Нина Снимщикова
Предшкольное образование — основа преемственности. Работа детского сада и школы с учетом ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». В. А. Сухомлинский.
Человек родился. Много фаз существует в процессе человеческого развития. Но встает вопрос, где наиболее сложный и уязвимый период? Детство, как нам кажется, с высоты нашего возраста – самый прекрасный период. А оказалось, что переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на основе которого строится все дальнейшее обучение и воспитание в школе. «Школьное обучение не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком. (Л. С. Выготоский) Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования. Сегодня можно с ответственностью сказать, что ситуация во многом изменилась. Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном, позволяющих понять работу каждого изнутри. Совместно с учителями мы познакомились с целевыми ориентирами образования на этапе завершения дошкольного образования. Ведь они выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Человек осваивает новый опыт только через деятельность, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра – как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности. «Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры».
Публикация «Предшкольное образование — основа преемственности, Работа детского сада и школы с учетом ФГОС» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
На современном этапе произошло смещение акцента в понимании го-товности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника», открывает возможности для его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием :
- методическая работа с педагогами;
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка», «Работа над созданием благоприятных условий взаимодействия детского сада и школы для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка», «Преемственность ФГОСДО И ФГОСНОО обеспечивает легкую адаптацию от игровой деятельности к обучению в школе и более высокие показатели в обучении». Это дало возможность педагогам обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы, познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество сформировало у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопление знаний, способствовало сохранению здоровья детей и не ущемление их право на образование, определило выбор способов индивидуального подхода к будущему уче-нику.
Работа с детьми предусматривает посещение учителями начальной школы открытых мероприятий воспитанников старшей и подготовительных групп, организации совместных мероприятий, выставок. Особое внимание уделяется и проблеме принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Этому во многом способствуют организационные экскурсии с их последующим обсуждением, рисованием и лепкой по теме. Дети посещают школьную библиотеку, музей, спортивный зал, классы, могли посидеть за школьной партой, посмотреть выставки рисунков и поделок. Подобные мероприятия производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. За весь год, наши дети много узнали о школе, подружились с учениками, познакомились с многими педагогами. С легкостью ориентируются в здании школы, с удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проделанная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.
Несомненно, важную роль в процессе подготовки к школе играют родители. Работа ведется на протяжении всего учебного года. На родительских собраниях учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. «Школа – это естественный этап в жизни ребенка. А помощь родителей выражается – в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать».
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники с ним будут дружить, и учиться он будет на пятерки.
«От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям" В. А. Сухомлинский