Ирина Власова
Обобщение опыта «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач детского сада является развитие речи воспитанников. Из своего опыта могу сказать, что занятий по развитию речи и индивидуальных занятий с логопедом недостаточно, чтобы у ребенка сформировались речевые умения и навыки, коммуникативные способности. Поэтому над развитием речи воспитанников я работаю целенаправленно и ежедневно, не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Взаимодействие с детьми провожу в игровой форме, чтобы детям было интересно и комфортно.
Публикация «Обобщение опыта „Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В своей работе над речью дошкольников я использую театрализованную деятельность. Этот вид деятельности помогает мне создать в детском коллективе особую атмосферу радости и дружелюбия.
Занимаясь самообразованием по данному направлению, я сделала для себя вывод, что театрализованная деятельность является привлекательным занятием для дошколят. С ее помощью расширяется словарный запас, налаживаются уважительные отношения между детьми, совершенствуется диалогическая и монологическая речь, совершенствуется интонационная выразительность речи, совершенствуется пластика движений, создаются ситуации успеха для всех детей.
При планировании театрализованной деятельности с детьми, я учитываю следующие факторы:
- возрастные и индивидуальные особенности;
- доступность;
- постепенное усложнение;
- систематичность;
Свою работу я начала с младшей группы. Создала театральный уголок, уголок уединения, уголок ряженья. Изготовила и собрала с помощью родителей шапочки животных, атрибуты, костюмы, маски, реквизит. Обновила театральную ширму и декорации. Собрала виды театров : пальчиковый, настольный, кукольный, би-ба-бо, ложковый.
Дополнила книжный уголок новыми книгами. Создала уголок развития речи и оснастила его тематическими альбомами, сюжетными картинками, тренажерами для развития речевого дыхания, настольно-печатными играми, картотеками пальчиковых игр и артикуляционных упражнений.
В начале учебного года я познакомила детей с понятием театр. Хорошим наглядным примером был приехавший к нам в доу кукольный театр. На начальном этапе разучила с воспитанниками маленькие потешки. Дети учились показывать действия персонажей с помощью мимики и жестов. Параллельно разучила пальчиковые игры и артикуляционные упражнения. После работы над потешками перешла к драматизации известных детям сказок. Совместно с детьми играла в настольный и пальчиковый театр. В самостоятельной деятельности ребята сами имели возможность выбрать любой вид театра. Во второй половине дня устраивала с детьми кукольные представления для «зрителей».
В средней группе учила детей инсценировать небольшие сказки, предварительно проработав над каждым персонажем. Много времени уделяла средствам интонационной выразительности, мимике, жестам. При инсценировании сказок стала применять минусовки из классических музыкальных произведений, что понравилось детям и заинтересовало ранее пассивных дошколят. Параллельно продолжала работать над техникой речи, использую артикуляционные упражнения, потешки, скороговорки и пословицы, речевые игры.
В течение учебного года дети принимали участие в праздниках, где показывали свои отрывки из нашей театрализованной деятельности.
Итогом нашей совместной деятельности стал спектакль по сказке «Гуси-лебеди», в котором дети не только произносили диалоги, но и рассказывали стихи, танцевали. Он был показан сначала детям младшей и старшей групп, а затем и родителям средней группы.
Сравнив показатели мониторингов младшей и средней групп, и ведя ежедневные наблюдения за детьми, я пришла к выводу: использование театрализованной деятельности во всех режимных моментах детского сада улучшает не только речевое развитие дошкольников, но и развивает в детях уверенность, инициативность, творчество, целеустремленность, уважительное отношение к сверстникам и взрослым.