Светлана Юрьевна Гаврилюк
Обобщение опыта «Развитие мелкой моторики с помощью нестандартного оборудования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : рассмотреть и обобщить теоретические знания по проблеме формирования, особенностей развития и значения мелкой моторки в жизни ребенка.
Задачи :
1. Раскрыть значение и сущность развития мелкой моторики рук;
2. Охарактеризовать процесс развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
3. Выявить некоторые методики диагностики в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Публикация «Обобщение опыта „Развитие мелкой моторики с помощью нестандартного оборудования“» размещена в разделах
«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» Н. А. Бернштейн.
Вот почему необходимо поднимать тему развития мелкой моторики, как средства развития речи дошкольников.
В последние годы отмечается увеличение количества детей с отклонением в развитии речи. Многие родители мало уделяют внимания развитию мелкой моторики своих детей. Что такое моторика? Это есть совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Простые движения помогают убрать напряжение не только с рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Поэтому работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. К сожалению,сейчас всё чаще можно видеть картину, когда родители сами одевают ребенка до школы,сами застёгивают,зашнуровывают. Да и производители обуви переходят на более легкие застежки-липучки, так что нам, педагогам, приходится как можно чаще и больше возвращаться к поставленной проблеме.
Для развития мелкой моторики не обязательно использовать специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут:
мячи (каучуковые, колючие, рифлёные);
прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
верёвки плетёные – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;
бигуди;
счётные палочки;
резинки для волос;
крупы;
бусины;
шишки;
и многое другое,
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром. Важно использовать творческий подход, занимаясь с детьми. Речевое подкрепление увлекательных действий удваивает результат. И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у детей осталось впечатление, что оно легкое, тогда они с удовольствием будут выполнять его в следующий раз.