Марина Верещагина
Обеспечение качества музыкального образования в процессе взаимодействия педагогов и родителей в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечение качества музыкального образования в процессе взаимодействия педагогов и родителей в рамках реализации ФГОС ДО
Различны и многообразны области культурного наследия, с которыми знакомятся дети с первых шагов своей жизни. Большое значение в воспитании ребенка играет музыка, открывая безграничный мир ощущений, переживаний, позволяя ребенку в самой доступной форме знакомиться с окружающим миром. Очень важно, чтобы это знакомство было правильным. Ребенок не всегда сам может увидеть и понять прекрасное. Задача взрослых помочь ему в этом.
Публикация «Обеспечение качества музыкального образования в процессе взаимодействия педагогов и родителей в рамках реализации ФГОС » размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Однако, не все родители понимают, насколько важно развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста для дальнейшего развития и обучения. Многие на первое место ставят обучение чтению и математике, а не музыке. Разногласия между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на плечи ребенка.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями, способностями и творческим потенциалом каждого ребёнка.
Одним из психолого-педагогических условий реализации программы ДО является вовлечение семей в непосредственную образовательную деятельность.
Существующие теории семейного воспитания определяют необходимость осознанной педагогической деятельности родителей при воспитании ребенка и повышение уровня педагогического образования самих родителей, что является важной задачей любого цивилизованного общества.
Семья в воспитании дошкольника играет важную роль. Часто она бывает единственной средой, которая формирует его личность.
Но семьи также имеют разный уровень музыкальной культуры : в одних - с уважением относятся к народной и классической музыке, приобщая к ней детей с раннего возраста. Задача родителей заключается в том, чтобы сформировать у детей отношение к музыкальному искусству, как необходимой жизненной ценности.
В других семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, родители не видят практической пользы. К музыке у них отношение, только как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку.
Итак, все вышеизложенное позволило сделать вывод: в семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура.
Таким образом, семья в меру своих педагогических возможностей и сил оказывает прямое влияние на музыкальное образование ребенка.
Поэтому целью моей работы является создание единого образовательного пространства для повышения качества музыкального образования детей дошкольного возраста с учётом изменения позиции родителей из «сторонних наблюдателей» в позицию «активные участники» в процессе музыкального развития детей и организации взаимодействия на основе сотрудничества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Приобщить родителей к созданию музыкально-развивающей среды в детском учреждении и дома.
2. Привлекать родителей к подготовке и проведению различных форм организации музыкальной деятельности в ДОУ.
3. Оказывать консультативную помощь родителям в музыкальном воспитании и образовании.
Для того чтобы родители стали помощниками в музыкальном образовании детей, необходимо повысить их музыкальный уровень. В своей работе над данной проблемой я использую следующие формы взаимодействия :
• Родительское собрание.
• Индивидуальные консультации родителей.
• Анкетирование родителей.
• Выставки книг по музыкально-эстетическому воспитанию.
• Фонотека.
• «Музыкальная гостиная».
• Информационный стенд «От родителей и для родителей».
• Персональный сайт «Музыкальная радуга»
• Благодарности родителям за активное участие в работе по музыкальному воспитанию детей.
Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности осуществляется через:
Совместные праздники детей с родителями,
Совместные развлечения детей с родителями,
Выставки музыкально-дидактических игр,
Выставки самодельных шумовых музыкальных инструментов,
Музыкальный клуб «До-ми-солька»,
Совместную музыкально-театрализованную деятельность, кукольный театр.
В начале учебного года я провожу родительское собрание в нетрадиционной игровой форме «Давайте дружить». Данная форма способствует объединению взрослых для дальнейшей совместной работы.
Большой популярностью у родителей пользуется информационный стенд «От родителей и для родителей», где размещается музыкальный материал, с которым знакомятся дети на данном этапе. Папы и мамы с удовольствием оказывают помощь своим детям в разучивании песен, мелодий на музыкальных инструментах (игре на металлофоне, на шумовых инструментах и др.).
Информационный стенд «От родителей и для родителей» оформлен в стиле музыкальных телевизионных передач. Информация на стенде распределяется по разделам:
• Раздел «Музыкальный киоск» - цели, задачи, музыкального развития, методика музыкального воспитания и образования
• Раздел «Веселые нотки» - музыкальный материал, с которым знакомят детей в данный период времени (песенный материал, игра на музыкальных инструментах);
• Раздел «Золотой граммофон» - рекомендации родителям по восприятию музыки по данной ступени;
• Раздел «Утренняя почта» - «почтовый ящик», в который родители кладут записки с интересующими их вопросами по разделу музыкального воспитания детей, а также предложения по проведению совместных мероприятий, обогащению музыкально-развивающей среды и т. п. В дальнейшем, заданные вопросы и предложения рассматриваются на родительском собрании или в индивидуальном порядке. Такая форма подачи информации позволяет родителям делиться своими мыслями со специалистом, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Важной задачей, стоящей перед ДОУ и семьей, является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью, театральным искусством. Для решения этой задачи я провожу консультации для родителей, знакомлю их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Рекомендации музыкальных произведений для совместного домашнего прослушивания (Моцарт, Бах, Вивальди, Чайковский) повысили интерес к нашей фонотеке.
В «Музыкальной гостиной», куда приглашаются специальные гости – студенты и выпускники Нижегородской консерватории струнного, фортепианного, вокального, духового, теоретического факультетов, а также мы сотрудничаем с школой искусств № 6, дети и родители могли познакомиться с классической музыкой отечественных и зарубежных композиторов, соответствующей данной ступени детского музыкального развития.
Темы мероприятий: Осенняя палитра», «Зимняя сказка», «Весенняя нежность»,
«Разноцветный хоровод».
После концерта слушателям разрешалось подойти к музыкантам, посмотреть, потрогать инструменты, задать им вопросы. Родители и дети были очень благодарны за такие концерты. К сожалению, не все имеют возможность посетить музыкальные концерты такого уровня.
Такие концерты дают возможность родителям и детям обогатить свой музыкальный опыт восприятия музыки. У детей пробуждается желание посещать концерты классической музыки в Нижегородской государственной консерватории и в нижегородской филармонии.
Инновационной формой работы с родителями в ДОУ стали вечера-встречи в музыкальном клубе «До-ми-солька», в котором вечера-встречи строятся на знакомом и новом интересном репертуаре.
Цель работы музыкального клуба : создание условий для сближения детей, родителей и педагогов для получения взаимоотношения и совместного творчества.
При проведении этих творческих встреч используется синтез искусств: взрослые и их дети читают стихи, поют песни, вместе водят хороводы, принимают участие в играх, обсуждают услышанную классическую музыку, рисуют свои впечатления об услышанной музыки. Можно отметить, что дети, чьи родители были активными участниками этих вечеров-встреч, так же были активными, с огромным желанием принимали участие во всех видах музыкальной деятельности.
Совместные праздники и развлечения. Это одна из самых эффективных и популярных форм работы с родителями. Целью проведения совместных праздников является укрепление теплых, доброжелательных взаимоотношений между родителями и детьми посредством включения в совместную деятельность, обогащение новыми эмоциональными впечатлениями.
Конечно, не всех родителей удается привлечь к активному участию в подготовке и проведении праздников, но это и не обязательно. Мы разучиваем сценки для утренников, танцы. Родители с удовольствием исполняют роли сказочных героев и других персонажей. Всегда привлекаем родителей в праздник
«Масленица», «Новый год», «День защиты детей».
Очень актуальны и интересны кукольные спектакли: "Родители - детям". Совместная подготовка и проведение кукольных театров и драматизаций также играет большую роль во взаимодействии музыкального руководителя и родителей. Родители совместно с музыкальным руководителем и воспитателем изготавливают различные виды кукольных театров. Итогом является показ детям кукольных спектаклей.
Большой популярностью пользуется театрализованная деятельность совместно с родителями, педагогами и детьми. Её отличительная особенность – личностно-ориентированный подход. Каждый ребенок обязательно должен получить роль в спектакле, а работа над спектаклем – это работа над развитием индивидуальных способностей детей. Были поставлены такие спектакли с привлечением родителей, как «Царевна лягушка»; «Хвосты», «Муха Цокотуха».
Итогом такой большой работы в 2018 году было выступление на XV Детский областном театральном фестивале имени Евгения Евстигнеева в гимназии № 53, где мы были удостоины приз зрительских симпатий с музыкальным спектаклем «Муха Цокотуха».
Наш коллектив совместно с родителями очень гордимся костюмами и современными декорациями, которые изготовили умелые руки наших мам и пап, ну конечно работников нашего ДОУ.
Многие родители принимают активное участие в театрализованных мероприятиях; раскрываются как артисты, оформители, костюмеры; а также лучше начинают понимать вопросы воспитания и развития детей в детском саду.
Очень активное участие родители принимают в подготовке детей на районные конкурсы, такие как «Весенние капельки», «День Матери», «Зажги свою звезду».
Сухомлинский В. А. сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда, но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому проведение праздников в такой форме, полезно и увлекательно, т. к. они формируют положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, укрепляют эмоциональные контакты между ними.
Тесное содружество семейного и общественного воспитания, взаимная ответственность педагогов и родителей поможет сформировать основы музыкальной культуры ребенка, развить его музыкальный и творческие способности, сформировать основы целостной личности человека.
Список используемой литературы:
1. Маврычева Г. Г. «Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума». Опыт работы. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (19-20 мая 2005 г.). Н. Новгород, 2005 г.
2. Петрова Е. М. «Единая содержательная основа различных форм организации музыкальной деятельности в ДОУ, семье и социуме». Опыт работы. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (19-20 мая 2005 г.). Н. Новгород, 2005 г.
3. Радынова О. Н., Котинене А. И., Палавандишвили М. Л.»Музыкальное воспитание дошкольников». М. :Просвещение. Владос, 1994 г.
4. Теплов Б. М. «Психология музыкальных способностей».
5. Меличева М. «Культура здоровья дошкольников в круговороте праздников года». СПб, 2007 г.
6. Ядешко В. И., Сохина Ф. А «Дошкольная педагогика». М. : Просвещение, 1992 г.
7. Добрынин Н. Ф., Бардиан А. М., Лаврова Н. В. «Возрастная психология». М. : Просвещение, 1992 г.
8. «Концепция дошкольного образования» /ж. «Дошкольное воспитание», 1997 г. №5.