Ольга Давлатова
Опыт работы «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание нравственно – патриотических чувств
у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
Актуальность:
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Публикация «Опыт работы „Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй.
Задачи:
• Сформировать нравственно-патриотическую компетентность у дошкольников.
• Создать развивающую среду, способствующую воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
• Активизировать родителей в формировании единых требований к воспитанию нравственно-патриотических чувств.
В основном задачи патриотического воспитания решались в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Мы поставили цель – вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.
Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
К традиционным формам относятся:
• День открытых дверей;
• Беседы;
• Консультации;
• Родительские собрания;
• Родительские конференции;
• «Круглые столы»;
• Спортивные праздники;
• Организация совместной деятельности по благоустройству помещения и территории детского сада;
• Наглядная педагогическая информация.
Нетрадиционные формы:
• Семейные клубы;
• «Родительская почта»;
• «Телефон доверия»;
• Библиотека игр;
• Кружок «Очумелые ручки»;
• Вечера вопросов и ответов;
• Встречи за круглым столом;
• Интерактивные игры;
• Тематические акции.
Акцент во взаимодействии с родителями ставится на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. В группе были организованы и проведены досуг «День матери», «Вечер юмора и шуток».
Традиционно каждой осенью в нашем детском саду проводится осеняя ярмарка и выставка «Дары осени», а зимой конкурс «Новогодняя игрушка». Родители вместе с детьми являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Все это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
Формирование у детей любви к природе родного края, желание беречь ее и защищать, осуществляется в таких видах деятельности, как украшение и озеленение территории детского сада, участие в конкурсах на лучшую кормушку для птиц и лучший экологический плакат. Родители проявляют заинтересованность к таким мероприятиям и демонстрируют свои творческие способности.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной деятельности и на занятиях. Мы стараемся формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью малой Родины.
Знакомство дошкольников с родным краем, родным городом и селом – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю и, конечно же, здесь невозможно обойтись без участия и помощи родителей.
На таких занятиях детям прививается любовь к своей малой Родине – к своему селу, улице, на которой вырос, своему дому. Воспитывая у детей любовь к своему селу, подводим их к пониманию, что их село – частица Родины. Сохранить своё село чистым, зеленым, комфортным для проживания – это долг каждого жителя села.
Замечательной практикой в группе стала организация досуговой деятельности на тему «День Защитника Отечества». Традиционно в преддверии этого праздника в группе проводятся спортивно-развлекательные мероприятия, посвященные нашим папам-солдатам и будущим защитникам Отечества. Дети и родители с удовольствием становятся непосредственными участниками спортивных состязаний», «А ну-ка мальчики», «Храбрые солдаты», «Буду в армии служить».
Несомненно, что такие формы работы формируют у детей чувство гордости и уважения к своей стране, ее традициям.
Каждый год, накануне Дня Победы, в детском саду проводятся мероприятия, посвященные этой знаменательной дате. Наши воспитанники принимали активное участие в подготовке и проведении праздничного концерта для ветеранов.
Такие формы работы позволяют сформировать у детей чувство гордости за свою страну, армию, уважение к ветеранам ВОВ, прививают желание защищать Родину, быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Любовь к Родине начинается с семьи, с любви к своим близким. Каждая семья имеет свои традиции, свою историю, свой опыт, передаваемый из поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеет непреходящее значение для человека в любом возрасте.
В нашей группе было проведено нетрадиционное родительское собрание «Урок воспитания».
Цель собрания: активизация родительского участия в воспитании нравственно-патриотических чувств детей, развитие умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать.
На этом собрании мы постарались донести до родителей мысль о том, что нравственно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.
Родителям было предложено рассказать о том, что они, совместно с детьми, изобразили на своих семейных гербах. Все с гордостью рассказывали о своих семьях, о семейных увлечениях, о том, что больше всего ценят в их семье. Воспитательный акцент был направлен на то, что благодаря разработке с детьми семейного герба у молодого поколения будут воспитываться патриотические чувства, появятся знания о геральдике в целом и её особенностях, обогатится словарный запас и будет возможность проявить фантазию, поучаствовать наравне со взрослыми в создании семейной реликвии. Польза такого увлекательного времяпровождения ещё и в глубоком исследовании истории семьи, сборе информации о жизни предков.
К наглядным формам мы относим создание родительских уголков. Большой интерес вызвали рубрики: «Спрашивали - отвечаем», «Это интересно знать». Изготовлены папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи «Из жизни группы», «Мамы всякие нужны…», «Мой папа солдат».
Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств». Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Ведь семья - это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Чтобы научить детей этому искусству, родители должны показывать своим примером нравственные правила общения между людьми.
Подводя итоги проделанной работе, можно сделать вывод, что родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам нравственно-патриотического воспитания, их участие в жизни группы стало более активным и ощутимы.