Надия Золотухина
Проект «Сенсорное развитие ребенка через дидактическую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактический материал»
Воспитатель: Золотухина Н. Т.
Описание проекта
Сенсорное развитие ребенка через дидактическую игру представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЛИЯЕТ
Темочки:
- Дидактические игры
- Проекты, проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
1 Умственное развитие
2 Эмоции
3 Развитие самостоятельности
4 Развитие отношения к окружающему
Сенсорное развитие – воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт, успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающие.
Именно поэтому ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка раннего возраста является предметная игра, в которой усвоение какого-либо материала протекает не заметно для малышей, любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную задачи, а следовательно, игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.
Формирование сенсорных эталонов :
• цвет
• форма
• величина
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
1 Образовательные:
• Развитие аналитического восприятия (развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признак)
• формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
• учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
• развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
• обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
• обучать способом обследованием предметов, через тактильные ощущения
2 Воспитательные:
• воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
• формировать умение слушать и понимать инструкции воспитателя;
3. Развивающие :
• развивать познавательные процессы;
• развивать мелкую моторику;
• Развивать знания об окружающем мире.
Актуальность проекта
Значения сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Данный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире
Часто этот процесс усвоения оказывается поверхностным и не полноценным. Необходима систематическая организация работы с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, которая будет способствовать формирований представлений о свойствах качествах предметов, Данные направления будут реализовываться мною в ходе сенсорного воспитания детей через дидактическую игру, через обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и целью определения эффективных путей и средств организаций сенсорного воспитания детей в современных условий и внедрения их в практику
Цель проекта
– систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста. Через самостоятельную деятельность специально созданной развивающей среде в соответствие со стандартами ФГОС ДО.
Задачи проекта :
Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Разработать систему по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Разработать план совместной работы с родителями по проблеме сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста.
Ожидаемый результат:
– повышение уровня сенсорного развития детей I мл. группы №5.
Сроки проекта : сентябрь –2019 май 2020 г. (среднесрочный)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители I мл. группы №5.
Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.
Основные методы и формы обучения детей:
1. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
2. Игровые образовательные ситуации.
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: Подготовительный
включает:
• повышение уровня профессиональной компетентности;
• определение объема материала, который будет адресован детям.
• планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
реализация:
1. Изучение специализированной литературы;
2. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков :
3. Оборудование «дидактического стола»;
4. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
5. Подбор заданий и проведение диагностики;
6. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
7. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
8. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап: Творческий (основной)
включает:
• Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
• Оформление стендов для родителей по теме проекта;
• Консультации для родителей.
реализация:
1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
5. Проведение дидактических игр и игр-занятий;
6. Исследовательская деятельность детей.
III этап: заключительный
включает:
• Подведение итогов
реализация:
1. Педагогическое наблюдение за детьми (с письменного разрешения родителей).
2. Проведение заключительного занятия;
3. Самооценка, выводы.
Информационные ресурсы
Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
Васильева М. А. «от рождения до школы»;
Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 1995;
Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М. : Просвещение, 1985;
Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.