Елена Михайловна Стрельникова
Народно-прикладное искусство России как средство развития этнической культуры у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Публикация «Народно-прикладное искусство России как средство развития этнической культуры у детей с ОНР» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Русскому народу, как и любому народу, свойственно стремление к прекрасному. Издавна на Руси привыкли украшать свой дом, одежду, мебель, хозяйственную утварь. Огрубевшие в работе крестьянские руки творили истинные произведения искусства, творили для себя и своих детей, чтобы радовался глаз и спорилась работа. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными. Наиболее яркой особенностью народного прикладного искусства являются необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа. Причём форма, в которую облекает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Всё второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно чётко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия детьми.
Народно – прикладное искусство является одним из факторов этнического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своему краю, воспитывается уважение к труду, развивается художественный вкус на образцах, не подвластных капризам моды.
Важную роль народно – прикладного искусства в этническом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразтельного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и др.).
Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, её культуре,
способствует восприятию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс детского сада.
Именно национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Цель: Формирование этнической культуры дошкольников на основе лучших народных традиций и народно-прикладного искусства.
Задачи:
1. Раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений декоративно - прикладного искусства и довести его до ребёнка в доступной форме
2. Познакомить детей с народными художественными промыслами как частью культуры русского народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями
3. Дать знания о следующих элементах культуры народа:
1. Материальная культура:
- основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
- одежда (национальный костюм, украшения
- орудия труда;
- труд с учётом его специфики.
2. Духовная культура:
-народные обычаи, обряды и праздники
- народное творчество (пословицы и поговорки, детски игры, музыка);
- искусство
3. Нормативная культура:
- общечеловеческие нравственные качества
- правила общения между людьми внутри этноса и вне его.
- познакомить с историей дымковской игрушки.
- воспитывать на народных традициях, прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров - умельцев.
- Обогащать словарный запас детей, путём смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения и исторического значения.
- Развитие мелкой моторики рук детей
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором – это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Дымковская игрушка – это старинный народный промысел, игрушка уникальная, и аналогов её во всём мире нет. Игрушке более четырёхсот лет. Делали дымковскую игрушку из глины в посёлке Дымково, близ Вятки, ныне это город Киров. Изготовление игрушек – это семейная традиция. Ведь секреты лепки передавались только по женской линии. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины… Дымка – так ласково называли созданную игрушку. Мы учили с детьми стихотворение «Весёлая дымка» А. Дьякова.
Рассказывали детям, что лепили мастера свои изделия из красной глины, смешивая её с песком. Собирали глину летом, весной, осенью, а лепили зимой, когда на полях был снег. Топили печи, обжигали в них игрушки, и весь посёлок был в дыму. От этого и название – дымковская…
Знакомили детей с дымковскими узорами: кружочки, колечки, клеточки, точки, ромбики, прямые и волнистые линии. Дети хорошо запомнили какие нужно использовать краски, работая над дымковской игрушкой. Яркие и сочные: желтые, зелёные, красные, оранжевые, синие. А ещё часто использовали золотую краску и «золотые квадратики». Эта техника у мастериц называлась «сажать квадратики». Вятские мастерицы смачивали кисточку в сыром яйце, брали кисточкой специальные, очень тонкие золотистые листочки и украшали игрушки. При работе над игрушкой мастерицы всегда сочиняли сказки. Поэтому и игрушки получаются такими яркими и весёлыми!
Нас заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития связной речи, повышение эффективности обучения на основе яркого самовыражения в театральной и игровой деятельности, воспитания чувства гордости за свою страну, так богатую своими традициями. Это позволило составить программу работы по данной теме:
Программа по формированию этнической культуры у детей с ОНР старшего возраста через знакомство с дымковской игрушкой
Старшая группа [/i] [/i]
октябрь
Беседа «Путешествие в село Дымково» с показом слайдов о народном промысле.
Чтение стихов, потешек про дымковские игрушки –
«Весёлая дымка» А. Дьякова
Дать представление о народном промысле России, мастерством народных умельцев, об истории возникновения дымковской игрушки,
особенностью узора. Формировать интерес к истории и культуре наших предков.
ноябрь
Рисование «Ткань на юбку для барыни»
Дид. Игры «Найди такой узор»
«Обведи узор»
Закреплять преставление о ярком народном колорите игрушек, уважение и любовь к предметам народного творчества
декабрь
Аппликация «Украшаем платок (скатерть)»
Уточнение и закрепление у детей представлений о дымковской росписи.
январь
Лепка «Дымковская лошадка»
Ручной труд: Изготовление полуобъёмных игрушек из бумаги для настольного театра.
Закрепить представления о процессе создания игрушки, учить передавать характерные особенности дымковских животных.
февраль
Украшение силуэта лошадки
Развлечение: «В Дымковской сказочной стране»
Учить расписывать силуэты игрушек узором, воспитывать любовь к русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
март
Лепка «Дымковский петушок»
Дид. Игра : Разрезные картинки «Дымковские игрушки»
Развивать устойчивый интерес к народному промыслу, уважительное отношение к народным мастерам, национальную гордость за мастерство русского народа.
март Рисование «Расписные птицы»
Учить подбирать и называть цветовые оттенки и составлять узор дымковской росписи
апрель
Пластилинография «Дымковская уточка»
Театральная деятельность: Сказка про барыню «Украшение фартука»
Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление по цвету. Воспитывать детей на народных традициях, русском фольклоре.
май
Итоговое «Мир дымковской игрушки»
(познание, коммуникация, музыка, художественная литература, творчество.)
Выставка детских работ «Красота дымковской игрушки»
Вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают дымковские мастера, закрепить знания об особенностях росписи, о колорите основных элементов узора.
Работа с родителями:
1. Родительское собрание «Знакомство с творчеством дымковских мастеров и художественными традициями в изготовлении игрушек» Расширять знания родителей о русских традициях и народно - прикладном искусстве, о значении русского народно – прикладного искусства в этническом воспитании дошкольников, о значимости совместной деятельности с детьми.
2. Привлечь родителей к созданию условий для расширенного знакомства детей с дымковской игрушкой (заготовка глины, изготовление орудий труда, шитьё костюмов).
3. Стенд: «Дымковские расписные».
4. «Снежная дымка»- постройки из снега на участке.
5. Конкурс на лучшую дымковскую игрушку (совместное творчество).
6. Совместное посещение художественного музея (выставка дымковской игрушки).
Подготовительная группа:
Сентябрь
Рисование «Все игрушки не простые, а волшебно – расписные»
Дид. игра: Лото «Дымка» Приобщать детей к истокам русской культуры. Закрепить знания детей об особенностях дымковской росписи. Развивать интерес детей к русскому народному творчеству. Обогащать словарь.
Октябрь
Лепка «Дымковский козлик»
Чтение: «Дымковская игрушка»
И. Я. Богуславская Закрепить представление о процессе создания дымковской игрушки, передавать в лепке характерные особенности дымковских животных.
Ноябрь
Пластилинография «Юбочки в стиле дымковской игрушки»
Дид. игра «Продолжи узор» Учить расписывать готовые формы пластилином, используя характерные элементы росписи. Вызвать эмоциональный отклик.
Декабрь
Украшение силуэта «Дымковские животные»
(козлик, олешка, лошадка)
Дид. игры: «Русские узоры»
«Мастерская народных умельцев»
Создать папку – накопитель по дымке (лэпбук)
Формировать представление о народных игрушках как части культуры русского народа.
Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев.
Январь
Лепка «Индюк»
Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка.
Роспись силуэта «Дымковский индюк»
Продолжать формировать представление о дымковской игрушке, особенностях её росписи. Развивать интерес к русскому народному творчеству.
Февраль
Лепка «Барыня» из глины
Закрепить представление о процессе создания дымковской игрушки, формировать умение работать с глиной. Приобщать детей к истокам русской культуры.
Роспись глиняной барышни
Продолжать знакомство детей с творчеством дымковских мастеров, с характерными особенностями содержания и росписи кукол
Март
Аппликация «Барышня» из гофрированной бумаги
Ручной труд:«Уголок народного умельца»
(изготовление дымковских игрушек из пластиковых бутылок, солёного теста, бросового материала.) Познакомить детей с нетрадиционным видом аппликации из скрученной бумаги, формировать интерес к изделиям декоративно- прикладного искусства.
Апрель
Сказка вятских мастериц» Про барана – золотые рога»
Лепка «Баран - золотые рога» Продолжать учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных. Развивать активную речь в процессе сравнения, обогащать словарь.
Май
Развлечение: «Свистунья»
На ярмарке дымковской игрушки
(роспись различных силуэтов дымковских игрушек)
Развивать культуру ребёнка как основу любви к Родине в процессе приобщения к народным промыслам России. Закрепить умение самостоятельно реализовывать замысел в росписи дымковских игрушек.
Работа с родителями:
1. Беседы о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности ребёнка.
2. Оформление стенда, подбор информации о народном промысле Дымково.
3. Совместное творчество – выставка работ, выполненных по мотивам дымковских игрушек в разных техниках (оформление минимузея)
4. «Дымковская сказка» - постройки из снега на участке.
5. Фотоотчёт конкурса - выставки «Дымковская игрушка»
6. Создание буклета «Влияние дымковской игрушки на формирование этнокультуры дошкольников»
Заключение:
Проведённая работа позволила отметить положительную динамику в развитии этнокультурной компетентности: дети не только различают изделия и узоры народного промысла, но и постигая искусство, они в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Дымковская игрушка – это плод лёгкой шутки, богатой народной фантазии. Игрушка – это не только забава, она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие запечатляющиеся образы, и оттого какими они будут, зачастую зависит формирование этнокультуры ребёнка.
Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.