Елена Григорьева
Обмен опытом в рамках задач по преемственности работы детского сада и школы «Глазам радость-душе отрада»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока:
1. Расширять и закреплять интерес детей к русской народной игрушке, формируя эстетические чувства на материале произведений народного творчестваю Развивать мышление при сравнении дымковской и филимоновской народной глиняной игрушки.
2. Воспитывать любовь к Родине через познание духовного богатства и освоения русской народной игрушки.
Оборудование: дымковские и филимоновские игрушки, сундучок, силуэты народных игрушек, дидактическая игра «Узнай орнамент», кроссворд «Народные игрушки».
Ход урока:
В класс входит Хозяюшка, здоровается с детьми:
Здравствуйте,ребятишки,
Девчонки и мальчишки-
Публикация «Обмен опытом в рамках задач по преемственности работы детского сада и школы „Глазам радость-душе отрада“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Хорошие, пригожие,
На солнышко похожие!
- Я только что вернулась из путешествия. Побывала в славных местах нашей Родины. Познакомилась с чудесными мастерами, про которых говорят, что у них руки золотые. Мастера эти славятся своими игрушками. Как называют мастеров, которые изготавливают игрушки? (мастера- игрушечники).
-Везде, где я побывала, живут люди славные, добрые, умелые. На память о себе подарки подарили, которые находятся в этом сундучке.
Сундучок мой непростой
В нём товар расписной!
Здесь спрятаны игрушки,
Весёлые зверюшки!
-У кого в гостях побывала вы узнаете, отгадав мои загадки:
У этих игрушек, у этих зверюшек
Весёлая, яркая гамма цветов,
А сколько полосок, штрихов, завитушек,
Колечек и точек, и разных кружков.
Цветные лошадки по полю гуляют,
Барашки нарядные, как на подбор.
И бырышни гордо вперёд выступают,
На клетчатых юбках- красивый узор. (село Дымково)
/ Выставляются дымковские игрушки под сопровождение стихами/
-Чем нас привлекают дымковские игрушки? (узором,яркостью, простотой,праздничностью). Из какого материала они изготовлены? (из красной глины) Какой фон у игрушек? (белый) Из каких элементов состоит орнамент (точка,волнистая линия,круги,клетка). Какие цвета красок используют мастера (яркие,сочные).
- А вот и другие игрушки:
Игрушки эти добрые и разные,
Весёлые и каждая свистит,
Полоски жёлтые,зелёные и красные
Посмотришь, как на солнышке рябит.
Есть барышни и бравые солдатушки.
Коровушки, олени полосатые,
Слепили все игрушки эти здорово
Нам мастера деревни Филимоново.
-Из какого материала сделаны эти игрушки (из глины).Только в Филимоново своя глина. Она называется «синика».После обжига мастера игрушки не забеливают,как дымковские,а роспись наносят сразу. (Под стихи выставляются филимоновские игрушки).
-Из каких элементов состоит филимоновская роспись (разноцветные полоски,которые расположены вдоль и поперёк,да собираются то в цветок, то в колосок.)
-Какие цвета используют мастера при росписи (красный, зелёный, малиновый).Открою вам секрет- расписывают они игрушки не кистью, а куриным пером.
- Чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских (Ответы детей.) Правильно, формой-они гладкие, вытянутые,цветом,узором.
-Вам понравились подарки из моего сундучка? Чтобы вы сказали об этих народных игрушках?
Ответы детей:
1. Игрушка-не воинственная, а самая добродушная.
2. Игрушка-жизнелюбива и празднична.
3. Игрушка-глазам радость,душе отрада.
–Правильно,каждая игрушка интересна. Она рассказывает о людях, которые жили в этих местах, чем занимались, как веселились. Какие звери и птицы обитали рядом с ними. Эти игрушки дарили маленьким детям- считалось, что они приносят здоровье. Каждый образ имеет своё обозначение:
Олень- знак неба,знак обильной жизни,силы.
Медведь- знак силы, могущества, тепла и оберега.
Козёл-т символ обилия и плодородия.
Барашек- символ могущества.
Конь-символ солнца и тепла.
Птица- символ добра, благополучия, исполнения желаний.
Я думаю, что и сейчас каждый,от мала до велика,обрадовался бы такому подарку.
-Что-то у меня в сундучке ещё лежит и звенит? Это-бубен. Он приглашает вас поиграть в игру «Весёлый орнамент». Вы,мастера-игрушечники прибыли из разных сёл.
(На доске вывешиваются карты Дымково и Филимоново).Под музыку мастера танцуют,а затем с карточками-элементами-по сигналу бубна каждый бежит к своей карте.
-Молодцы,никто не ошибся. Хорошо запомнили особенности своих игрушек.
Русские мастера не только славно трудились, но и умели весело отдыхатьВедь недаром новорят: «Делу время- потехе час.»
Разыгрывание потешек:
1. «Из-за леса, из-за гор…»
2. «Фома да Ерёма».
3. «Утушка Марфутушка».
Далее Хозяюшка предлагает разгадать кроссворд «Ярмарка».На прощание дарит силуэты народных игрушек,предлагая их расписать на уроке рисования.