Хасуева Луиза
«Волшебница Вода». Конспект ООД по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей со свойствами воды, закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования
Развивать стремление к познанию через экспериментально – исследовательскую деятельность, навыки проведения лабораторных опытов;
Развивать познавательную активность, любознательность, интерес к экспериментированию и самостоятельности детей в процессе экспериментирования;
Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, способность делать выводы;
Развивать умение детей приобретать знания посредством практических опытов и умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли в понятной для окружающих форме;
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, добрые чувства, взаимопомощь, желание работать в коллективе, любознательность, любопытство, эстетическое восприятие;
Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1. Беседы «Кому нужна вода?», «Для чего нужна вода?», «Какие бывают водоемы?», «Что случится, если исчезнет вода?», проведение мини – беседы «Если б не было воды».
2. Наблюдения в природе в разное время года и в быту
3. Чтение художественной литературы по данной тематике: произведения З. Александрова «Капель», С. Маршак «Дождь», экологических сказок о воде, заучивание стихотворений о реке, море, чистоговорок.
4. Рассматривание иллюстраций.
5. Загадывание и отгадывание загадок о воде, льде, снеге.
6. Дидактические и развивающие игры с водой.
7. Слушание аудиозаписи «Звуки природы», «Шум капель», «Шум дождя», «Шум моря»;
8. Просмотр мультфильмов: «Беги, ручеек», «Береги воду!», «Капля», «Капитошка», «Возвращение Капитошки»;
9. Опыты и эксперименты с водой.
Материал и оборудование: аудиозапись «Шум воды», глобус, по 2 шт. на человека прозрачных стакана, по 2 чайные ложечки, воронка, ватные диски, салфетки, вода, молока, соленая вода, сырое яйцо, решето, лед, снег, проректор, экран, презентация со слайд – шоу.
Ход организованной деятельности
(Звучит аудиозапись «Шум воды»: «Журчание ручейка» или «Шум моря»)
Воспитатель:(Читает стихотворение)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить.
(Н. Рыжова)
Ребята, скажите, что вы слышите, что это шумит?
Дети:(Ответы детей) Это шумит вода, шум моря, шум волн.
Воспитатель: Правильно, ребята, это шум воды. Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашего земного шара. В какие цвета окрашен глобус?
Дети: (Ответы детей) Зеленого, коричневого, желтого, голубого цвета.
Воспитатель: Какого цвета суша: земля и горы?
Дети: Зеленого и коричневого.
Воспитатель: А как вы думаете, что же обозначается синим или голубым цветом на глобусе?
Дети: Вода, реки, озера, моря, океаны.
Воспитатель: Правильно, ребята, голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого.
Воспитатель: Посмотрите, вот как много воды на нашей Земле.
Воспитатель: А если я глобус сильно раскручу, какого цвета стала наша планета?
Дети:(Ответы детей).
Воспитатель: А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса (Показ слайда 1). На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса.
Ребята, как вы думаете, кому нужна вода?
Дети:(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, дети. Вода нужна и людям, и растениям, животным, и птицам. Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение». Я начну предложение «Вода нужна людям (животным, птицам, растениям) для того, чтобы…». Кому я брошу мяч, поймает его и продолжит мое предложение, вернет мяч мне обратно. Будьте внимательны.
Речевая игра «Закончи предложение»
Воспитатель: А хотите больше узнать о воде и исследовать ее?
Дети:(Ответы детей).
Воспитатель: Тогда приглашаю в нашу лабораторию, чтобы узнать еще больше о воде, о ее свойствах. Сегодня мы с вами постараемся вспомнить, что мы знаем о воде, и узнать немало нового о ней. В нашей лаборатории мы превратимся в ученых – исследователей и проведем интересные эксперименты с водой. Много свойств воды можно обнаружить, если вооружиться терпением. Проходите в лабораторию, оденем шапочки, фартуки. Прежде чем приступить к исследованиям, послушайте правила обращения с водой:
Вода всегда и всем нужна,
Вода тепла и холодна,
А также мокрая она.
И кто с водой не осторожен,
Намочит быстро их она.
Вспомним правила поведения в лаборатории:
Вспомним правила, друзья!
В группе как ведем себя?
Говорим по – одному,
Не мешаем никому.
Если хочешь отвечать,
Руки нужно поднимать!
Вспомним правила безопасности, которые мы должны соблюдать в лаборатории. Какие правила поведения нужно соблюдать в лаборатории?
Дети:(Ответы детей).
- не шуметь – этим мы мешаем другим;
- внимательно следить за результатами опыта;
- закончить наблюдение, сделать вывод;
- аккуратно пользоваться оборудованием, особенно стеклянным, чтобы не разбить их.
Воспитатель: Ребята, мы вспомнили все правила, перейдем к экспериментам с водой. Ну что, приступим.
Опыт 1. «Вода прозрачная».
Воспитатель: Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, другой с молоком. Положим в стаканы по одной чайной ложке, посмотрите, ребята, где ложку видно, в стакане с водой или в стакане с молоком?
Дети: Ложку видно в стакане с водой, а в стакане с молоком не видно.
Воспитатель: Почему, как вы думаете? Что мы обнаружили? Какая вода?
Дети:(Ответы детей).
Воспитатель: Вывод: вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Как вы думаете, как это можно сделать? Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды.
Символ прозрачности отметим на мольберте.
Воспитатель: Также непрозрачной бывает грязная вода. Как вы думаете, очистить грязную воду можно?
Дети:(Ответы детей).
Опыт 2. «Очистка воды» с помощью фильтров (ватные диски, марли, салфетки, угля, песка, камешков).
Воспитатель: Чтобы очистить эту воду, на столе лежат предметы. Один из них самый главный – фильтр. Фильтром называют предмет, который помогает задерживать грязь. Как вы думаете, какой из предметов на столе может служить фильтром?
Дети: Вата.
Воспитатель: А вот теперь мы и проверим. Итак, перечислите предметы, которые помогут нам в очищении воды.
Дети: Воронка и вата.
Воспитатель: Попробуйте сами в правильной последовательности поставить все. Для нашего опыта на столе есть пустой стакан, воронка, фильтр – вата. А теперь приступим к нашему эксперименту.
Сверху воронки кладем вату. Вату прижимаем, затем берем стаканчик с грязной водой и тихонечко переливаем. Посмотрите, ребята, какой стала вода?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Посмотрите на фильтр. Что на нем осталось?
Дети: Грязь.
Воспитатель: Значит фильтр – вата помог нам очистить воду. Какой можно сделать вывод?
Дети: Воду можно очистить при помощи фильтра.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поработали. А сейчас отдохнем.
Дыхательная гимнастика «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились (Шагаем на месте)
Наклонились и умылись (Наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши)
Вот так славно освежились (Встряхиваем руками)
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс (Круги двумя руками вперед)
Одной рукой – это кроль. (Круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин (Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли перенести воду в решете? Как это можно сделать?
Дети:(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, можно заморозить воду, в решете воду можно перенести в твердом состоянии (лед, снег). Что такое лед, ребята? Лед – это замерзшая вода. Вспомните, пожалуйста, мы проводили с вами эксперимент по превращению воды в лед. А теперь посмотрим, какие свойства имеет лед.
Какой лед на ощупь?
Дети: Холодный.
Воспитатель: Какой лед твердый или мягкий?
Дети: Твердый
Воспитатель: Если по кусочку льда ударить молоточком или бросить на землю, что с ним произойдет?
Дети: Лед разбивается на мелкие кусочки.
Воспитатель: Значит, какой лед?
Дети: Хрупкий.
Воспитатель: Итак, делаем вывод. Какой лед?
Дети: Лед твердый, холодный, хрупкий.
Воспитатель: А теперь давайте узнаем: утонет ли лед, если его опустить в воду?
Опыт 3 «Лед не тонет в воде»
(На столах у детей емкости с водой и кусочки льда)
Воспитатель: Давайте возьмем кусочек льда и опустим в воду.
Дети:(Берут ледяные кубики и опускают их в воду).
Воспитатель: Что происходит с нашими льдинками?
Дети: Льдинки не тонут в воде, а плавают на ее поверхности.
Воспитатель: Вывод: Лед не тонет в воде. Ребята, так происходит, потому что некоторые предметы легче воды и не тонут.
Итак, лед легче воды, поэтому он не тонет. На столах у вас лежит схема. Вам нужно обвести в кружок правильный ответ.
А сейчас ребята я хочу показать вам фокус с водой.
Фокусы с водой:
1. В стакан с водой опускаем скрепку. Я сейчас с помощью колокольчика достану скрепку. Опускаем колокольчик в банку с водой и достаем скрепку. (С помощью магнита).
2. «Научи яйцо плавать». Для проведения опыта нам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
1) Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана.
2) Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3) Опустим яйцо в стакан с соленой водой – яйцо останется плавать на поверхности воды.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода насколько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? Понравились ли вам опыты с водой?
Дети:(Ответы детей).
Воспитатель: Что показалось самым интересным?
Дети:(Ответы детей).
Воспитатель: Что нового узнали о воде?
Дети:(Ответы детей).
Воспитатель: В следующий раз мы будем проводить другие опыты с водой и узнаем о ней больше.
Ребенок читает стихотворение:
Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А также мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
Воспитатель:(Благодарит детей за участие в опытно – экспериментальной деятельности и вручает им значки «Юный исследователь»
Звучит запись шум воды ручейка