Галина Жамбалова
Сибирская сказка как средство развития образной речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сибирская сказка как средство развития образной речи старших дошкольников
Жамбалова Г. Д.
воспитатель МДОУ
«Берёзка», с. Хоринск,
Республика Бурятия
Сибирская сказка как средство развития образной речи старших дошкольников
Публикация «Сибирская сказка как средство развития образной речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи детей в широком смысле этого слова. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества.
Особенно ценен детский фольклор - произведения, созданные взрослыми для детей, объединяющих мир детей и взрослых.
Программы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение», М. Д. Князевой, С. Л. Маханеевой «Приобщение детей к истокам народной культуры» и др. представляющие начальный этап вхождения дошкольников в народную культуру послужили нам отправной точкой в работе по развитию образной речи детей средствами фольклора местного региона.
Наш регион является настоящей сокровищницей народного языка. Сибирь, Бурятия в силу своего географического положения и исторических судеб стала своего рода перекрёстком на путях различных этносов и культур. Этнические контакты обусловили взаимопроникновение, взаимообогащение, а не только заимствование фольклорных мотивов, сюжетов, часто и героев фольклорных жанров. Показательным в этом смысле является русская сказка с красноречивым названием «Как русский Фомка надул двух попов», которая стала прототипом известной бурятской сказки «Балан Сэнгэ». (Балан Сэнгэ на спор трижды ловко обманул ламу). Известен мотив о девушке-лебеде в русской и бурятской сказочных традициях, о птицах-девицах в эвенкийских народных сказках. Явно прослеживаются эвенкийско-бурятские и эвенкийско-якутские взаимосвязи. В силу типологической общности, бурятская, эвенкийская, русская сибирская, общерусская сказки близки между собой, но каждая народная сказка уникальная в своём роде.
Мы сочли, что сказки созданные народами Сибири должны войти в круг детского чтения и рассказывания, т. к. имеют богатый потенциал для духовно-нравственного развития дошкольников, знакомят детей с окружающей родной сибирской природой, национальными традициями и обычаями и являются эффективным средством развития образной речи детей.
Ведь язык сибирских сказок изобилует пословицами, поговорками и другими элементами сибирского просторечия («собака собаку по лапе знает», «ни кола, ни двора», уменьшительно-ласкательными формами («утонюшка», «гусяточки», красочными сравнениями (УЖаргал-Мэдэш-хана голова была с курган, рот- с горный распадок, глаза - с чашу, уши словно потник по обе стороны седла»). В сибирских сказках часто встречаются названия сибирских сёл, деревень, улусов, озёр, рек (озеро Байкал, река Ангара, река Енисей, остров Ольхон, пещера Шаманская и др.)
Разумеется, не все сибирские сказки доступны пониманию детьми, поэтому мы должны были ориентироваться на критерии отбора художественных произведений для чтения и рассказывания дошкольникам, разработанных видными исследователями в области речевого развития детей О. И Соловьёвой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. Н. Гурович и др. :
• Идейная направленность художественного произведения;
• Высокое художественное мастерство, литературная ценность;
• Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
• Конкретные педагогические задачи
Для нашей работы также необходимо учесть следующие критерии:
• Краеведение, имеющее общечеловеческую ценностную направленность (материал отражает особенности Байкальского региона);
• Адаптивность (гибкое, вариативное использование репертуара сибирских народных сказок в соответствии с местоположением дошкольного учреждения).
Мы выбрали следующие сибирские сказки :
Русские сказки : «Мальчик из горошины», «медведь и собака», «Чайки и красавица Ангара», «Охохонюшка», «Лисица и птица».
Бурятские сказки : «Сорока и её птенцы», «Хозяин Ольхона», «Девица Хонхинур», «Хитрый Будамшу».
Эвенкийские сказки : «Хвастун, который хотел быть самым хитрым», «Змея и человек», «Лебедь и ворон», «Как лиса обманула старика».
Нами была определена система методов и приёмов работы обеспечивающая развитие образной речи у старших дошкольников в процессе ознакомления с сибирской сказкой.
Особое внимание было уделено нами постановке драматизаций, спектаклей по мотивам сибирских народных сказок.
В процессе работы нам удалось раскрыть индивидуальные художественно-творческие способности и возможности каждого ребёнка. Многие дети научились моделировать сказку и пересказывать с помощью моделей; обоснованно отвечать на вопросы по содержанию сказки; пересказывать сказку по ролям, драматизировать, выступая в роли режиссёра, актёра, рассказчика; отражать понравившиеся эпизоды сказки в рисунках; загадывать загадки о персонажах сказки; использовать накопленный художественный опыт в самостоятельной творческой деятельности.
Ознакомление с сибирской сказкой также способствовало накоплению представлений у детей о Сибири, о Бурятии, о том, что они сами – сибиряки, возникновению положительно-эмоционального отношения к людям разных национальностей, любви к малой родине –Хоринску, где ребёнок родился и живёт.
Проведённая нами работа представляет собой пока лишь попытку внести свой посильный вклад в создание методической системы формирования образной речи средствами сибирской сказки. Методическое обеспечение по развитию образной речи детей сегодня требует дальнейшего изучения и исследования. Поиск новых и оригинальных подходов развития образной речи дошкольников средствами сибирской сказки продолжается.
Литература
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. ,1997. 400с.
2. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей. М. : 2004
3. Сибирский фольклор в работе с дошкольниками. /Под редакцией Г. В. Воробьёвой, Л. А. Мишариной – Иркутск, 2002.
4. «Сказки из разных мест Сибири» - Иркутск 1928г