Юлия Нустрова
Проект «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время немало дошкольных учреждений работает по новым комплексным программам, но они к сожалению ограничиваются рамками физического воспитания, направленными главным образом на развитие у детей основных качеств движений. Зачастую и родители не прививают ребенку потребность в здоровом образе жизни.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики : в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения). Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования“» размещена в разделах
Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной.
Проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения правильно организованной физкультурно-коррекционно-развивающей среды.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть
настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные
манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное - для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально - у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления. Такие игры можно использовать как на различных занятиях, так и в режимных моментах. Использование в таких играх так называемого нестандартного оборудования (в нашем случае резиночки для волос, прищепки, носовые платочки, зубные щетки и др.) способствует развитию не только двигательной активности детей, но и развивают творческое воображение и мышление.
БЕЗ ДВИЖЕНИЯ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ВЫРАСТИ ЗДОРОВЫМ!
Основной целью данного проекта является развитие двигательной активности детей раннего возраста, а также развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи проекта :
1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
2. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
3. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
4. Упражнение в умении выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
5. Совершенствование двигательной деятельности.
6. Помочь ребенку поверить в свои силы, научиться самостоятельности.
7. Организовать работу с «нестандартным оборудованием».
Тип проекта :
практико - ориентированный
Вид проекта :
воспитательно - оздоровительный
Продолжительность
проекта :
среднесрочный (6 месяцев)
Участники проекта :
дети первой младшей группы № 4,
воспитатель, родители воспитанников.
Актуальность:
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов :
платочков;
ковриков;
крупных бигуди;
прищепок;
счётных палочек;
зубных щёток;
резинок для волос;
шестигранных карандашей и т. д.
В данном проекте мною было использовано такое нестандартное оборудование, как носовые платочки, прищепки, крупные бигуди, зубные щетки и резиночки для волос.
Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой. Работу проводить нужно регулярно, систематически.
Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять - в течение дня к ним можно обращаться несколько раз, но играть понемногу.
Кроме того, игры на развитие мелкой моторики рук помогают ребенку поверить в свои силы, научиться самостоятельности, быстрее пройти сложный адаптационный период. Развить художественные способности, фантазию, образное мышление.
Материально - техническое обеспечение:
1. картотека игр с использованием нестандартного оборудования;
2. нестандартное оборудование :
- носовые платочки,
- прищепки,
- крупные бигуди,
- зубные щетки,
- резиночки для волос.
Принципы проекта
- принцип разностороннего развития личности
активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения
- принцип гуманизации
физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей
- принцип индивидуальности
обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки
- принцип цикличности и систематичности
постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности
- принцип оздоровительный
обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности
- принцип взаимосвязи с семьей
соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка
- принцип активности детей
Методическая литература:
1. Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ /Л. В. Кочеткова – М, МДО, 2009 г.
2. «Развиваем мелкую моторику» О. И. Крупенчук.
3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - Автор - сост: О. А. Зажигина. - СПб. : ООО Издательство "Детство Пресс" / 2013. - 96 с.
4. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
5. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
6. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
Формы работы с родителями:
Теоретические:
1. Консультации, памятки, рекомендации.
2. Консультации по укреплению здоровья с помощью игр на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
Практические:
1. Индивидуальные и групповые консультации по выполнению игр на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
Этапы проекта :
1. подготовительный (разработка проекта)
- определение проблемы, постановка цели, задач, определение методов работы,
- подбор методической литературы,
- составление перспективного плана проведения игр с использованием нестандартного оборудования,
- составление плана работы с родителями.
2. исследовательский (выполнение проекта)
организация деятельности с детьми - непосредственное проведение игр с использованием нестандартного оборудования,
организация совместных мероприятий с родителями.
3. заключительный (обобщающий)
- анализ достижения поставленной цели и полученных результатов,
- обобщенипе результатов работы, подготовка презентации.
Гипотеза:
формирование устойчивого интереса к здоровому образу жизни, развитие мелкой моторики рук детей двух-трех лет, активное вовлечение родителей в совместную творческую деятельность со своими детьми.
Ожидаемый результат:
1. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
3. Интеллектуальное развитие детей.
4. Пополнение предметно-развивающей среды в группе.
5. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Содержание проекта
План мероприятий:
Ноябрь - Декабрь
Консультация для родителей
" Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"
(приложение 1)
Демонстрация нестандартного оборудования, используемого в данном проекте
(приложение 2)
"Почему мы используем именно нестандартное оборудование?"
(приложение 3)
Проведение с детьми игр с нестандартным оборудованием.
Январь - Февраль
Дидактические игры с нестандартным оборудованием :
- игры с платочками,
- игры с прищепками,
- игры с зубными щетками,
- игры с крупными бигуди,
- игры с резиночками для волос.
(приложение 4, картотеки)
Памятка для родителей
«Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников»
(приложение 5)
Март - Апрель
Консультация
"Роль развития мелкой моторики в общем развитии ребенка"
(приложение 6)
Презентация
""Развитие мелкой моторики рук с
использованием нестандартного
оборудования с детьми первой младшей группы"
Проведение с детьми игр с нестандартным оборудованием.
Рекомендации для родителей:
"Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях"
(приложение 7)
План работы с родителями:
Ноябрь - Декабрь Консультация для родителей
" Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"
(приложение 1)
"Почему мы используем именно нестандартное оборудование?"
(приложение 3)
Январь - Февраль Памятка для родителей
«Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников»
(приложение 5)
Март - апрель Консультация
"Роль развития мелкой моторики в общем развитии ребенка"
(приложение 6)
Рекомендации для родителей:
"Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях"
(приложение 7)