Пелина Валентина
Обобщение опыта работы по развитию связной речи старших дошкольников при составлении описательных рассказов по картинам
▼ Скачать + Заказать документы
по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при составлении описательных рассказов по картинам
Воспитатель:
Пелина В. И.
Саранск,2016г
Публикация «Обобщение опыта работы по развитию связной речи старших дошкольников при составлении описательных рассказов по картинам» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития описательной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательного рассказа по картине; знакомство с деятельностью художников - живописцев; рассматривание репродукций картин русских художников.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием описательной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ, речевой образец и так далее.
Для того, чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за 2 - 3 дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Картина может рассматриваться по частям. В начале - главное, затем - детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж.
Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.
Рекомендуется использовать вопросы, развивающие воображение и творчество. Интересен методический прием «вхождения в картину» : представь, что ты оказался на этой полянке, оглядись вокруг, прислушайся. Что ты видишь, что слышишь, что чувствуешь? Такие приемы способствуют развитию образной речи, развивают эмоциональное восприятие.
Тексты описательных рассказов по картинам представлены в приложении.
Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации и появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.
Главное к чему мы стремились, разрабатывая методические рекомендации – обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Чтобы обучение описательной речи носило осознанный характер, необходимо использовать различные методы, приёмы, средства, которые будут способствовать появлению мотивации речевой деятельности и интереса к занятиям по развитию описательной речи старших дошкольников.
Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Поэтому занятия разрабатывались нами с учетом бесспорной аксиомы, что создание интереса на всем его протяжении – залог успешного результата деятельности всех её участников.
Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого.
В этой связи перед нами встала задача способствовать развитию умения рассказывать в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике, а также с применением приемов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всем его протяжении.
Эффективность проведения занятий зависит от следующих условий:
- использовать на занятиях по развитию описательной речи методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
- включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развития словаря, формирование грамматически правильной речи;
- после прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
- перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;
- использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребенка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности.
- всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
- вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
- по возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
Для составления описательного рассказа по картинам существуют следующие требования :
- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
- картина должна быть высокохудожественной;
- изображение персонажей должно быть реалистичным;
- следует обращать внимание на доступность содержания и изображения.
В занятия по развитию описательной речи необходимо включать различные аспекты развития речи : формирование звуковой культуры речи, ее грамматического строя, вести работу по обогащению, закреплению и активизации словаря.
Умения и навыки по развитию описательной речи старших дошкольников, полученные в процессе специально-организованного обучения, должны закрепляться в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
В течение всего учебного года необходимо проводить консультации для родителей на темы:
«Развиваем речь ребенка дома».
«Как научить ребенка рассказывать».
«Знакомство детей с произведениями русских художников».
В работе с родителями можно использовать беседы, в ходе которых отвечать на возникающие вопросы, знакомить с русскими художниками и с динамикой развития описательной речи детей. Приглашать родителей на дни открытых дверей и открытые занятия. На открытых занятиях родители смогут получить знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию составления рассказа по серии сюжетных картинок.
В ходе подгрупповых консультаций необходимо объяснять родителям значимость дальнейшей работы по развитию описательной речи у детей, а именно: такт. Корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность, одобрение высказываний. Ошибочные слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить фразу целиком.
Поскольку наша задача состоит не только в развитии у детей описательной речи, но и в формировании устойчивого интереса к занятиям по развитию речи, то для нас является важным сосредоточить внимание на всех частях занятия.
Большое внимание необходимо уделять не только отбору приемов для создания интереса и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий часто используйте соревновательные, познавательно-побудительные мотивы.
В процессе занятий можно использовать еще один прием, который стимулирует речевую деятельность детей. Перед тем, как дети будут составлять описательные рассказы, им делают установку – использовать в описании слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Данный прием позволяет детям подойти к выполнению задания более осознанно, стимулирует память, улучшает качество описания.
Всем известно, что дети достаточно трудно осваивают умения по данному виду описания. Как правило, большие затруднения у них вызывает подбор точных эпитетов, слов, передающих эмоциональное состояние, красота природы, цветовые гаммы, а также построение предложений разных видов. Наблюдения за детьми в процессе занятий показывают, что если детям предложить составить описательный рассказ по картине без предварительной работы на данном занятии по обогащению и развитию словаря, а также упражнении в употреблении различных типов предложений, то у детей при выполнении заданий по описанию чаще встречаются ошибки: предложения короткие и однотипные; дети употребляют одни и те же слова, повторяя их друг за другом. В итоге описание картины получается сухое и неинтересное.
В процессе выполнения задания по развитию описательной речи в процессе работы над образом природы в произведениях русских художников, детям можно выдвинуть требование строить свое описание в соответствии с правилами сюжетного повествования: обрисовка действующих лиц, времени и места действия; причина события, развитие событий, кульминация; окончание событий. Описания детей станут более стройными, развернутыми, законченными.
Для того чтобы на каждом занятии по описанию картин избежать шаблонов, целесообразно предложить разные варианты выполнения задания. Это и составление описания по предложенному плану, и составление коллективных описаний по «цепочке», и индивидуальное описание, и в творческих подгруппах, и продолжение описаний по предложенному началу и др.
Таким образом, создавая по ходу занятий мотивацию деятельности, можно добиться, во-первых, создания интереса к речевой деятельности, а во-вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения.
Данные технологии позволяют сохранить интерес детей в течении всего занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые описания по картинам.