планируемого результата, нами было разработано перспективное планирование (Приложение 2). В процессе формирования у детей представлений мы обращали особое внимание на развитие словаря, диалогической речи и установление детьми причинно-следственных связей.
При организации непосредственной образовательной деятельности, мы активно использовали дидактические игры, придерживались принципа интеграции разнообразных видов деятельности. Такой подход позволял нашим детям услышать, увидеть и почувствовать полученную информацию.
Знакомство детей с основам безопасности через дидактические игры организовано в трех направлениях:
-специально организованное обучение (в вечернее или утреннее время, как часть НОД)
- совместная деятельность педагога с детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
В своей работе мы также определили ряд правил:
- занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей;
- проблемные ситуации, эвристические задачи, тренинги по основам безопасности – становятся частью организованной образовательной деятельности различной направленности.
В работе нами были активно использованы исследования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также разработки соответствующих дидактических игр, которыми занимались: М. А. Котик, Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева, В. Н. Мошкина, Антюхин Э., Сулла М. На основе данных исследований нами была создана картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста, позволяющая организовывать самостоятельную и совместную деятельность с детьми (Приложение 3).
Благодаря такому подходу дети глубже и более эмоционально усвоили полученные знания, а отражали их в специальном альбоме группы «Домовенок», в котором дети самостоятельно или совместно с педагогом зарисовывали различные правила поведения дома и на улице, вклеивали картинки, дорожные знаки, фотографии (Приложение 4). Данный вид работы позволял не только рассматривать, но и более легко усваивать новые знания по основам безопасности, создавать самостоятельно новые дидактические игры.
Особое место в нашей работе было отведено организации развивающей предметно-пространственной среды для организации дидактических игр. Для формирования основ безопасного поведения дошкольника в нашей группе имеются такие материалы: - практический: игрушки- машинки, знаки, фигурки пешеходов и регулировщика и т. д., атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Спасатели», «Скорая помощь» и др.
-наглядный: серии картинок на тему: «Один дома», «Грибы», «Пожарные»; разнообразные плакаты по ОБЖ; дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Черный ящик», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Найди пару» и др.
- библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
- место для совместной и самостоятельной деятельности детей с настольными дидактическими играми по ОБЖ;
- совместно с детьми и родителями создан лэпбук по основам безопасности, который постоянно пополняется и активно используется нами в работе.
Наглядным результатом проделанной нами работы стала разработка и апробирование методики использования дидактических игр как средства формирования представлений средних дошкольников о безопасности в доме, самостоятельное использование детьми дидактических игр, придумывание ими или совместно с педагогом новых игр, улучшение знаний по основам безопасности жизнедеятельности, которое подтвердил результат итоговой диагностики.