Харитонова Юлия Владимировна
Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД. Тема: «Хлеб всему голова». По составлению технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС
Цель: Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с процессом выращивания зерен пшеницы, ржи и овса.
2. Расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении; о технике, которая необходима для подготовки почвы, сбора урожая.
3. Познакомить с профессией пекаря.
Публикация «Конспект НОД „Хлеб — всему голова“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
4. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
5. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
6. Формировать умение работать сообща.
7. Вызывать интерес к коллективному труду.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Физическая культура».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, как выращивают хлеб; о транспорте, который помогает людям при выращивании хлеба; разучивание стихотворений, пословиц о хлебе; чтение рассказов М. П. Пришвина «Лисичкин хлеб», М. Глинской «Хлеб», Я. Аким «Пшеница», «Пахнет хлебом»; изготовление поделок из соленого теста.
Словарь: пекарь, трактор, комбайн, мельница, хлебозавод, булочка, сахар, мягкое, пушистое, ароматное, аппетитное, противень.
Оборудование: на каждого ребенка и взрослого фартуки белые, колпаки пекарские; ИКТ, презентация «Выращивание хлеба»; хлеб пшеничный, ржаной и с добавлением овса; магнитофон, запись песен о хлебе, о пирожках; каравай, мука, влажные салфетки и салфетки из ткани, сахар для посыпки, яйца для смазывания булочек, венчик, кисточка для смазывания; зерна пшеницы, ржи и овса на каждого ребенка. пророщенные зерна пшеницы и овса; 2 лоточка с землей, лейки на каждого, палочки для бороздок, розетки на каждого ребенка, колосья, тесто, доски разделочные.
Звучит песня «Хлеб - всему голова» в исполнении Ольги Воронец.
На фоне музыки в группу заходит пекарь (взрослый) с караваем в руках.
1. Психологический настрой.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я, пекарь, пеку хлеб. Давайте познакомимся. Возьмите друг друга за руки и сначала себя назовут девочки, а потом мальчики, и дружно все вместе. Вот мы и познакомились.
2. Вводно-организационный этап.
- Посмотрите, какой красивый и ароматный испекла я для вас хлеб, он называется каравай.
Воспитатель: А на что он похож, ребята? (показывая каравай)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
3. Актуализация. Восприятие и усвоение нового.
Воспитатель: Дети, знаете, из чего пекут хлеб? (Ответы детей)
Рассказ о хлебе. Слайд (поле из пшеницы)
Воспитатель: Ребята что у вас лежит на тарелочках? Дети: зерна.
- А какие вы узнали? (ответы детей)
- Да это зерна пшеницы, ржи и овса. Давайте их внимательно рассмотрим.
- Скажите, какой они формы, величины и цвета? Чем они все похожи?
Слайд (зерна пшеницы, ржи и овса).
Дети: Маленькие, твердые, гладкие, посерединке бороздка, как две дольки.
Воспитатель: Да, это их объединяет, а различия вы увидели?
Дети: Пшеница и овес немного похожи, только у овса более удлиненное зерно, а у ржи зерно темнее по цвету.
Воспитатель:Правильно, ребята! Из этих зернышек пекут разный хлеб. Вот из пшеницы- белый хлеб, из ржи- черный (очень полезный, и есть даже хлеб с добавлением овса. (показывает детям виды хлеба).
4. Динамическая пауза. Игра: «Узнай на вкус», «Узнай по запаху». (Дети узнают, какой хлеб).
Воспитатель: Заметили, что у зернышек есть бороздка. Что она делает?
Дети: Разделяет зерно на две половинки.
Слайд (зерно увеличенное)
Воспитатель: Да, ребята, в каждом зернышке живет росток, чтобы он проснулся, зерна нужно посадить в землю. И затем они начнут прорастать и вот я вам покажу уже пророщенные зерна овса и пшеницы (им неделя). Посмотрите, какие они зеленые и ростки очень похожи пока. Вот и мы вместе посадим зернышки, а потом понаблюдаем, что же с ними будет.
5. Практическая работа. Слайд (посадка зерен в землю)
Воспитатель: Вот маленькое поле. Делаю деревянными палочками бороздки, а вы, ребята, раскладывайте свои зернышки в эти бороздки. (дети подходят и высаживают свои зернышки) Молодцы. Прикрываем зернышки землей.
- Как вы думаете, что поможет нашим зернам прорости?
Дети: Солнце - свет, дождь – вода.
Слайд (поливают поля)
Воспитатель: Правильно, возьмите лейку и обильно полейте наш посев. (поливают)
- Ребята, посмотрите какие росточки появятся из зерен, а из росточков вырастут колосья. Посмотрите сколько много колосьев выросло на большом поле из ростков (обратить внимание детей на экран)
- Какое красивое золотое поле. А это поле останется у вас в группе. Вы будете за ним ухаживать, наблюдать. И не забывайте поливать.
Слайд (поле спелой пшеницы).
Воспитатель: Ребята, я для вас с этого поля срезала и принесла колосья. Давайте их рассмотрим. Колос состоит из стебелька, колоска, в котором живут зерна, и усиков. Вот какой колосок - «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят».
- Давайте соберем все колоски вместе. Вот какой получился сноп - это такой букет из колосьев.
Воспитатель: Ребята, а ведь человек не один сажает хлеб и выращивает его, ему кто-то помогает, вы мне не подскажите?
Дети: Разный транспорт помогает людям выращивать хлеб.
Воспитатель: Посмотрите на экран, как называются эти машины? (ответы детей)
Слайд (Транспорт)
Воспитатель: При помощи трактора люди, что делают?
Дети: Пашут поле и сеют зерна в землю.
Слайд (комбайн)
Воспитатель: А это комбайн, он чем помогает?
Дети: Он убирает колосья с поля и зерна высыпает в машины.
Воспитатель: Машины потом хлеб увозят куда?
Дети: Перевозят урожай зерна на мельницу и из них мелят муку.
Воспитатель: Да, ребята, на мельнице его перемалывают в муку и затем развозят по хлебозаводам, где выпекают ароматный и вкусный хлеб, который мы видим каждый день на нашем столе.
- Вот как много всего узнали. Что не сразу стали зерна хлебом, тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле.
Слайд (выпечка хлеба на хлебозаводе).
Игра «Замесим тесто».
Воспитатель: Предлагаю шуточную игру. Встаньте поудобнее
Физкультминутка - 2 раза
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печём оладушки (хлопки ладонями)
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно (имитируют помешивание по кругу)
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол (присели)
Тесто убежало (лёгкий бег на месте)
Начинай сначала.
6. Рефлексивно - коррегирующий этап (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа).
Слайд (ассортимент хлебобулочных изделий).
Воспитатель: Дети, обратите внимание, сколько интересных булочек можно испечь из муки. (Рассматривают на экране) Отправляемся в пекарню и испечём ароматные булочки.
Переход за отдельные столы.
Слайд (пекарь печет хлеб)
Воспитатель: Превращаемся в пекарей. (Одевают дети фартуки и колпаки, протирают руки влажными салфетками)
Слайд (тесто).
Во время изготовления булочек сопровождение - музыка о хлебе.
Воспитатель: Дети, что лежит перед вами?
- Ребята перед вами на разделочных досках лежит тесто, а рядом с ним горстка муки. Разровняйте муку по дощечке. Какая мука на ощупь? (ответы детей)
- Возьмите кусочек теста. Оно какое? (мягкое, нежное легко лепится, ароматное). Чтобы тесто не прилипало к рукам, обваляйте его в муке и будем лепить булочки.
(Дети по примеру воспитателя лепят булочки и выкладывают на противень)
Слайд (готовые булочки)
7. Заключительный этап. Рефлексия:
Воспитатель: Давайте смажем яйцом, чтобы они лучше подрумянились.
- Украсить свои булочки можно сахаром. (Дети посыпают)
- Противень смазан маслом, чтобы булочки не подгорали.
- А как мы должны относиться к хлебу?
Дети: Очень бережно надо относиться к хлебу, не бросать, не крошить его, потому что много людей вложили в него труда.
Сопровождение – песня о хлебе.
Воспитатель: Готовые булочки отнесём на кухню поварам, и они испекут их для вас в духовке.
- Дети, вам понравилось лепить из теста.
- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу и мне пора уходить. Вы все были такие молодцы.
Слайд (пекарь и каравай)
- Спасибо дети, в память о себе оставляю этот душистый и ароматный каравай. Ешьте на здоровье! До новых встреч!