Лучший педагог года

Обновление развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС

Альбина Макоева
Обновление развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Обновление развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды. Согласно требованиям ФГОС ДО она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Предметы, которые окружают воспитанников, должны быть:

• -разнообразны (наличие всевозможного игрового и дидактического материала,

• -доступны (расположение материала в поле зрения ребенка,

Публикация «Обновление развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС» размещена в разделах

• -центрированы (организация предметной среды)

• -и обеспечивать индивидуальный комфорт и психологическую защищенность.

В современных детских садах развивающая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по интересам. Оборудование размещается по секторам (центрам развития). Это дает детям возможность объединиться в подгруппы.

Следует подбирать такие материалы и игры, которые активизируют познавательную деятельность дошкольников: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и т. д., природные объекты для опытов и экспериментов.

Какие действия предусматривает алгоритм проектирования РППС.

Алгоритм проектирования развивающей среды представляет собой систему последовательных действий и включает четыре этапа — технологических шага.

1-й шаг — сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.

Педагоги каждой возрастной группы анализируют соответствие развивающей среды группового помещения требованиям ФГОС ДО. На основе результатов анализа формулируют цель и задачи дальнейшей работы с учетом возрастных особенностей воспитанников и педагогических установок.

Например: цель — создать развивающую среду, которая:

• обеспечивает полноценное развитие детей;

• раскрывает на определенном возрастном этапе их индивидуальные способности;

развивает самостоятельность, формирует у каждого ребенка восприятие себя как активного деятеля;

• создает условия для взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми;

• помогает учитывать интересы детей при организации образовательной деятельности.

2-й шаг — определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач и учебно-методические пособия для эффективной работы с воспитанниками.

Педагоги, ориентируясь на программные задачи и содержание образовательной работы с детьми определенного возраста, составляют список:

• учебно-методических пособий;

• игр и игровых материалов для самостоятельной детской деятельности;

• специального оборудования для разных видов детской деятельности.

Воспитатели средних и старших групп планируют работу по проектированию и созданию игрового пространства вместе с детьми. Для этого, например, проводят конкурсы детских рисунков на темы «Моя любимая группа», «Дом, в котором я живу» и т. д. Так педагоги выявляют предпочтения воспитанников, узнают их мнение относительно того, что должно быть в группе для игр и занятий. К преобразованию развивающей среды группы на этом этапе воспитатели привлекают родителей. Вместе они обсуждают дизайн помещения, изготавливают игровой и познавательный материалы. Кроме того, из бесед с родителями воспитатели лучше узнают интересы, предпочтения и особенности детей группы.

3-й шаг — определить дополнительное оборудование.

Педагоги составляют список дополнительного оборудования. Оно необходимо для того, чтобы разместить игровой материал, учебно-методические пособия и обеспечить режимные моменты. Это столы, стулья, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, изобразительных материалов и т. д. Кроме того, на этом этапе педагоги намечают, чем пополнить развивающую среду группы в ближайшее время, если в этом будет необходимость.

4-й шаг — определить, как разместить оборудование в игровой комнате и дополнительных помещениях группы.

На этом этапе воспитатели следуют принципу нежесткого центрирования. При организации развивающей среды группового помещения они учитывают следующее соотношение секторов:

• 50% — сектор активной деятельности: центры двигательной активности и музыкально-театрализованной деятельности, игровые уголки;

• 20% — сектор спокойной деятельности: центр художественной литературы, природная зона и уголок отдыха;

• 30% — рабочий сектор: центры познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

В рабочем секторе также размещается оборудование для совместной и регламентированной деятельности. Все сектора имеют условные границы, которые определяются в зависимости от конкретных задач образовательного момента. Часто дошкольники «заражаются» интересами сверстников, желают присоединиться к их игре. Поэтому планировать сектора надо так, чтобы они могли вместить всех желающих. Далее педагоги расставляют оборудование и мебель согласно намеченному плану, который они предварительно изображают на бумаге.

Что включает развивающая среда групповых и межгрупповых помещений.

При создании развивающей среды педагоги должны учесть разницу в интересах мальчиков и девочек в трудовой и игровой деятельности. С учетом этого должны подобраны разные материалы. Так, для развития творческого замысла в игре девочки используют предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики, украшения и т. д. Детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, технические игрушки — неотъемлемые атрибуты игр мальчиков.

В старших группах предусмотрены материалы для развития элементарных математических представлений и подготовки к обучению грамоте (настольно-печатные игры с цифрами и буквами, школьные принадлежности, печатные буквы, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, ребусами и т. д.).

Для развития познавательной активности дошкольников воспитатели подбирают детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.

В каждой возрастной группе педагоги создают условия, которые позволяют активизировать творческие способности детей.

Это-центр познавательного развития, театральный уголок, природная зона, центр занимательной математики или «игротека», центр дежурства.

Театральный уголок — любимый воспитанниками всех групп. Театрализованная деятельность объединяет детей интересными идеями и возможностью проявить себя.

Педагог вместе с воспитанниками изготавливает костюмы, атрибуты и декорации к представлениям, которые впоследствии становятся «богатством» и гордостью детского сада.

Природная зона служит саморазвитию дошкольников. Чтобы организовать ее, воспитатели подбирают растения и подготавливают необходимое оборудование для ухода за ними (передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы и т. д.). Украшение этой зоны — детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны. В природной зоне воспитатель проводит с дошкольниками наблюдения, опыты и занятия природоведческого характера.

Для центра искусства «Юный художник» педагоги выбирают светлое, хорошо освещенное место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Для этого есть необходимые изобразительные материалы. Детские рисунки, поделки и коллажи располагаются на стенде «Творческие идеи». К нему предусмотрен свободный доступ. Здесь же организуется персональная выставка работ каждого ребенка.

Строительный центр занимает немного пространства и при этом мобилен. Достоинство его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы свободно передвигаются в любое место. Содержимое строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность, как с подгруппой воспитанников, так и индивидуально. Дошкольники занимаются «строительством» на ковре и столе. Они сооружают постройки, обыгрывают их в сюжетно-ролевых играх и во время занятий ручным трудом.

Большой популярностью у дошкольников пользуется центр науки, или исследовательский центр. Он представляет собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках педагоги размещают разнообразные природные материалы. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда вызывают у детей неподдельный интерес. Для организации познавательно-исследовательской деятельности воспитатели подбирают специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде, дети могут поместить результаты опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Во всех возрастных группах выделено место для игровых центров: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Уголок ряженья» и т. д. Среда группы организуется так, чтобы у ребенка был выбор: с кем, как, где, во что играть. При этом для старших дошкольников педагоги не группируют игрушки по темам, дети подбирают их для игры сами.

С нестандартным дизайнерским решением и нетрадиционным оборудованием спортивный уголок гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Здесь дошкольники могут самостоятельно выполнять различные движения: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. д.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия — уголок отдыха (уединения). Он располагает к тихим беседам и раздумьям. Как правило, уголок отдыха в группах отделен от других зон легкой шторкой. Уют создают комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки.

Погрузиться в волшебный мир книг помогает уютная домашняя обстановка в центре художественной литературы. Здесь воспитатель читает детям сказки и рассказы, организовывает выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам, проводит литературные викторины и конкурсы.

Центр безопасности оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правил дорожного движения.

Эти центры должны быть выделены в каждой группе.

Создавая развивающую среду в ДОО, педагоги большое внимание могут уделить межгрупповому пространству, местам общего пользования. Данные площади эффективно включаются в поле детской активности.

В холлах и коридорах педагоги могут оформить действующие выставки: «Русские и кабардинские народные музыкальные инструменты», «Мастерская кукольницы: обереги Древней Руси», уголок «В гостях у Наны (с кабардинского-бабушки)».

Нишу в одном из коридоров можно «превратить» в природную зону «Животный мир рек, морей и океанов». На лестничных пролетах и маршах можно расположить природные зоны «Животные и природа КБР, России», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные и птицы».

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовывать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, педагоги должны модернизировать образовательную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Мы педагоги, можем использовать такой способ организации самостоятельной деятельности детей, как создание развивающей стены.

Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене.

Что делать, если дети в группе буквально «лезут на стену», несмотря на большое количество игрушек и дидактических материалов. Создать такое пространство для самостоятельных игр несложно. Важно учесть возраст, интересы воспитанников и подобрать необходимый материал.

Развивающая стена в каждой группе своя. Она отражает предпочтения детей и воспитателей. Ее дизайн и наполнение соответствуют названию группы.

Например, в средней группе «Веселый улей» стена замаскирована в сюжете, герои которого – пчелы. Они «прилетают» к дошкольникам с различными заданиями.

В старшей группе «Веселые гномы» дети с помощью развивающей стены «путешествуют с гномами по лесу». Каждый день к воспитанникам «приходит» (крепится на леску) новый гном с игровыми заданиями.

В подготовительной группе «АБВГДейка» дошкольники встречаются с «живыми» буквами. Они предлагают задания каждому ребенку. Например, буква «М» – задание по математике, буква «Л» – логические игры и т. д.

Все задания дети выполняют в ходе самостоятельной деятельности, в удобное для них время и по желанию.

Оформить развивающую стену – по силам любому педагогу.

Неотъемлемые части развивающей стены – материалы, игры и пособия – хранятся в специально оборудованных шкафчиках, на полках и доступны детям. Почти весь материал развивающей стены имеет магнитную основу, поэтому ее главная составляющая – магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой, геодоской, втулками и вкладышами и т. д. Обязательное приложение к играм – образцы, схемы, карты-алгоритмы. Они особенно нужны младшим дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и подсказки. Содержание игр и пособий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Многие пособия многофункциональны. Педагоги используют их для творческой деятельности и развития речи воспитанников.

Создание детского игрового ландшафта на территории ДОО.

Согласно требованиям ФГОС ДО, построение игрового пространства на территории дошкольной образовательной организации следует начинать с ответа на главные вопросы: какие места и физические объекты могут быть интересны детям дошкольного возраста и, что привлекает их внимание, стимулирует игровую деятельность, познавательную активность? Речь идет не о том, какое оборудование поставить на участке группы или территории ДОО для развития физической ловкости, познавательной сферы детей и т. д., а о создании некого игрового поля, которое представляет интерес для них самих, дает им возможность свободной игры, двигательной активности, общения с воспитанниками разного возраста.

Если проанализировать требования ФГОС ДО к организации игрового пространства в ДОО, можно выделить следующие характеристики развивающей предметно-игровой среды на участке детского сада:

• доступность;

• открытость к активному достраиванию среды дошкольниками;

• безопасность;

• оригинальность;

• четкая оформленность предметных источников развития;

• многофункциональность;

• приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Согласно п. 3.8 СанПин 2.4.1.3049–13 покрытие групповых площадок и физкультурной зоны на территории дошкольной образовательной организации должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

Традиционно ровные площадки считаются более безопасными, однако сегодня это требование подвергается сомнению: разнообразный ландшафт позволяет дошкольникам расширять границы возможностей, становиться более ловкими и, как следствие, меньше травмироваться. В таких игровых пространствах ребенок учится общаться с окружающим миром, развивается его крупная и мелкая моторика, речь, глазомер, соотносящие движения.

Не нарушая действующие санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию территорий ДОО, для преобразования ландшафта можно использовать переносные плоские макеты, а также скульптуры, которые создаются с учетом игровых интересов детей.

Территория дошкольной образовательной организации, по которой можно проложить несколько маршрутов для пешеходных прогулок, должна представлять собой озелененную зону с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенную для проведения игр, развлечений, занятий физической культурой и культурно-просветительских занятий с детьми дошкольного возраста.

При создании детского игрового ландшафта следует обратить внимание на его безопасность, как в экологическом плане, так и плане личной безопасности детей.

Высока роль озеленения при организации развивающей среды, больше внимания нужно уделять вопросам стойкости ландшафта, его эстетической и научно-познавательной ценности. С этой целью комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.

Ассортимент растений следует максимально расширять, учитывая, что он выполняет не только декоративные функции, но и знакомит воспитанников с многообразием флоры, при этом из него необходимо исключить колючие и ядовитые растения.

Воспитательно -образовательная среда игрового ландшафта должна способствовать развитию детской фантазии, формировать бережное отношение к природе, воспитывать культуру поведения в естественной среде.

Естественный пейзаж хорошо дополняют яркие краски оборудования для игр и развлечений (включая спортивный инвентарь) : желтые, оранжевые, красные, зеленые, которые придают территории ДОО живописность и способствуют созданию у детей приподнятого, радостного настроения.

Основные сооружения ДОУ— веранды, спортивную площадку, площадку для игр на асфальте, транспортных игр, плодовый сад, огород, альпинарий — следует равномерно размещать по всей территории и объединять системой прогулочных аллей и дорожек со свободной ландшафтной планировкой.

Дети раннего возраста, как правило, наблюдают, слушают, активно участвуют в игровой деятельности (в т. ч. играх на асфальте) и только в специально созданных условиях могут проводить опыты, собирать безопасный природный материал.

Для детей старшего дошкольного возраста организованы маршруты, предполагающие их активное участие (ориентирование на местности, «геокэшинг», прохождение маршрута с картами-«находилками» и т. д.) и знакомство с более широким кругом достопримечательностей на территории ДОО.

Геокэшинг (от греч. - Земля и англ. cache - тайник) - туристическая игра, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры.

Для развлекательно-познавательных мероприятий на территории ДОО можно использовать летний театр, площадку для игр на асфальте, которая помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя звуковую дорожку для воспитанников младшего возраста. Дети проходят дорожку, шагая по кружкам, в которых нарисованы разные животные. При этом издают соответствующие звуки: наступая на корову, говорят «Му-у», на уточку — «Кря-кря», на лягушку - «Ква-ква»и т. д.

На хорошо озелененной территории ДОО можно установить многочисленные домики и кормушки для птиц или белок. Это позволит продемонстрировать дошкольникам роль живой природы в жизни человека, поможет воспитать у них уважение и сочувствие к животным и птицам, привить любовь, сформировать чувство ответственности за их жизнь.

На территории детского сада могут создаваться образовательные терренкуры.

Одним из способов организации детской активности и познавательно-исследовательской деятельности являются образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп.

Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой проложено несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста.

Терренкур (нем. terrain — местность, участок, территория, kur — лечение) — метод лечения дозированными по расстоянию, времени и углу наклона пешими восхождениями по размеченным маршрутам. Естественный терренкур лечит не только дозированной нагрузкой, но и общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Терренкур способствует закаливанию организма, а красоты природы и спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервно-эмоционального напряжения.

Цель образовательного терренкура — оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Задачами образовательного терренкура являются:

• упражнение детей в основных движениях;

развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;

• воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам на природе, чувства коллективизма, взаимопомощи.

Образовательные терренкуры подразумевают интеграцию следующих образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Содержание терренкура зависит от выбранной тематики, времени года и погоды. В пешие прогулки педагоги могут включить познавательные беседы, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор природного материала, знакомые детям подвижные и дидактические игры, игры на внимание, спортивные игры, комплекс оздоровительных физических упражнений.

Структура пеших прогулок предполагает :

• сбор и движение до следующей точки маршрута;

• остановку, привал, познавательно-исследовательскую деятельность детей и взрослых;

• комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;

• самостоятельную деятельность детей;

• сбор и возвращение в группу.

При проведении образовательных терренкуров с детьми педагоги должны соблюдать определенные требования к их организации и правила безопасности.

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного «дома» к другому, дети проводят опыты, исследования, повторяют счет, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры и игры на асфальте.

Такое игровое пространство способствует физическому, интеллектуальному и психоэмоциональному развитию ребенка : он учится общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь и ее интонационная выразительность, глазомер, соотносящие движения.

Маршрут терренкура включает в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОО

Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности дошкольников.

Маршрут терренкура разбивается на несколько «станций», или «домов». Каждая «станция» может иметь свое название: «Метеолаборатория», «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая», Центр отдыха и т. д. При этом не все «дома» стационарны, расположение некоторых из них можно периодически менять. В жаркое летнее время может появиться «Дом Феи воды» (плескательница или надувной бассейн, самодельные брызгалки, осенью — лабиринт из сухих листьев, зимой — снежный лабиринт.

Для создания новых «домов» удобнее всего использовать переносные плоские макеты. На них контуром обозначается какая-либо фигура, например сказочного персонажа (Царевны-лягушки, Бабы Яги, Дюймовочки, Мальвины, Кота в сапогах, или остов ракеты, теремка, домика Бабы Яги. Переносной макет крепится на подставку и устанавливается в любом месте на территории ДОО перед началом движения по терренкуру.

Прогулки по терренкуру должны проводиться регулярно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Продолжительность пешеходного маршрута для старших дошкольников составляет 1,5 ч, для младших - 1 ч. Они начинаются с построения парами на улице. Инструктор по физической культуре или воспитатель идут впереди и определяют темп движения.

Таким образом, согласно ФГОС ДО созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать уровню развития ребёнка, его интересам и потребностям.

Публикации по теме:

«Макет как один из элементов предметно-пространственной среды в условиях ФГОС до»«Макет как один из элементов предметно-пространственной среды в условиях ФГОС до» Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэскил».

Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС»Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС» Актуальность. Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обновление развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС
Опубликовано: 12 августа 2021 в 14:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обновление развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Макоева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД