Любовь Комарова
Конспект СОД по программе «Поликультурное детство» в логопедической подготовительной группе «Традиции чаепития»
Цель: Познакомить детей с историей чая, правилами чайной церемонии в Китае и чаепития в России.
Задачи:
1)Обучающие:
-углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении,
распространении, традициях чаепития;
-формировать навыки исследовательской деятельности;
-обогащать словарь за счет расширения знаний о традициях чаепития
(«чха, тьа, чья»-чай, чабань, сливник, пиала, заварка, самовар, анчан, каркадэ, и др.).
2) Развивающие:
-развивать инициативу и самостоятельность в деятельности
-развивать культуру сервировки и этикета чаепития
Публикация «Конспект СОД по программе „Поликультурное детство“ в логопедической подготовительной группе „Традиции чаепития“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Чай. Традиции русского чаепития
- Темочки
-развивать память, внимание, мышление, речь
-развивать сотрудничество и взаимопомощь между детьми
3)Воспитательные:
-воспитывать уважение к традициям дружественных стран России и Китая
-воспитывать толерантность, патриотизм, гостеприимность
Оборудование:
-китайский набор для заваривания чая, аксессуары востока, восточная музыка,
-самовар. кукла-грелка на чайник, сервиз, угощения, русские аксессуары
Ход совместной деятельности :
1) Введение в ситуацию.
Воспитатель:
-Я предлагаю вам отправиться в небольшое увлекательное путешествие…
Сегодня я зашла на Вайлдберис и забрала свой заказ. Я то знаю, что я заказывала, но то ли мне прислали? Здесь какие-то иероглифы. Кто - нибудь может прочитать? Давайте откроем….Здесь такие красивые мешочки…Но что же в них? Я разрешаю вам их взять в руки, потрогать, пощупать, послушать аромат…
-Как вы думаете, что же внутри? (предположения детей)
-Посмотрите в коробке есть инструкция, давайте ее прочитаем:
Чтоб согреться и взбодриться,
Позитивом зарядиться…
С ним с гостями не скучай,
Завари покрепче (чай)
-Я предлагаю развязать один мешочек и посмотреть…
(Воспитатель высыпает содержимое мешочка на тарелку)
-Рассмотрите чай.
-Как вы думаете, что из себя представляет чай (растение, листочки)
-Да, чай - это древовидное вечнозеленое растение, которое живет до 100 лет.
2)Ход деятельности:
-А кто -нибудь знает, какую страну считают родиной чая? (Китай)
-Обращаю ваше внимание на экран (слайд № 1) Это карта.
-Вы видите, что наша страна, Россия, граничит с Китаем на востоке.
(показ указкой).
Пожатие рук двух держав говорит о том, что Россия и Китай являются странами союзниками, они сотрудничают, обмениваются опытом, товарами, в том числе …Китай поставляет для России большое количество чая.
-У каждого народа есть свой язык, песни, танцы, свои традиции.
-Как вы понимаете слово - традиция? (слово нерусское «передача», то, что передается от одного поколения к другому).
-Вот мы сегодня и поговорим о традиционном чаепитии двух стран: Китая и России.
Воспитатель :
Слайд № 2. - А хотите ли вы узнать, как люди открыли чай?
Одна из легенд гласит: очень давно, много веков назад, в Китае правил великий император Шень Нун. Однажды в жаркий полдень император отдыхал на горном склоне под тенистыми деревьями и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Сморенный жарой он уснул, а проснувшись увидел несколько листочков, упавших с дерева в кипятке. Получившийся настой настолько удивил правителя своим свежим, легким вкусом, ярким ароматом и бодрящим эффектом, что такой напиток было приказано подавать ежедневно.
В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли.
Узнав целебные качества чая, китайцы стали выращивать чай на плантациях.
Слайд № 3. Чай, это вечнозеленое древовидное растение, живет до 100лет, может достигать в высоту 15м (5 этажный дом, но, чтобы удобно было срывать листочки, люди чайные деревья подрезают.
Перед вами чайная плантация (слайд № 4)
-Обратите внимание на коробку (вот так по-китайски написано слово чай, если иероглиф разобрать, то он состоит из частей-трава, человек и дерево).
-Прежде, чем мы перейдем в китайскую зону, я хочу вас предупредить, что сегодня нам предстоит работать с горячей водой. Почему это опасно (можно обжечься).Как себя вести? (аккуратно).
3) «Чайная церемония».
-С древних времён в Китае существует красивая чайная церемония.
Этот обряд наполняет тело теплотой, умиротворением, способствует очищению мыслей.
Проводит ее чайный мастер, который создает атмосферу чаепития
(сегодня чайным мастером буду я).
На специальный столик ставят небольшие фигурки, каждая из которых притягивает успех, здоровье, радость и счастье (показ: кот с лапкой-приветствует и приносит удачу, Хотей-бог богатства и счастья).
Принято подбирать одежду: это могут быть национальные костюмы (с традиционными рисунками, в данном случае - это дракон, он является символом власти, могущества и процветания Китая, либо классика - длинное платье и деловой костюм.)
Она проходит в спокойной обстановке, с приглушенным светом и тихой национальной музыкой (музыка, благовониями (зажечь палочку).
Сами китайцы говорят, пить чай-познавать друг друга…Садятся на чайную церемонию на колени, подстилая циновку.
Заваривание чая происходит на специальном столике - Чабань.
Нужное количество заварки засыпают в заварник. Так происходит первое взаимодействие чая с водой, листочки начинают раскрываться, очищаются от пыли. Эту воду сливают, ее не пьют. Затем идет первое заваривание. Оно длиться 1 минуту. Проливается через сливник (как вы думаете для чего). Затем разливается по пиалам (пиалу берут 3 пальцами, наливают чай чуть меньше половины, наслаждаются только напитком. Сначала вдыхают аромат чая, затем наслаждаются вкусом…Таким образом, чай заваривается 5-6 раз. -Хотите попробовать настоящий китайский чай? (дети пробуют чай).
Благодарят за вкусный чай- постукиванием двух пальцев правой руки два раза.
4)«Чаепитие».
-Так ли пьют чай в России?
Обычно перед чаепитием на Руси веселились, водили хороводы, устраивали игры.
И я приглашаю вас поиграть (под муз. игра «Самовар»).
Само-само-самовар
От него исходит жар…
Чтобы ручки не обжечь,
Нам их надо уберечь…
-В России чай тоже стал национальным напитком. Если в Китае он появился более 5000 лет назад, то в России только 300 лет назад.
Так как на Руси люди славились своей щедростью, открытостью, добротой, поэтому принимали гостей радушно, старались не только напоить, но и накормить. Так к чаю стали подавать различные лакомства (пироги, блины, пряники, сушки….). Если в Китае чайная церемония представляет собой своего рода медитацию, предполагает больше молчание, чем разговор, на Руси все было с точностью до наоборот: во время чаепития люди вели расслабляющие беседы, обсуждения, шутили, веселились.
-Мы с вами какой национальности? (русские)
Значит мы так или иначе знаем, как проходило и проходит традиционно чаепитие в России.
5) Игра «Клубочек» (знания детей о традициях русского чаепития)
- Я предлагаю поиграть в игру «Клубочек», передавая его по очереди, разматывая ниточку, каждый рассказывает о традиционном русском чаепитии)
-перед чаепитием необходимо вымыть руки,
-стол накрывают чистой красивой скатертью,
-главным атрибутом являлся самовар (где появились первые самовары? где их стали изготовлять? кто же наливает кипяток из самовара).
Почему появилась необходимость изобретать самовар? В России с давних времён были большие семьи, в домах жило по несколько поколений семей. Соответственно, чтобы напоить всю семью чаем, требовалась очень большая ёмкость для кипячения воды. С появлением самовара родился добрый обычай: собираться всей семьёй за столом.
- необходим сервиз (набор посуды с определенным рисунком);
-в заварнике заваривают чай, раньше надевали на него куклу-грелку для чего это нужно? сколько нужно наливать заварки);
-на столе должна быть сахарница с сахаром, у нас принято пить сладкий чай
(кто помнит, что значит пить чай «вприкуску» и «вприглядку»);
-для каждого гостя ставится чайная пара: чашка и блюдце, чайная ложна десертная тарелка (расскажите, как правильно пользоваться ими, сколько чая нужно налить в чашку, как размешать сахар? что делать если чай горячий?, как правильно держать чашку);
-только в России принято пить чай с лимоном (если заговорили о лимоне, расскажите, как правильно его употребить);
-много сладостей (каких, например);
-тканная салфетка (как ею пользоваться);
Молодцы, интересно рассказали, надеюсь теперь вы все это применяете на практике, и поделитесь своими знаниями со взрослыми.
А клубочек помог нам сплотиться, все знания о русском чаепитии собрать в одно целое.
В русской культуре, до возникновения чая, заваривали травы и ягоды. И по сей день добавлять в чай мяту, липу, чабрец, душицу и другие травы и ягоды остаётся нашей национальной традицией.
6)Разновидности чая. Опыт.
-Сейчас я вам представлю несколько видов чая, определите по внешнему виду, по цвету, что это за чай? (зеленый, черный, красный, синий):
травяной-(мята, липа)-оказывает оздоровительное, успокаивающее свойство;
черный-(повышает физическую и умственную работоспособность, противовирусное средство);
красный (каркадэ, цветки суданской розы -бактерицидное свойство, укрепляющее сосуды);
синий (анчан-цветы голубого горошка-стимулирует работу памяти, укрепляет нервную систему).
Давайте проведем небольшой эксперимент, положите в синий чай лимон…
-Какого цвета стал анчан? (фиолетовый).
-Почему такое волшебство произошло? Оказывается при взаимодействии с кислотой, а в лимоне - кислота, чай будет осветляться, а настой из анчана даже меняет цвет.
7)Итог и чаепитие.
Прежде, чем мы будем наслаждаться чаепитием, скажите
-О чем сегодня беседовали?
-Что узнали о чае?
-Что больше всего запомнилось?
-О чем хочется рассказать родственникам и друзьям?
Ну, а теперь, вы изрядно нагуляли аппетит, прошу вас к столу


