Ирина Майборода
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский
Представление, что при любом двигательном тренинге.
упражняется не рука, а мозг, вначале казалось
парадоксальным и лишь с трудом проникло
в сознание педагогов.
Н. А. Бернштейн
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, которые нужно им передавать. Конечно же, хочется, чтобы усвоение этих знаний было осмысленным. Для этого нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Публикация «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Для речи "критическим" периодом развития являются первые три года жизни ребё нка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи ребёнка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми - и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Существует огромное множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых в современном обучении ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов :
массажных мячиков
Например, "Зайка и ежик" О. Крупенчук
Зайка - ушки на макушке- Дети кладут мячик на правую ладонь.
Показывают указательный и средний пальцы - «ушки зайчика»
Скачет, скачет по опушке.
Берут мячик в любую руку и
«прыгают» им по ладони другой рукой,
затем меняют руки.
А за ним колючий ёжик
Дети кладут мячик на правую ладонь.
Каждым пальцем левой руки поочередно
нажимают на бугорки мячики,
затем меняют руки.
Шел по травке без дорожек. Катают мячик в руках, делая
движениями вперед-назад между
ладонями.
платочков
Например, А. Савушкина "Рыбки"
Дети кладут платочек на колени или на любую ровною поверхность.
Рыбки плавали,ныряли Пальцы обеих рук складывают
В чистой, тепленькой воде. щепотью, руки двигаются волной от плеча,
изображая ныряющих рыбок.
То сожмутся, Дети плотно сжимают пальцы рук на
последнем слове.
Разожмутся, Пальцы обеих рук сильно растопыривают
в стороны.
То зароются в песке! Пальцы обеих рук собирают платочек
в обе ладони.
ковриков
Например, народная потешка "Звериные следы"
Дети кладут коврик на колени или любую ровную поверхности.
Шла корова по дорожке - Сжимают обе руки в кулаки, "шагают по
ТОП-ТОП! дорожке" (как корова, тяжело ступая по
ТОП-ТОП! неровной поверхности коврика.
А за ней бежала кошка - Ставят указательные и средние пальцы
Топ-топ-топ, обеих рук на коврик и "идут" легко и
Топ-топ-топ! грациозно (как кошка) по коврику.
крупных бигуди
Например, Т. Волгина "Загудел паровозик"
Загудел паровозик Дети катают бигуди между ладонями
И вагончики повез: вперед-назад, руки держат перед собой.
"Чу-чу-чу-чу-чу!
Далеко я укачу!"
прищепок
Например, русская народная потешка "Пернатые"
Наши уточки с утра: Бельевой прищепкой дети прищепляют
"Кря-кря-кря". ногтевые фаланги пальцев правой,
Наши гуси у пруда: а затем левой руки на каждый
"Га-га-га". ударный слог - от большого пальца
А индюк среди двора: к мизинцу.
"Бал-бал-бал".
Наши курочки в окно:
"Ко-ко-ко".
А как Петя-петушок
Ранним утром поутру
Нам споё т: "Ку-ка-ре-ку!"
счетных палочек
Например, английская народная считалка "Апельсин"
Мы делили апельсин: Дети ритмично постукивают ребром
ладони о другую ладонь.
Много нас, а он один! Берут в руки счетную палочку и
показывают её.
Эта долька для ежа, Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат указательным
пальцем правой руки.
Эта долька для стрижа, Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат средним
пальцем правой руки.
Эта долька для моржа, Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат безымянным
пальцем правой руки.
Эта долька для бобра. Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат мизинцем
правой руки.
А для волка - кожура. Убирают счетную палочку за спину.
Он сердит на нас - беда! Сжимают кулаки и прижимают их к груди,
хмурят брови.
Разбегайтесь кто куда! Указательные и средние пальцы обеих рук
"бегут" по ногам.
Затем проделывают те же действия левой рукой.
эспандеров
Например, народная потешка "Месим тесто"
Дети берут эспандер в руки.
Тесто мнем, мнем, мнем, Сжимают и разжимают в руках эспандер
Тесто жмем, жмем, жмем, на каждый ударный слог сначала
Выпекать пирог поставим. в правой, а затем в левой руке.
Раз, два, три, четыре, пять -
Не пора ли вынимать?
длинных бигуди
Например, К. Чуковский "Бармалей"
Дети берут в руки длинную бигуди и зымакают в кольцо. Надевают кольцо на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчива мизинцем, - только на названия животных по ходу текста. Затем меняют руки.
В Африке - Надевают кольцо на большой палец,
Акулы!
В Африке - на указательный,
Горрилы!
В Африке - на средний,
Большие
Злые на безымянный,
Крокодилы! на мизинец.
решеток
Например, И. Токмакова "Дин-дон!"
Дети кладут решетку на колени, на любую ровную поверхность или держат одной рукой перед собой.
Динь-дон! Динь-дон! "Ходят" указательными и средним пальцами
В переулке ходит слон! по клеткам решетки, делая "шаги" на каждый
ударный слог, - двумя руками одновременно
или поочерендо.
зубных щеток
Например, С. Ерошкина "Массаж"
Дети берут в руки зубную щетку.
Я возьму зубную щетку, Растирают щеткой подушечки пальцев
Чтоб погладить пальчики правой, затем левой руки, начиная с
Станьте ловкими скорей, большого пальца и заканчивая мизинцем.
Пальчики-удальчики!
бус
Например, народная скороговорка "Бусы для Маруси"
Купила бабуся бусы Марусе. Дети перебирают бусы в руках,
считают бусины в прямом и в
обратном порядке.
резинок для волос
Например, кумынская народная песенка (пер. Н. Гребнева) "Пальчиковая гимнастика №5"
Где ладошки? Дети берут в руки резиночку для волос,
кладут её в кулак и убирают руки за спину
Тут,тут! Показывают ладонь, на ладони лежит резиночка
На ладошке пруд, пруд! Обводят указательным пальцем любой руки
вокруг резиночки, которая лежит
на ладони, - "пруд"
Надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.
Палец большой - это гусь молодой! Надевают резиночку на
большой палец,
Указательный гуся на указательный.
Поймал! Обнимают себя за туловище-
"поймали гуся".
Средний гуся Надевают резиночку на средний
палец.
Ощипал! Делают самомассаж тела,
начиная с ног, затем живот и
голова.
Этот пальчик Надевают резиночку
на безымянный палец.
Щи варил! Выполняют логопедическое
упражнение "Индюк".
А мизинчик Надевают резиночку на
мизинец.
Нас кормил! Касаются поочерендно пальцами
обеиз рук рта.
Полетел гусь в рот, Дотрагиваются руками до рта.
А оттуда - в живот! Дотрагиваются риками до живота.
щеток
Например, Н. Нищева "Елочка"
Перед нами елочка: Дети проводят щеткой круговыми
движениями по правой, затем по
по левой ладони.
Шишечки, Держа щетку в левой руке,
проводят ею по большому пальцу
правой руки,
Иголочки, по указательному,
Шарики, по среднему,
Фонарики, по безымянному,
Зайчики и свечки, по мизинцу.
Звёзды, Убирают щетку в сторону и
показывают указательные и средние
пальцы на обеих руках ("ушки",
затем соединяют ладони обеих рук
("свечки").
Человечки. Показывают все пальцы обеих рук
растопырив их в стороны.
шестигранных карандашей
Например,А. Сурикова "Волшебный карандашик"
Карандаш я покачу Дети прокатывают карандаш по
поверхности ладони.
Влево-вправо,как хочу! Дети кладут карандаш на
любую ладонь.
"Проглаживают" карандаш сначала одной ладонью, затем другой. Катают карандаш по обеим ладоням.
И конечно, имеют место игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.
Наши детям (1,6-3 года) нравятся игры
"Разноцветные крышечки и пуговички". Ребенок самостоятельно из цветных крышек или пуговиц складывает узор, геометрическую фигуры.
"Мозайка" Ребенок самостоятельно выкладывает фигуры по рисункам на картоне.
"Орешки" Грецкий орех катают между ладонями, поглаживают его и т. п.
Все вышепредставленные игры спровождаются стихотворениями - это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Чем точнее и четче будет двигаться ребёнок, тем глубже и осмысленние станет его знакомство с миром, так ка движение для него - способ познания мира. Использование стихов в играх с предметами для детей обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. А так же это позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев, также могут быть задействована ориентировка в схеме тела. Такие забавы увлекательны:
способствуют развитию творческой активности, мышления, внимания, памяти, речи, мелких мышц рук;
вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности;
повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности;
кисти рук становятся более гибкими и подвижными;
стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, повышают общий тонус, снижают психоэмоциональное напряжение, координируют движения пальцев рук, расширяют словарный запас, приучают руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
В соответствии с вышепредставленной статьёй выделим цель, задачи пальчиковых игр с нетрадиционными предметами и рекомендации по их применению.
Основной целью подобных игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Коррекционно-образовательные задачи:
Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
Коррекционно-развивающие задачи :
Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
Развитие тактильной чувствительности рук.
Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.
Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
Совершенствование двигательной памяти.
Развитие речемымлительной деятельности.
Развитие мимической мускулатуры.
Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Формирование дружеских взаимоотношений.
Воспитание внимания к обращенной речи.
Развитие чувства уверенности в себе.
Формирование положительной мотивации на занятиях.
Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.
Формирование умения радоваться, достигая цели.
Формирование коммуникативных навыков.
Рекомендации применения пальчиковых игр с нетрадиционными предметами для педагогов.
проиграйте сюжет игры сами; перед игрой обсудите её содержание, отработайте ключевые движения и комбинации пальцев с предметами;
создайте благоприятный эмоциональный настрой перед игрой, проявляйте все эмоции по сюжету игры;
не ставьте перед ребенком несколько задач одновременно и не ждите от него мгновенной реакции;
работу проводите регулярно, систематически (в течение дня можно обращаться к ним ннесколько раз, но играть понемногу);
соблюдайте временной регламент: длительность игр зависит от возраста; 2 года - 5-10мин, 3-4 года - не более 15мин, 5-6 лет - 25мин. ;
сложность игр должна возрастать постепенно, учитывая индивидуальные способности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
звучание голоса, громкость произносимого текста должны быть особенно выразительны;
обращайте внимание на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук, на точность и качество выполнения движений;
Не забывайте, что малыш воспринимает ваши движения зеркально: произнося команду "влево", вы должны делать "вправо" и наоборот;
комментируйте, помогайте, подсказывайте и оценивайте действия ребенка; следите, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения.
обязательно используйте физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности.