Приложение МААМ

Обобщение опыта работы «Повышение профессиональной компетенции педагогов через активные формы»

Екатерина Ваганова
Обобщение опыта работы «Повышение профессиональной компетенции педагогов через активные формы»
▼ Скачать + Заказать документы

Система Российского образования в настоящее время претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге.

Несомненно, педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

Публикация «Обобщение опыта работы „Повышение профессиональной компетенции педагогов через активные формы“» размещена в разделах

В связи с этим тема моей работы - Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование активных форм взаимодействия.

На формирование опыта работы оказали влияние следующие условия:

Научно – исследовательские условия:

Изучение работ психологов и педагогов по проблеме профессиональной компетентности педагога - Введенский В. Н., Воронцова В. Г., Вторина Е., Зимняя И. А., Маркова Н. В., Молчанов С. Г., Петровская Л. А., Шамова. Т. И. Cпециалисты ГБОУ ДПО НИРО Чеменева А. А. Вербовская Е. В., Попова В. Р.

Активные формы взаимодействия с педагогами – Бельчикова Я. М., Бирштейн М. М., Попова В. Р., Веселова Т. Б., Метенова Н. М.

Методические условия:

Белая К. Ю. «Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы»; Лосев П. Н. «Управление методической работой в современном ДОУ»; Метенова Н. М. «Педсовет: «Нравственное воспитание»

Организационно – педагогические условия :

Выступление на городском методическом объединении старших воспитателей «Повышение профессиональной компетенции воспитателя в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников; Участие в научно-практическом областном семинаре для руководителей и педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья; Выступление на городском ресурсном центре для воспитателей «Создание условий для духовно-нравственного развития воспитания личности»; Курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические условия развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в контексте ФГОС ДО»,; «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС ДО». Страничка на сайте https://www.maam.ru/; ООП ДОО;

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе очевидна для всех.

Об этом говорится и в 273-ФЗ «Законе РФ об образовании», и в «Профессиональном стандарте педагога, и во «ФГОС ДО»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», статья 48.1.1. Педагогические работники обязаны : осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне… Систематически повышать свой профессиональный уровень».

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» «Развитие личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г №1155 (рег. в Минюсте России 14.11.2013 № 22303) п. 3.4.2. «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей».

Для целостного представления о возможных путях, способах формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений мною были рассмотрены такие ключевые понятия:

Компетентность – способность применять знания, умения и с наличием личностных качеств специалиста, необходимых для успешной деятельности в определенной области. Антипина Л. Б.

Профессиональная компетентность - способность успешно действовать на основе знаний, умений, практического опыта при решении профессиональных задач. Зеер Э. Ф.

Профессиональная компетентность рассматривается в единстве профессиональных и личностных качеств педагога. Асаева И. Н., Майер А. А., Яфаева В. Г.

Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, деятельности, результате и т. д., о себе как о субъекте профессиональной деятельности. Она должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент. Майер А. А.

Структура профессионально-педагогической компетенции педагога (Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р.) :

Методическая компетентность

Коммуникативная компетентность

Технологическая компетентность

Деятельностная компетентность

Креативная компетентность

Игровая компетентность

Рефлексивная компетентность

Рассмотрены несколько классификаций активных форм взаимодействия : Все формы методической работы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. д.) Белая К. Ю.

В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации и по степени активности участников (активные, пассивные) Бельчикова Я. М., Бирштейн М. М.

Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. (Педагогическая мастерская, мастер-класс, семинар-практикум, деловая игра, мозговой штурм, ярмарка педагогических идей, педагогический КВН)

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через активные формы работы с педагогами. В. Н. Кругликов.

Наиболее эффективной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность являются семинары-практикумы, которые способствуют повышению уровня практической подготовки педагога, совершенствованию его практических навыков, необходимых для успешного решения педагогических задач. Веселова Т. Б.

Педсовет не должен быть скучным и формальным. Педсовет – это неотъемлемая часть работы педагогов. И если здесь активно внедряются новые формы и технологии проведения мероприятий, поощряется инициатива и новаторство, то это неизбежно плодотворно отразиться и на самом учебно-воспитательном процессе. Метенова Н. М.

Исследователями доказана зависимость усвоения материала от методов и форм его сообщения. При слушании лекции слушатели усваивают лишь пятую часть информации, при использовании наглядного материала, технических средств, при проведении дискуссий – более половины, а при разработке конкретных ситуаций, в деловых играх – почти всю.

Поэтому необходимо использование активных форм работы в системе взаимодействия, в процессе которых педагоги не получают готовые знания, а проектируют способы решения какой-либо проблемы в процессе изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, деловых игр; создание творческих групп, что создает условия для развития творчества воспитателей.

Не вызывает сомнения, что использование активных форм взаимодействия в дошкольном учреждении способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.

В связи с этим цель моей работы - повышение профессиональной компетентности педагогов через использование активных форм взаимодействия. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выявление уровня профессиональной компетентности воспитателей, уровня их потребности в инновационных педагогических знаниях;

2. Разработка и апробация системы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов через активные формы взаимодействия;

3. Определение эффективности системы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов через активные формы взаимодействия;

4. Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка;

5. Создание условий для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков;

6. Развитие мотивации к самосовершенствованию, профессиональному росту, самореализации.

Отсюда ведущая педагогическая идея - Грамотное включение в методическую работу активных форм взаимодействия приводит к повышению профессиональной компетентности каждого педагога.

Работа по повышению профессиональной компетентности педагогов через использование активных форм взаимодействия проходила в 3 этапа. На первом этапе выявляла уровень профессиональной компетентности воспитателей, уровень развития отдельных компетенций. Разработала перспективное планирование работы с педагогами, Разработала систему работы по повышению профессиональной компетентности педагогов через активные формы взаимодействия.

С целью получения объективной информации, об уровне профессиональной компетентности педагогов нашего ДОУ, я использовала шкалу профессиональной компетентности, разработанную на основе исследований Е. Н. Ноздриной.

У большинства педагогов низкий уровень – 64% профессиональной компетентности. Основными трудностями является отсутствие личностной мотивации к профессиональному росту, нежелание осваивать новшества. Они не проявляют инициативу в представлении педагогического опыта, не стремятся участвовать в выступлениях перед коллективом.

Педагоги, имеющие средний уровень профессиональной компетентности (24%, владеют учебным материалом и методиками, способны осуществлять анализ теории и практики воспитания и обучения, однако редко принимают самостоятельное участие в публичных мероприятиях, требующих демонстрации личного опыта, им требуется признание со стороны администрации. Поэтому они охотно выполняют задания и поручения.

Высокий уровень профессиональной компетентности выявлен у 12 %. Для данных педагогических работников свойственно стремление к исследовательской деятельности; ярко выраженное чувство нового. Они стремятся к творческому преобразованию опыта на основе актуальных потребностей. Доминирующими внутренними мотивами педагога являются личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, творчество, самовыражение, стремление продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу.

В ходе мониторинга отдельных компетентностей педагогов мы видим сниженный уровень технологической компетентности, поэтому необходимо активно внедрять современные образовательные технологии, в том числе ИКТ-технологию, используя такую форму работы, как эстафету педагогического мастерства, включать мастер-классы, открытые показы.

- Низкий уровень креативной компетенции, поэтому необходимо проводить работу для развития творческого потенциала педагогов, используя проектный метод.

- Низкий уровень рефлексивной компетентности, поэтому необходимо развивать мотивацию к профессиональному росту педагогов, внедрив технологию портфолио.

Далее я провела анкетирование «Самооценка профессиональных навыков воспитания». И дифференцировала педагогов по степени мастерства. Полученные данные показали, что педагоги готовы делиться накопленным опытом, однако не стремятся выйти за пределы коллектива своей группы.

Исходя из данных результатов и поставленных задач, мною была разработана модель по повышению профессиональной компетентности с учетом дифференциации педагогов по степени мастерства с подбором соответствующих форм методической работы.

На втором этапе был проведен установочный педсовет в форме круглого стола. В теоретической части решались вопросы, касающиеся цели и задач педагогического коллектива на год, одной из которых была использование современных образовательных технологий в образовательном процессе. Вниманию педагогов была представлена презентация «Современные образовательные технологии». В практической части «Педагогам-новаторам» и «Педагогам мастерам» было предложено взять «опеку» над «педагогами успешными» и «молодыми педагогами» и рассмотреть с ними в творческих микрогруппах одну из выбранных образовательных технологий.

Следующая активная форма – это эстафета педагогического мастерства, где наставники делились своим опытом в творческих микрогруппах, используя разнообразные формы : мастер-классы, открытые показы. Не одно мероприятие не прошло без моей методической поддержки. К мастер-классу по игровым технологиям мною было разработано положение об организации выставки «Дидактическое пособие своими руками». Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям сопровождался организованной мною выставкой методической литературы, а мастер-класс по информационно-коммуникационным технологиям - созданием интерактивной игротеки.

К выступлениям педагогов по технологиям построения развивающей среды и познавательно-исследовательской деятельности мною были разработаны памятки для воспитателей, представленные на слайде.

Завершила эстафету педагогического мастерства – деловая игра

Для повышения активности и инициативности педагогов и развития их творчества был проведен семинар-практикум, также состоящий из теоретической части, в которой было освещено содержание проектной деятельности и практическая часть, в которой педагоги разрабатывали творческие образовательные проекты. В итоге данного мероприятия педагогам было предложено поучаствовать в конкурсе образовательных проектов. В конкурсе приняли участие воспитатели из 9 групп с привлечением специалистов ДОУ. Наиболее яркие проекты были «Новый год у ворот» в средней группе и «Его величество Этикет» в подготовительной группе.

С целью развития мотивации к профессиональному росту педагогов я создала портфолио, которое включает в себя следующие разделы: Общие сведения о педагоге, материалы работы педагога с детьми, научно-методическая деятельность, развивающая предметно-пространственная среда, работа с родителями.

Следующая форма – это создание доски почета, где присутствуют более отличившиеся педагоги.

На третьем этапе был проведен сравнительный мониторинг. Полученные результаты на начало и на конец учебного года показывает положительную динамику профессионального развития педагогов. В результате проделанной работы увеличилось число педагогов, с уровнем развития профессиональной компетентности, соответствующий высокому показателю (на– 23%). При этом педагоги, уровень профессиональной компетентности которых характеризовался как средний или низкий, стали проявлять творческую активность и более охотно демонстрировать свои достижения педагогической практики коллегам, посредством участия в коллективных мероприятиях проекта, в конкурсах профессионального мастерства и т. д.

Качественные изменения и в результатах сравнительного анализа развития отдельных компетентностей воспитателей

Анализ самооценки профессиональных навыков воспитания тоже дал положительные результаты.

Воспитатели реализуют приоритетные направления образовательной деятельности: активно включают в образовательный процесс современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные, разрабатывают творческие образовательные проекты, вносят изменения в развивающую предметно-пространственную среду, создавая условия для социализации и индивидуализации детей, способны к самоанализу, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности, стремятся к профессиональному самосовершенствованию.

Хотелось бы отметить, что внедрение активных форм работы с педагогами позволило внести свежую струю в жизнь детского сада. Горящие глаза педагогов, их стремление к поиску, по-детски непосредственная радость от хорошо сделанного творческого дела красноречиво доказывают успешность методической работы. о чем свидетельствуют следующие данные:

1. Увеличилось количество участий в конкурсах:

2. Повысилось число аттестованных педагогов

3. Увеличилось количество транслируемости обощенного опыта :

Мной была разработана и апробирована система работы по развитию профессиональной компетенции педагогов через активные формы взаимодействия;

Разработаны :

Конспекты: круглого стола «Перспективы работы участников образовательного процесса на новый учебный год», семинара- практикума «Проектная деятельность в образовательном процессе», деловой игры «Современные образовательные технологии»

• Консультация для педагогов «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками», «Пирамида здоровья», «Лепбук как средство развития познавательных способностей дошкольников», «Технологии создания и многофункционального использования ширм-трансформеров и крупных маркеров при создании игровых ситуаций в разных формах образовательного процесса».

Разработаны памятки для воспитателей: «Содержание уголков экспериментальной деятельности», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах», «Алгоритм проекта».

• Положение о смотре-конкурсе «Дидактическое пособие своими руками», «Лучший образовательный проект»

Составлена презентация «Современные образовательные технологии»;

Созданы портфолио педагогов;

Создана игротека «Интерактивные игры для дошкольников».

Транслировала свой опыт работы на ГМО для старших воспитателей.

Список литературы:

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г №1155

Белая К. Ю «Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО», М. ,ТЦ «Сфера»,2015

Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. :ТЦ Сфера, 2005

Майер А. А. «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2012

Медведникова Л. Ф. Методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ Л. Ф. Медведникова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. №10-. – С. 21 – 33.

Метенова Н. М. Педсовет: «Нравственное воспитание». Методическое пособие. – Ярославль, Издательско-полиграфический комплекс «Индиго», 2017

Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие проф. мастерства педагогов ДОУ. Метод. пособие. – М. : Айрис – Пресс, 2008

Скоролупова О. А. Тематический контроль в ДОУ. - М. : «Скрипторий», 2014

Тавберидзе В. А., Калугина В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ. – М: Школьная Пресса, 2008 Тимофеева Л. Л. Повышение профкомпетентности педагога ДОУ. Уч. -методическое пособие. Выпуск 1., 2013

Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в ДО». - М. : АРКТИ, 2003

Г. В. Цветкова, Г. А. Ястребова Профессиональный стандарт педагога. Учитель, 2016.

Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р. Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО», Журнал «Нижегородское образование» № 3. 2015, с. 109-116

Публикации по теме:

Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ «Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ» Составитель: старший воспитатель.

Обобщение опыта работы «Оздоровление детей дошкольного возраста через закаливание» «…забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников Администрация городского округа город Урюпинск муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Золотой ключик».

Деловая игра для воспитателей «Повышение экологической компетенции педагогов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Золотая рыбка» Деловая игра для педагогов «Повышение.

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» I. Описание опыта 1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Обобщение опыта работы педагога «Формирование здорового образа жизни у младших дошкольников через игровые макеты» Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения.

Обобщение опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через чувственное отношение к Родине» Цель моего опыта работы: воспитание гуманной, духовно -нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Обобщение опыта работы воспитателя «Развитие творческих способностей детей 4–7 лет через нетрадиционные техники рисования» Идея опыта: развивать художественно-творческие способности каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник, постижение детьми возможностей.

Описание опыта работы по теме «Повышение педагогического мастерства педагогов по развитию творческой самостоятельности» Описание опыта работы по теме «Повышение педагогического мастерства педагогов по развитию творческой самостоятельности, инициативы, эстетического.

Выступление «Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов» СЛАЙД 2 Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога дошкольного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Повышение профессиональной компетенции педагогов через активные формы»
Опубликовано: 14 мая 2019 в 08:46
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Повышение профессиональной компетенции педагогов через активные формы»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ваганова (УИ 1935875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД