Шипкова Наталья Викторвна
Нужен ли фитнес детям среднего дошкольного возраста с различными нарушениями речи и задержкой психического развития
▼ Скачать
В последние годы число детей с различными нарушениями речи, поступающих в дошкольные учреждения, постепенно растет. В связи с этим в нашем корпусе МАДОУ «Детский сад № 24» была организован группа для детей среднего дошкольного возраста с ОНР и ТНР. У большинства принятых детей наблюдается недоразвитие фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, ослабленное внимание, быстрая утомляемость, замедленность переключения с одного вида деятельности на другой. Также детям присуще отставание в развитии двигательной сферы, характеризуемое плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения физических упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Низкий уровень физической подготовленности имеют 80% детей.
Публикация «Нужен ли фитнес детям среднего дошкольного возраста с различными нарушениями речи и задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фитнес, аэробика для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Все вышеуказанное убедило нас в том, что для детей c речевыми нарушениями в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные программой, а именно в плане физического воспитания.
Наши дети нуждаются в особых подходах, где должно быть решение всего комплекса соматических, интеллектуальных и физических проблем. Коррекционная работа должна строиться с учетом ведущих линий речевого развития и обеспечивать интеграцию речевого и физического развития.
Пытаясь найти решение этой проблемы, мы организовали работу с детьми таким образом, чтобы прослеживалась взаимосвязь и согласованность всех специалистов детского сада: логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО.
Воспитателем группы совместно с физинструктором были организованы занятия фитбол-гимнастикой, которые проводятся 1 раз в неделю с детьми длительностью 20 минут.
На этих занятиях решаются следующие задачи:
1. Укрепление опорно–двигательного аппарата, формирование правильной осанки.
2. Повышение речевой активности на занятиях и в повседневной жизни.
3. Развитие координационных способностей, силы, выносливости организма.
4. Повышение устойчивого интереса к занятиям физической культуры.
6. Развитие правильного дыхания (глубокий вдох через нос, выдох ртом)
7. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Занятия фитнесом органично соединяют в себе танцевальные и игровые упражнения. Это позволяет не только подготовить детей к здоровому образу жизни, но и развивает творческое воображение. Данные занятия повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений. Способствуют плавности и ритмичности речи, помогают развитию слухового и фонематического восприятия.
Для разнообразности двигательной активности детей в своей работе мы применяем игровой стретчинг, занятия с использованием больших мячей (фитболов) и степов, силовую аэробику.
Фитбол-аэробика – новое современное направление оздоровительной аэробики. Оздоровительные занятия с мячами доступны для детей дошкольного возраста. Занятия способствуют повышению интереса детей к физическим упражнениям. Фитбол имеет форму шара достаточно большого размера, отличается особой упругостью. Соприкасаясь с ладонями, телом, шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам, в том числе отвечающих за речевое развитие. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий для детей с ОНР. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки (их помогает подобрать логопед, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируют движения и речь. Этот прием особенно важен для наших детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой чертой занятий в логопедических детских садах. Как только ребенок освоит простейшие манипуляции с мячом, постепенно вводятся ритмичные упражнения с проговариванием четверостиший, что способствует развитию плавности и ритмичности речи.
Степ-аэробика - это занятия с использованием степ - платформ. Степ - это ступенька высотой 8-10 см, шириной 25 см, длиной 40 см. Эти занятия сочетают в себе основные базовые движения на платформе и силовые упражнения. В конце занятия проводится подвижная игра с использованием степов. При разучивании базовых шагов используем звуковые, ритмические и речевые стимулы. Особое значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Все виды движений сопровождаются стихотворным текстом, так как рифма – не только воспитывает слуховое внимание и восприятие, но и организует ритм и темп движения. Выполняя те или иные движения, ребенок с нарушением речи учится проговаривать рифмованные строчки. С помощью их дети легко запоминают новые комплексы упражнений. Так же при разучивании упражнений мы подключаем счет. Немного позже движения осуществляются под веселую музыку.
Занятий с использованием степов также имеют ряд преимуществ в работе с детьми логопедических групп: формируется устойчивое равновесие, развитее уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений, развитие чувства ритма, развитие
артикуляции, координация движений с речью, формирование осанки и правильного
При построении занятий учитывались следующие принципы обучения:
1. принцип доступности - применение упражнений сообразно возрастным особенностям детей, уровню развития физической подготовленности.
2. принцип индивидуальности - осуществление индивидуального подхода к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития.
3. Принцип систематичности и последовательности – необходимость регулярности при формировании у детей двигательных умений и навыков, постепенность подачи материала от простого к сложному.
4. принцип наглядности (зрительная, звуковая, двигательная)
5. принцип активности и сознательности - формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля, развитие сознательности, инициативы, творчества
6. принцип успешности каждого ребенка
7. принцип психологической комфортности - создание доброжелательной атмосферы на занятиях.
В результате проводимой в ДОУ кружковой работы по физическому воспитанию удалось добиться следующих результатов:
1. Повысился уровень общей физической готовности детей на 53% (по среднему и высокому уровню) у детей, занимающихся в кружке. (по сравнению с детьми, которые не занимаются в кружке-на 46 % по среднему и высокому уровню).
2. Повысилась речевая и познавательная активность на занятиях и в повседневной жизни, улучшилась память (дети запоминали и рассказывали стишки, разученные на занятиях,с удовольствием придумывали сказки на занятиях по игровому стретчингу)-по результатам диагностики, проводимой логопедом.
3. Дети стали выдерживать более сильные физические нагрузки, возросла выносливость силы мышц спины, живота, рук. (по результатам мониторинга по физическому воспитанию)
4. Движения стали более скоординированными, пластичными, выразительными (по результатам диагностики, проводимой музыкальным руководителем)
5. Повысился интерес к занятиям спортом.
Таким образом, сравнительный анализ результатов диагностики по развитию речи, по физическому воспитанию позволил сделать вывод о том, что выбранная нами форма работы по физическому воспитанию оказала положительное влияние на физическое и речевое развитие детей.
В дальнейшем мы планируем ввести занятия по детскому фитнесу и в старших группах.
Литература:
1. Авилова С. А. Игровые и рифмованные формы физических упражнений. Волгоград:Учитель 2008.
2. Бабенкова Е. А. ,Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Москва 2013г.
3. Пензулаева Л. И. «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет». –М. :Мозаика –Синтез, 2009-2010
4. Потапчук А. А, Овчинникова Т. С. Двигательный игротреннинг для дошкольников Творческий центр «Сфера» Москва 2009 г.
5. Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В. Фитбол-аэробика для детей Танцы на мячах. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008 .
6. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. – М., 2005
7. Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг. Москва 2012 г.
8. Скамейка – степ. Обруч. – 2003. - №2
9. Фитнес – аэробика. Обруч. – 2005. - № 4