Ксения Рыбаченко
Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» в средней группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей представления о процессе выращивания и приготовления хлеба, воспитание бережного отношения к хлебу, как важному продукту нашего стола.
Задачи:
1. Сформировать представление о труде людей, участвующих в процессе выращивания и приготовления хлеба.
2. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
3. Развивать мыслительную активность, познавательный интерес.
4. Совершенствовать грамматический строй речи.
5. Учить отгадывать загадки.
Публикация «Конспект НОД в ОО „Познавательное развитие“ в средней группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Интеграция: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Оборудование и материалы: игрушка «мышонок», дидактический материал «Злаки», «Откуда хлеб к нам на стол пришел», колос пшеницы, зернышки, мука и хлеб в блюдцах, сундучок, сушки.
Ход занятия:
Ребята, какое сейчас время года? (осень). А какой месяц? (ноябрь). Отгадайте загадку:
«С неба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много-много звездочек тонких, как стекло;
Звездочки холодные, а земле тепло (снежинки)
Снежок скрипит под ногами «х-х-х». Давайте поскрипим, как снежок (дети произносят звук «х», имитируют ходьбу по снегу). Ой, посмотрите, к нам на шум прибежал любопытный мышонок. Мышонок заглянул посмотреть, что же это скрипит. Посмотрите ребята, мышонок нам что-то принес. Как вы думаете, что нам принес мышонок? (колосок).
Мышка, иди к доске
Расскажи о колоске!
- колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я! (переделан Т. Виеру)
Это, ребята, хлебный колосок.
Мы сегодня с мышонком расскажем вам о злаках. Злак - это растение со стеблем в виде полой соломинки, заканчивающейся колоском или метелкой. К злакам относятся: пшеница, рожь, овес, ячмень. Дидактический материал «Злаки».
Мы о злаках вам расскажем,
Что у нас в полях растут.
Из крупы их варят каши,
Из муки блины пекут.
Мы расскажем о пшенице,
И о ржи - ее сестрице,
Они кормят за обедом
Нас душистым, пышным хлебом.
( Воспитатель демонстрирует детям изображения различных злаковых кукльтур: пшеница, рожь, просо, ячмень, овес, рис, гречиха).
Злаки - древнейшая пища человека. Из злаков люди научились готовить множество вкусных и полезных блюд: каши, запеканки.
А из муки … – попробуйте отгадать загадку, чтобы узнать:
«Мягкий, пышный и душистый Он и черный, он и белый
А бывает подгорелый Без него плохой обед Вкусней его на свете нет!» (хлеб).
Из муки пекут хлеб и хлебобулочные изделия, тортики, пирожные, булочки, печенье, пряники, бублики, баранки.
Невозможно представить себе завтрак, обед и ужин без хлеба, булочек, печенюшек. Сытным он вряд ли будет. На завтрак мы намазываем на хлеб масло, кладем кусочек сыра. Суп, и второе блюдо мы обязательно едим с хлебом.
А какие хлебобулочные изделия, или изделия из муки вы знаете?
Д/и с мячом «Кто больше назовет изделий из муки».
Дети называют изделия из муки, передавая мяч по кругу.
Ребята, а вы хотите узнать, как хлеб к нам на стол попал? (да).
Дидактический материал по теме «Как хлеб на стол пришёл» (по мере рассказа – воспитатель демонстрирует детям соответствующие изображения).
Сначала весной сеют зерно. Но посеять его не просто, чтобы оно проросло, землю нужно вспахать (взрыхлить). Давным-давно, чтобы вспахать землю, лошадь запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Сейчас это делает трактор со специальным плугом, затем землю боронят – разбивают комочки земли.
После этого вспаханное поле засевают зернышками. Раньше, когда машин не было, люди сеяли зерно вручную. К этому событию люди готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке были семена.
Набирают пригоршню зерна и через каждые два шага разбрасывают веером, слева направо. Давайте представим, что мы тоже сеем зерно, (дети изображают описанные действия)
- Как вы думаете какая должна быть погода в день сева? (безветренная) Почему? (чтобы зернышки не сдуло).
Вот люди надеялись на хорошую погоду и песенки веселые пели.
Физкультминутка:
Сейчас мы с вами превратимся в зернышки.
В землю зернышко попало (дети приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся (качают руками над головой)
И вот выросли колосья, в конце лета – начале осени поспели. В народе говорили: «пора хлеб убирать». Раньше это делали так. Мужчины брали косы. Женщины - серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Вот тут-то мог потеряться колосок, который нашел наш мышонок.
Колосья потом обмолачивали цепом - деревянной палкой, подвешенной к деревянной ручке. Затем зерно отвозили на мельницу. А из муки выпекали хлеб.
Сеял сеятель старинный Из лукошка – решета.
Нынче сеялка-машина этим делом занята.
Сейчас чтобы засевать поля – используют трактор с сеялкой, а человек только управляет им. Как называется тот человек, который управляет трактором? (тракторист). За сеялкой тянутся по земле бороны, которые присыпают наши зернышки землей. Пройдет немного времени, земельку поливают дождики, греет ласковое солнышко и появляются первые зеленые росточки. Все лето колоски растут, зернышки наливаются, значит увеличиваются в размере.
А осенью колоски созревают и люди выходят собирать урожай. Давным-давно колосья собирали вручную. Сейчас урожай собирает специальная машина, называется она – комбайн, комбайн срезает колоски, внутри этой машины - колоски обмолачиваются, отделяется мусор, а зернышки собираются в специальном отделении – бункере, там они накапливаются, потом их выгружают в грузовые машины и везут на мельницу.
Физкультминутка:
Тара - тара - тара - ра,
Как из нашего двора,
Выезжают трактора.
Будем землю пахать
Будем рожь засевать,
Будем хлеб молотить,
Малых детушек кормить.
Хлеб выращивают хлеборобы, комбайнёры убираю зерно, потом его везут на мельницу, где из него делают муку, отвезут эту муку на пекарню, а из него мастера-пекари замешают тесто и пекут хлеб (по другому пекаря называют хлебопек). Много людей трудятся днем и ночью, чтобы мы ели мягкий, вкусный, душистый хлеб.
Мышонок предлагает найти зернышки в колоске и рассмотреть их. Какого цвета зернышки? (желтые, золотые). Спелые зерна — желтовато-золотистого цвета, окружены твердой оболочкой, она защищает зерно от высыхания. Посмотрите, зерна имеют продолговатую (овальную) форму. Из пшеничных и ржаных зернышек делают муку и выпекают белый и черный хлеб. А из зернышек овса делают овсяную муку, пекут овсяное печенье и варят вкусную и полезную овсяную кашу. Как еще по другому называют овсяную кашу? (геркулесовая).
Любят ребята овсяную кашу
Вкусная каша — кормилица наша.
Любит овес и гнедая лошадка
Резвою станет, веселой и гладкой.
Давайте поиграем в игру «Что сначала, что потом». Мышонок приготовил блюдца ( на блюдцах: колосок, зернышки, мука, кусочек хлеба). Давайте вместе определим что сначала, что потом и расставим блюдца по местам.
Посмотрите, мышонок нам принес еще вот такой симпатичный сундучок, а что в нем находится вы узнаете если отгадаете его загадку.
«Колечко не простое, колечко золотое, Твердое, хрустящее,
Всем на загляденье, ну и объеденье» (сушка).
Правильно, это сушка.
Чтобы приготовить хлеб, хлебобулочные продукты, одной муки мало, нужны и другие продукты. Какие продукты нужны, чтобы приготовить вкусное тесто? (соль, вода, сахар, масло, дрожжи). Хлебные изделия вкусны и питательны. Нам легко и просто получить свежую булочку хлеба, нужно просто сходить в магазин, но каждый раз, покупая хлеб – мы не должны забывать, сколько сил и труда вложили в него люди, сколько человек трудилось над каждой хлебной булкой.
Недаром про хлеб есть много пословиц и поговорок.
Например:
Хлеб всему голова. Как Вы понимаете эту пословицу?
Без хлеба куска везде тоска / Без хлеба куска в тереме тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Из одной муки хлеба не испечешь.
(воспитатель обсуждает с детьми значение пословиц).
Ребята, давайте вспомним, откуда же все-таки появился хлеб?
Какие ваши любимые продукты или блюда из муки?
Давайте попрощаемся с мышонком, и попробуем угощение, которое он принес.
(Физкультминутки и загадки из интернета).