Татьяна Колесова
Методическая разработка «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина»
(В. А. Сухомлинский)
Условия формирования опыта.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.
Публикация «Методическая разработка „Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей“» размещена в разделах
Важность развития творческих способностей для дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства подтверждена тем, что во ФГОС дошкольного образования оно входит в две образовательные области: «Художественно – эстетического развитие» и «Социально – коммуникативное развитие»
Концепция модернизации российского образования. «Отношение к рукотворному миру». Формируется ценность преобразования: возникает стремление самому сделать то, что доступно другому.
В рамках реализации ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, в том числе изобразительного.
В образовательной программе ДОУ, основанной на примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и др. определено знакомство детей с изделиями народных промыслов, углубление знаний о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; создание изображений по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с ее цветовым строем и элементами композиции.
Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Нижегородский край богат народным декоративным промыслом (Городец, Семёнов, Хохлома, Полхов-майдан). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства. Самоназвание «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка.
Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому я включаю их в педагогический процесс работы со старшими детьми.
Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей.
Актуальность опыта.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. В народном промысле отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Подходя к предметам народного творчества с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Актуальность данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста : в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
Мною была использована диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества развития творчества (по программе Т. С. Комаровой) .
Для того, чтобы проанализировать уровень знаний детей по декоративно-прикладному искусству я взяла диагностическое обследование по методике Соломенниковой А. О.
Изучила методическую литературу : Л. Д. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство», «Художественное творчество в детском саду» под редакцией А. А. Ветлугиной, «Декоративное искусство детям Ю. В. Максимова, Л. В. Пантелеева, «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» О. А. Скоролуповой, «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях» О. В. Корчиковой.
После изучения литературы начала оформлять предметно – развивающую среду. Особая роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивается в исследованиях Р. Б. Стеркиной, Н. А. Ветлугиной, Г. Н. Пантелеева, Н. А. Реуцкой, В. С. Мухиной, В. А. Горяниной.
При построении предметно-развивающей среды соблюдала основные принципы:
• открытость;
• стабильность - динамичность;
• гендерный подход.
В процесс создания развивающей среды постепенно включала ребят, вызывая у них радость, удовольствие от красивой обстановки группы, игровых уголков.
В оформлении группы использовала индивидуальные и коллективные работы по декоративно - прикладному творчеству. При создании предметно -развивающей среды, учитывала необходимость разнообразия художественных средств и материалов.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая идея: создание системы работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
Методы и приемы, используемые в работе над опытом
Наглядный;
Словесный;
Практический;
Информативно – рецептивный;
Репродуктивный;
Исследовательский;
Чтение художественной литературы (потешки, пословицы и поговорки, русские народные сказки, небылицы)
Совместная работа с родителями, консультации
Длительность работы над опытом
«Декоративно - прикладное искусство,
как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» проводилась в течение года, с 2016 по 2017г.
Этапы внедрения:
Организационно-подготовительный
Основной
Заключительный (результативный)
1 этап – Организационно-подготовительный (октябрь, ноябрь 2016г.)
1. Проанализировать уровень знаний детей по декоративно прикладному искусству.
2. Изучить методическую литературу по теме.
3. Создать предметно – развивающую среду в группе.
2 этап – Основной (декабрь – апрель 2016-2017г.)
На основном этапе составила план ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством включило различные виды детской деятельности: дидактические игры («Обведи и раскрась» «Лото», «Чего не стало?», «Собери целое», «Найди пару»);
Беседы: («Путешествие на родину хохломы», «Филимоновская игрушка», «История Городецкой росписи», «В дымковской слободке», «В мастерской художника»).
Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи. С их помощью можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, народная игрушка – матрёшка, придумывать сказки. Дети знакомятся с народными сказками, потешками, что позволяет осуществлять интеграцию художественного творчества и художественного слова.
Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Разучивая потешки, русские народные песни.
Изобразительная деятельность
Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнамент.
3 этап – Заключительный (результативный) (апрель-май 2017г.)
На заключительном этапе разработки я совместно с детьми, родителями было
Создание альбома «В мастерской у народных мастеров»
Развлечение для детей «Город мастеров»
Презентация проекта
Диапазон опыта распространяется на такие виды деятельности дошкольников, как НОД по декоративно-прикладному искусству, организацию предметно – развивающей среды, самостоятельную деятельность, педагогические проекты. Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов специально-организованной деятельности педагога с детьми, родителями воспитанников
Теоретическое обоснование опыта
О значении декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, А. П. Усова, Р. Н. Смирнов и др. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Известный педагог Е. А. Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.
Известный педагог В. Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.
Теоретическая база опыта Н. П. Сакулина говорила, что народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому чувству. Через это искусство дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Исследователи народного искусства В. Н. Василенко, В. С. Воронова, М. А. Некрасова, Т. Я. Шпикалова, Е. А. Флерина и другие отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью. Современные исследования (Е. С. Бабуновой, Т. С. Есаян, Т. С. Комаровой, Т. А. Котляковой, О. А. Соломенниковой, И. А. Старковой, Р. М. Чумичевой) в области эстетического воспитания дошкольников подчеркивают необходимость формирования у детей интереса к народной культуре и указывают на возможность использования декоративно-прикладного искусства как средства развития эстетических чувств, формирования начала эстетического отношения к действительности. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М. Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.
Новизна опыта состоит в том, что в своей работе с детьми стараюсь показать развивающие функции декоративно прикладного - искусства народов России, как целостного этнического, культурно- исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в интегрированном виде ориентированы на обеспечении личностного роста детей.
Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Занимаясь развитием творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства поставлена следующая цель – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством
Для реализации поставленных целей определили следующие задачи:
Образовательные:
познакомить детей с народными промыслами;
познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской; филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью;
вызвать интерес у детей к народному творчеству;
научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Развивающие :
развитие интереса к народному творчеству;
развитие мелкой моторики рук;
активизация словаря;
развитие у детей навыков совместной деятельности;
формировать умение видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи;
совершенствовать умение детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей;
развитие познавательной активности детей;
развивать чувство цвета, композиционные умения;
развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Воспитательные:
воспитывать любовь к народному творчеству;
• воспитывать уважение к работе народных мастеров;
воспитывать эстетические и этические чувства;
воспитывать любознательность.
Большое значение имело тесное сотрудничество с семьями воспитанников. С этой целью были организованы консультации «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома», «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства», «Виды декоративно прикладного искусства»
Выставки «Дымковская игрушка», «Композиция с цветами и птицами».
Результативность опыта
Мною была использована диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества развития творчества (по программе Т. С. Комаровой) .
Для того, чтобы проанализировать уровень знаний детей по декоративно-прикладному искусству я взяла диагностическое обследование по методике Соломенниковой А. О.
Критерии сформированности знаний детей о народном прикладном искусстве :
• знание о народном декоративно - прикладном искусстве;
• знание характерных особенностей народных промыслов;
• умение рисовать различный орнамент;
• умение украшать силуэт декоративной росписью;
• умение лепить игрушку (дымковскую, филимоновскую).
Первичные результаты показали, что из 23 детей высокий уровень у 3 детей, средний уровень у 4 детей, низкий у 16 детей.
Благодаря совместной с родителями организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
Таким образом, тема декоративно-прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Итоговая диагностика организовывалась аналогично той, которая проводилась в начале работы.
Результаты диагностики воспитанников свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей. Из 23 воспитанников у 5 человек уровень знаний по декоративно-прикладному искусству повысился с низкого уровня до среднего уровня, у 4 человек - со среднего уровня до высокого. В результате в конце года уровень навыков и умений по декоративно-прикладному искусству дошкольников повысился с низкого уровня до среднего уровня – у 7 человек, со среднего до высокого– 3 человека.
В результате планомерно проводимой работы ознакомление народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей дошкольников значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
Таким образом, значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством в детском саду, является интересной и многогранной темой, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.
««Вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Н. Д. Бартрам
Список литературы
1. Артемьева Л. А., Гаврилова В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – М. : Учитель, 2010.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М. : Детство-пресс, 2010.
3. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. – М. : Просвещение, 2010.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.
5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М. : Карапуз-Дидактика, 2011.
6. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М. : Просвещение, 2010.
7. Николкина Т. А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе. —М. : Учитель, 2011.
8. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Феникс, 2011.
9. Соломенникова О. А. Радость творчества (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет). - М. :Мозаика-Синтез, 2012.