Татьяна Семибратова
Опыт работы на тему «Патриотическое воспитание детей во второй младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 с. Перелюб Перелюбского района
Саратовскрй области»
Опыт работы на тему «Патриотическое воспитание детей во второй младшей группе»
Воспитатель Семибратова Т. И.
Образование: средне-профессиональное
Стаж:1 год
Перелюб 2017
Публикация «Опыт работы на тему „Патриотическое воспитание детей во второй младшей группе“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, воспитателями, стоит задача открыть это чудо детям.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. А чувство патриотизма – важная часть духовно-нравственного развития человек. Что же такое патриотизм?
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям младшего дошкольного возраста. Однако эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к отечеству. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, я поставила перед собой следующие задачи:
1) Прививать любовь к Родине, родному селу, детскому саду, семье, родным людям.
2) Знакомить детей с народными традициями, обычаями.
3) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4) Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5) Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
6) Воспитывать уважение к труду.
7) Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Систему и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить следующими блоками:
«Вместе дружная семья»
«Родное село»
«Родная страна»
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
• специально организованные занятия
• беседы
• сюжетно-ролевые игры
Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности. Используя беседу «Что такое хорошо и что такое плохо», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга.
Дети младшего дошкольного возраста уже начинают понимать, что может сделать каждый человек, чтобы этот мир стал лучше, краше. В процессе различной деятельности они познают, как нужно беречь наш мир. В игровой форме дети приобретают знания, умения и навыки того, как должен себя вести человек, чтобы ему хорошо жилось в этом мире с другими людьми.
Так же еще одной главной задачей воспитания у детей патриотических чувств - это воспитание любви к родному селу. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое село, но их необходимо с этим понятием знакомить. Я рассказывала детям, что в селе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома свой номер, поэтому люди легко находят свои дома. Учу детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут.
В течение года я рассматривала вместе с детьми фотографии с видами родного села. Перед праздниками обращаем их внимание на красиво украшенный город.
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «село». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным селом. Я обращала внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшали группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашивала, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны.
Рассматривая иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, учу детей видеть красоту различных пейзажей. сообщает детям название страны и часто его повторяют.
Знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, читаем и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ.
В результате проведённой работы дети научились различать понятия «город» и «страна», знают, что мы живём в России, что Москва-это главный город нашей страны.
Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Я беседовала с детьми о мамах, обращала их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т. д. Объясняла детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В течение года расспрашивала детей о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках, предлагала детям сюжетно- ролевые игры «Семья». Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. И, таким образом, постепенно я подводила детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.
Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Я использовала в работе следующий принцип : семья и родители - союзники детского сада. Для включения семьи в совместную работу я подготовила консультации и анкетирование для родителей.
По результатам анкетирования было выявлено что все опрошенные родители считаю важным воспитание у детей патриотических чувств и считают себя компетентным в этих вопросах. Так же результаты анкетирования выявили что основную ответственность за воспитание патриотических чувств несет родитель. Большая часть родителей не знают есть ли у их детей желание узнавать о своем родном селе, но к сожалению не все родители участвуют в рассказывании своему ребенку о родной стране. но также все родители считают, что следует знакомить детей с символикой государства, традициями памятными местами. Проанализировав анкеты я выяснила, что патриотическое воспитание актуально и надо продолжать проводить мероприятия по патриотическому воспитанию как для детей, так и для родителей.
Основное направление моей работы по патриотическому воспитанию - это движение от воспитания в детях любви к близким людям, природе, родному селу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.
Перспективный план по патриотическому воспитанию во второй младшей группе :
Сентябрь
Беседа «Моя семья»
Рисование «Моя любимая игрушка»
Конкурс поделок «Дары осени».
Октябрь
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
Консультация для родителей «Воспитание маленького гражданина»
Ноябрь
Ознакомление с символикой России, родного села, области «Где мы живем»
Коллективная аппликация «Осеннее дерево»
Декабрь
Конкурс поделок «Улицы моего села»
Анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание»
Январь
Коллективная аппликация «Город зимой»
Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо»
Февраль
Рассказ о защитниках отечества
Аппликация «Подарок папе»
Март
Беседа «Наши мамы»
Рисование «Моя любимая мама»
Беседа «Домашние животные у нас дома»
Апрель
Посев семян цветов на рассаду для оформления клумб участка
Беседа «Первый космонавт Земли»
Консультация «Как вырастить патриота»
Аппликация «Скворечник»
Май
Рисование «Праздничный салют»
Выставка работ ко Дню Победы
Беседа» День Победы»
Заключение:
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому родителям стоит задуматься над собственным чувством любви к Родине. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.
Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.
Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.