Оксана Шмакова
Описание системы опыта работы по теме «Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание системы опыта работы на тему : «ВЛИЯНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА»
Все дети любят рисовать. А как же иначе? Ведь с помощью своих рисунков они раскрывают с в о й внутренний мир и предлагают с в о е видение окружающего мира. В детстве рисуют все, но у кого-то это получается хорошо, а у кого-то плохо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка.
Публикация «Описание системы опыта работы по теме „Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование графических навыков напрямую связано с развитием мелкой моторики, и как следствие, хорошей памятью, грамотной речью и устойчивым вниманием. Данной теме в настоящее время уделяют много внимания, она актуальна и востребована.
Овладение детьми разнообразными двигательными навыками, умениями, всеми компонентами ручной умелости, вооружает их свободой действия, позволяет отражать впечатления о предметах и явлениях окружающего, творчески решать любые, доступные их возрасту изобразительные задачи и впоследствии быть успешными в школьном обучении.
Общеизвестно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики руки, обладают хорошей памятью, грамотной речью и устойчивым вниманием. К сожалению, многие первоклассники испытывают серьезные трудности при овладении навыком письма, вследствие чего, у них возникает отрицательное отношение к учебе. Поэтому при подготовке ребенка к школе необходимо уделять внимание играм и упражнениям, способствующим развитию умелости рук.
В связи с этим, формирование графических навыков у дошкольников и влияние их на развитие мелкой моторики – проблема, над которой я работаю на протяжении нескольких лет. Впервые она заинтересовала меня еще в институте, но это была лишь теоретическая составляющая. Сейчас я практически решаю поставленные перед собой задачи, воспитывая и обучая детей в разновозрастной группе.
Целью работы стало : формирование графических навыков у детей дошкольного возраста.
Наряду с общей целью выделяется и ряд важных задач:
• раскрепощение личности,
• развитие воображения,
• развитие эмоциональной отзывчивости, открытости,
• обогащение духовного мира через знакомство с репродукциями картин и образцами народных промыслов,
• развитие художественных способностей детей.
В своей работе я использую личностно-ориентированные, игровые технологии, организацию совместной деятельности, информационно – коммуникационные, здоровьесберегающие технологии; учитываю индивидуальные особенности ребенка, особенности его эмоционального развития, интересы, склонности, предпочтения и творческие способности.
Этапы работы.
I этап – подготовительный
1. Изучение исследований психологов, педагогов по проблеме формирования графических навыков дошкольников;
2. Разработка рабочей программы работы с детьми, родителями (законными представителями, консультация с психологом;
3. Отбор методов исследования, мониторинг детей и родителей.
4. Подбор упражнений и игр, способствующих формированию графических навыков и развитию мелкой моторики.
II этап – основной
1. Реализация рабочей программы.
2. Совершенствование предметно – развивающей среды группы.
3. Поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения.
4. Коррекция неправильных графических навыков.
5. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
III этап – обобщающий
Анализ и обработка полученных результатов.
Для успешного решения поставленных задач я подобрала и изучила методический материал, разработала перспективный план по формированию графических навыков во всех возрастных группах, составила рабочую программу, систематизировала игры, дополнила предметно – развивающую среду нужным дидактическим материалом.
Правильно подобранные методы и приемы обучения способствуют формированию графических навыков у детей. Я использую следующие методы: игровой (дидактические игры, словесный (обращения к детям, вопросы, беседы, объяснение, наглядно-действенный метод обучения (работа с натурой, практический метод.
При организации игр и упражнений детей я стараюсь придерживаться двух основных принципов:
1. Посильность требований;
2. Постепенность усложнения.
Иначе говоря, если для младших дошкольников я использую наглядный показ и подробные словесные инструкции, то для старших детей стараюсь давать больше самостоятельности и творчества.
Работа в немногочисленной разновозрастной группе позволяет больше внимания уделять каждому ребенку. И к тому же, стимул развития получают младшие дети, беря пример со старших. Никто не хочет считаться малышами, все хотят быть наравне с большими.
В предметно-развивающей среде группы внесены коррективы в соответствии с поставленными целями. Приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, наборы счетных палочек, всевозможные мозаики (с фишками разного размера, паззлы, игры - шнуровки, конструкторы). Собраны дидактические игры и пособия, некоторые из них были сделаны самостоятельно. Хранится много природного материала, с которым можно проводить игры по развитию мелкой моторики (под контролем взрослых) : каштаны, шишки, желуди, ракушки, камешки и др. ; а также: пуговицы, пузырьки с колпачками, веревочки, различные мелкие предметы, из которых можно выкладывать орнаменты, конструировать, творить и просто играть.
Немаловажную роль в развитии мелкой моторики играет пальчиковая гимнастика и использование физкультминуток.
Никогда не пустует уголок изобразительного творчества: в открытом доступе карандаши, фломастеры, чистые листы, книги-раскраски, трафареты, шаблоны. Часто дети даже после запланированного занятия рисования спрашивают: «А можно порисовать?»
Наряду с формированием графических навыков, стараюсь выработать в детях организованность и бережное отношение к своим вещам: у каждого ребенка свои (подписанные) краски, свой стаканчик с цветными карандашами, обязательное наличие простого карандаша (у старших дошкольников).
Особое место в формировании графических навыков занимает штриховка карандашами. При выполнении штриховки решаются следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развитие глазомера. Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму.
Хочется подробнее остановиться на виде деятельности, которое очень популярно у детей моей группы – раскрашивание небольших картинок. Называем его: «порисовать конвертики». Из альбомного листа нужно сложить простой конвертик и написать на нем имя ребенка большими буквами. Ребенок раскрашивает буквы и украшает конверт так, как считает нужным. На маленьких листочках (лист А4 делить на 4 части) наносится контур несложного изображения и предлагается раскрасить его. Можно дать детям полную свободу действий, не оговаривая цвета, а можно поставить четкую задачу, например: «Раскрась осеннее дерево красным, желтым, оранжевым карандашами». При формулировке нужно учитывать возраст маленьких художников.
Все детские рисунки складываем в конверты и собираем в течение года или полугодия. Получается такая коллекция раскрасок. Работа с конвертиками занимает немного времени – приблизительно 5 минут на одну картинку, а радости приносит много. Периодически ребята раскладывают свои «богатства» на столе, пересчитывают их и мечтают забрать домой. Как правило, к концу года конверты сильно «поправляются», а дети все лучше и лучше выполняют штриховку.
Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.
Если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение затрудняется и ребенок лишается радости творчества. Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно, не только наблюдая его за изобразительной деятельностью, но и в некоторых случаях при помощи специальных заданий. Провести такой контроль желательно не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед поступлением в школу.
Еще один любимый вид работы по формированию графических навыков – работа в тетради в крупную клетку (старшие дошкольники пяти-шести лет). Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умение ориентироваться в пространстве.
Конечно, может это лишняя трата времени, но задания в этих тетрадях я прописываю сама. Те многочисленные прописи, которые в ассортименте продаются в магазинах, не совсем устраивают меня. Там много сложных изображений, направленных на отработку элементов письменных букв, а задачу «научить писать буквы правильно» я перед собой не ставлю. В своих тетрадях (кстати, в обложках и с самодельными закладками) дети учатся работать аккуратно, развивать глазомер, ориентироваться на листе, тренировать усидчивость, доводить дело до конца. И мне кажется, такие наши тетради в детских глазах немножечко приравниваются к школьным, взрослым. Также мне приятно слышать, как дети свои рисунки, поделки, аппликации называют правильным словом «РАБОТА». И это действительно так. Что же иное, как не работа получилась в результате детских стараний, а иногда, и «страданий» - работа! Все работы детей после каждого занятия мы вывешиваем и выставляем для родителей на «Выставке детского творчества» в нашей группе, затем раскладываем по папкам и в конце года дарим это портфолио детям.
Плановая и систематическая работа с родителями воспитанников является залогом успешной реализации поставленных целей: формированию графических навыков и развитию мелкой моторики. Родители не могут быть выключены из воспитательно-образовательного процесса. Я стараюсь приобщать родителей к активной жизни группы, повышать их педагогическую культуру. Провожу беседы, индивидуальные консультации, составляю памятки и рекомендации, предлагаю варианты домашних занятий. Стараюсь подобрать игры для совместной деятельности взрослых и детей.
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает формировать графические навыки и развивает мелкую моторику, что, в свою очередь, помогает детям подготовиться к овладению навыком аккуратного и быстрого письма.
В перспективе:
- находить новые методические приемы, которые будут способствовать формированию графических навыков и развитию мелкой моторики рук, общей моторики;
- разрабатывать новые дидактические игры;
- воспитывать радость творчества.