Ирина Васильева
Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ «Детский сад №12
Компенсирующего вида»
г. Сосногорска
___Н. М. Пропп
«___» ___20___г
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
ВАСИЛЬЕВА
ИРИНА
НИКОЛАЕВНА
1. Введение.
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
Публикация «Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей в раннем и младшем дошкольном возрасте обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Опыт моей работы состоит в разработке системы работы по развитию мелкой детей, в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё)
Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с младшего дошкольного возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте работа началась с выполнения простых упражнений, сопровождаемых стихотворным текстом, не забыла о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку –белобоку», показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Мелкую моторику рук развивают :
различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;
застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
2. Практическая часть.
Цель моей работы : развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
Для достижения моей цели поставлены следующие задачи:
Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики (Приложение 3).
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.
Формировать координацию движений.
Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
Способствовать развитию творческих способностей.
Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.
Стимулировать зрительное и слуховое восприятия.
В работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты:
Утренняя гимнастика.
Самостоятельная деятельность
Организованная образовательная деятельность
Непосредственная образовательная деятельность
Прогулка
Самообслуживание
Работа с родителями (Приложение 4)
Индивидуальная работа
Продуктивная деятельность
Средства решения задач:
• Научно-методическая литература.
• Изучение передового опыта.
• Диагностика детей.
• Игры, упражнения по развитию мелкой моторики (Приложение 5).
• Подгрупповые и индивидуальные занятия.
• Работа с родителями.
Предполагаемый результат:
1. Усовершенствована предметно – развивающая среда;
2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов НОД, работу с педагогами и родителями воспитанников.
3. Методы и приемы.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Использую методы:
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения.
Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта : смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.
Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
При организации игр детей с предметами я придерживаюсь двух основных принципов:
1. Посильность требований;
2. Постепенность усложнения.
Иначе говоря, если для самых маленьких я использую наглядный показ, совместные действия родителей с ребёнком, то чем старше он становится, тем больше я побуждаю его действовать по словесному указанию, по воображению. Продумала разные варианты НОД с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных картин и т. д. Такие формы работы позволяют мне добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей.
4. Условия для развития мелкой моторики.
Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: И. А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». Изучила и использовала электронные ресурсы.
Разработала перспективный план по развитию мелкой моторики в младшей группе;
Оформила картотеку дидактических игр
Дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом;
5. Создание предметно – развивающей среды.
Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда. Приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия). Некоторые из них были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Работу за дидактическим столом провожу с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь.
В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки, каштаны. В доступности находятся молнии и другие виды застежек. В зоне изодеятельности: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.
В учебной зоне: счётные палочки, тетради с карандашами.
В театральной зоне: пальчиковый театр.