Лучший педагог года

Сибирская сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

Галина Жамбалова
Сибирская сказка как средство развития образной речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Сибирская сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

Жамбалова Г. Д.

воспитатель МДОУ

«Берёзка», с. Хоринск,

Республика Бурятия

Сибирская сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

Публикация «Сибирская сказка как средство развития образной речи старших дошкольников» размещена в разделах

Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи детей в широком смысле этого слова. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества.

Особенно ценен детский фольклор - произведения, созданные взрослыми для детей, объединяющих мир детей и взрослых.

Программы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение», М. Д. Князевой, С. Л. Маханеевой «Приобщение детей к истокам народной культуры» и др. представляющие начальный этап вхождения дошкольников в народную культуру послужили нам отправной точкой в работе по развитию образной речи детей средствами фольклора местного региона.

Наш регион является настоящей сокровищницей народного языка. Сибирь, Бурятия в силу своего географического положения и исторических судеб стала своего рода перекрёстком на путях различных этносов и культур. Этнические контакты обусловили взаимопроникновение, взаимообогащение, а не только заимствование фольклорных мотивов, сюжетов, часто и героев фольклорных жанров. Показательным в этом смысле является русская сказка с красноречивым названием «Как русский Фомка надул двух попов», которая стала прототипом известной бурятской сказки «Балан Сэнгэ». (Балан Сэнгэ на спор трижды ловко обманул ламу). Известен мотив о девушке-лебеде в русской и бурятской сказочных традициях, о птицах-девицах в эвенкийских народных сказках. Явно прослеживаются эвенкийско-бурятские и эвенкийско-якутские взаимосвязи. В силу типологической общности, бурятская, эвенкийская, русская сибирская, общерусская сказки близки между собой, но каждая народная сказка уникальная в своём роде.

Мы сочли, что сказки созданные народами Сибири должны войти в круг детского чтения и рассказывания, т. к. имеют богатый потенциал для духовно-нравственного развития дошкольников, знакомят детей с окружающей родной сибирской природой, национальными традициями и обычаями и являются эффективным средством развития образной речи детей.

Ведь язык сибирских сказок изобилует пословицами, поговорками и другими элементами сибирского просторечия («собака собаку по лапе знает», «ни кола, ни двора», уменьшительно-ласкательными формами («утонюшка», «гусяточки», красочными сравнениями (УЖаргал-Мэдэш-хана голова была с курган, рот- с горный распадок, глаза - с чашу, уши словно потник по обе стороны седла»). В сибирских сказках часто встречаются названия сибирских сёл, деревень, улусов, озёр, рек (озеро Байкал, река Ангара, река Енисей, остров Ольхон, пещера Шаманская и др.)

Разумеется, не все сибирские сказки доступны пониманию детьми, поэтому мы должны были ориентироваться на критерии отбора художественных произведений для чтения и рассказывания дошкольникам, разработанных видными исследователями в области речевого развития детей О. И Соловьёвой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. Н. Гурович и др. :

• Идейная направленность художественного произведения;

• Высокое художественное мастерство, литературная ценность;

• Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

• Конкретные педагогические задачи

Для нашей работы также необходимо учесть следующие критерии:

• Краеведение, имеющее общечеловеческую ценностную направленность (материал отражает особенности Байкальского региона);

• Адаптивность (гибкое, вариативное использование репертуара сибирских народных сказок в соответствии с местоположением дошкольного учреждения).

Мы выбрали следующие сибирские сказки :

Русские сказки : «Мальчик из горошины», «медведь и собака», «Чайки и красавица Ангара», «Охохонюшка», «Лисица и птица».

Бурятские сказки : «Сорока и её птенцы», «Хозяин Ольхона», «Девица Хонхинур», «Хитрый Будамшу».

Эвенкийские сказки : «Хвастун, который хотел быть самым хитрым», «Змея и человек», «Лебедь и ворон», «Как лиса обманула старика».

Нами была определена система методов и приёмов работы обеспечивающая развитие образной речи у старших дошкольников в процессе ознакомления с сибирской сказкой.

Особое внимание было уделено нами постановке драматизаций, спектаклей по мотивам сибирских народных сказок.

В процессе работы нам удалось раскрыть индивидуальные художественно-творческие способности и возможности каждого ребёнка. Многие дети научились моделировать сказку и пересказывать с помощью моделей; обоснованно отвечать на вопросы по содержанию сказки; пересказывать сказку по ролям, драматизировать, выступая в роли режиссёра, актёра, рассказчика; отражать понравившиеся эпизоды сказки в рисунках; загадывать загадки о персонажах сказки; использовать накопленный художественный опыт в самостоятельной творческой деятельности.

Ознакомление с сибирской сказкой также способствовало накоплению представлений у детей о Сибири, о Бурятии, о том, что они сами – сибиряки, возникновению положительно-эмоционального отношения к людям разных национальностей, любви к малой родине –Хоринску, где ребёнок родился и живёт.

Проведённая нами работа представляет собой пока лишь попытку внести свой посильный вклад в создание методической системы формирования образной речи средствами сибирской сказки. Методическое обеспечение по развитию образной речи детей сегодня требует дальнейшего изучения и исследования. Поиск новых и оригинальных подходов развития образной речи дошкольников средствами сибирской сказки продолжается.

Литература

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. ,1997. 400с.

2. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей. М. : 2004

3. Сибирский фольклор в работе с дошкольниками. /Под редакцией Г. В. Воробьёвой, Л. А. Мишариной – Иркутск, 2002.

4. «Сказки из разных мест Сибири» - Иркутск 1928г

Публикации по теме:

Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников План самообразования по теме: 1. Ф. И. О педагога-Пономаренко Олеся Анатольевна 2. Образование-высшее ЛПИ 2003г 3. Тема самообразования: «Русские.

Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников» Консультация для педагогов. «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников». Развитие речи становится всё более актуальной.

План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 388» Утверждено: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 388» Дрягина.

Фольклор как средство развития речи старших дошкольников «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» ГБОУ Школа 1359 Воспитатель : Морозова Наталья Андреевна Москва.

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста. Приемы работы со сказкой Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста Русская народная сказка, являясь доступной.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,.

Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с № 7 Гущина И. Н. Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум,.

Консультация «Сказка — опера как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Смена приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности приводит к интенсивному поиску нового содержания.

Конспект сюжетно-ролевой игры «День рождение» как средство развития связной речи у старших дошкольников Цели: • развитие у детей связной речи в процессе игры; • формирование умения общаться в коллективе Задачи: • развивать связную речь,.

Театрализованная деятельность как средство развития речи старших дошкольников. Настольный театр Речевое развитие дошкольников – одно из важнейших направлений в работе педагогов в ДОУ. Театрализованная деятельность является одной из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сибирская сказка как средство развития образной речи старших дошкольников
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 14:09
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сибирская сказка как средство развития образной речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Галина Жамбалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД