Светлана Челнокова
Роль семьи в реализации преемственности детского сада и начальной школы
▼ Скачать
+ Заказать документы
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС дошкольного и начального общего образования, требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы. Современное понимание преемственности, к сожалению, пока не учитывает преемственность семейного, дошкольного и начального общего образования.
Публикация «Роль семьи в реализации преемственности детского сада и начальной школы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
. В свете ФГОС это может рассматриваться в рамках взаимодействия ДОУ с семьями по вопросам формирования универсальных учебных действий (УУД) у детей как содержания преемственности дошкольников и начального звеньев системы образования. (1). Необходимо создать стратегию в работе с родителями дошкольников по реализации преемственности содержания образования на дошкольной и начальной ступенях образования.
С введением ФГОС начального общего и дошкольного образования произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе. Главное – соблюдать преемственность в формировании универсальных учебных действий. Задача дошкольного образования – формирование у детей умения учиться (предпосылок учебной деятельности). Задача начального общего образования – учить детей учиться самостоятельно.
Авторы выделяют пять видов универсальных учебных действий : личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные(2,3).
Для собственного исследования роли семьи в реализации преемствепнности дошкольного и начального образования мы выбрали коммуникативные и личностные УУД. Предпосылки коммуникативных и личностных УУд: потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; умение строить монологическое высказывание и диалоговую речь; эмоционально и позитивно относиться к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника, ставить вопросы, обращаться за помощью, предлагать тпомощь и сотрудничество, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию; умение осознавать свои возможности, переживания, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; наличие познавательной и социальной мотивации, адекватной самооценки; умения придти на помощь другу, герою сказки; способность учитывать чужую точку зрения, наличие нравственных ориентиров.
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС дошкольного и начального общего образования, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы. Анализ современного понимания преемственности, к сожалению, пока не учитывает преемственность семейного, дошкольного и начального общего образования. В свете ФГОС это может рассматриваться в рамках взаимодействия ДОУ с семьями по вопросам формирования универсальных учебных действий у детей как содержания преемственности дошкольного и начального звеньев системы образования.
Итак, стратегическим направлением оптимизации преемственности системы дошкольного и начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщенных способов действий, обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Выделим наиболее продуктивные виды заданий для формирования личностных и коммуникативных ууд, которые можно порекомендовать родителям:
- участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах - в них дети учаться аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- Подведение итогов занятия (игры) – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
- творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
- самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения, а ткже может быть предложено оценить работу других детей;
- дневники достижений – ведут родители совместно сдетьми с целью повышения своей эффективности и самооценки, в дневник можно приклеивать наклейки за любое достижение, даже за самое маленькое;
- составь рассказ, опиши предмет – родители предлагают детям составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
- составление диалога (работа в паре с родителем)– можно предложить разыграть ситуацию в парах, используя диалоговую речь;
- составь задание – дети составляют задание для родителя;
- выскажи свое мнение о…- детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо, о предметах (красиво, некрасиво);
- обсуждение, рассуждение. Спор – предлагается обсудить вопросы по теме, выразить свое мнение и доказать свою точку зрения родителю (брату);
- групповая работа – любая совместная групповая работа всемье (уборка квартиры, обсуждение дел на выходные дни и др);
- объясни… - ребенок объясняет родителю выполненные в детском саду задания, свои действия или мысли (мнения);
- ответь на вопросы – члены семьи предлагают ребенку ответить на вопросы по изучаемой в детском саду теме или рассказать о домашнем задании.
Итак, основными средствами формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, доступных родителям дошкольников являются : вариативные по формулировке задания, такие как : объясни, проверь, докажи. Оцени. Придумай, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т. д., которые нацеливают родителей и детей на совместное выполнение различных видов деятельности.
Таким образом, наши родители способны к равноправному взаимодействию не только в плане создания условий для семейного воспитания, но и к полноценному развитию своих детей в свете требований ФГОС. Задача ДОУ – создать условия.
Библиографический список
1. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
2. Методики диагностики УУД.
3. Формирование предпосылок универсальных учебных действий, как основа преемственности дошкольного и начального образования : Электронный журнал ЭкстернатРФ, социальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования.
4. Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования
-