Ольга Чухина
Опыт работы детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 г. Североморска
Заведующий МБДОУ д/с № 12 Ю. Н. Белик
Старший воспитатель МБДОУ д/с № 12 О. В. Чухина
Детство - это каждодневное открытие мира
и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Публикация «Опыт работы детского сада по теме „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
В. В. Сухомлинский
Вопрос о значении нравственно – патриотического воспитания детей и молодежи неоднократно поднимал В. В. Путин на встречах с общественностью, всероссийских педагогических советах. Он говорил о том, что: «Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый - сам за себя», следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества.
Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго не обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее».
Наряду с этим, в ФГОС ДО нравственно – патриотическое воспитание проходит красной нитью через все направления развития дошкольников, а именно:
В социально – коммуникативном развитии - это усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Формирование уважительного отношения и принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых.
В познавательном развитии - формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В речевом развитии - владение речью как средством общения и культуры. Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
В художественно – эстетическом развитии - становление эстетического отношения к окружающему миру. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
В физическом развитии - становление ценностей здорового образа жизни. Овладение его элементарными нормами и правилами.
Так, что же такое нравственно – патриотическое воспитание.
Из толкового словаря русского языка Сергея Ивановича Ожегова, следует, что
Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку для жизни в обществе, а так же выполнение этих правил.
Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Стремление своими действиями служить его интересам.
Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание – это воспитание человека с устойчивыми моральными принципами, человека, который гордится и любит свое Отечество.
Для того, чтобы воспитать самостоятельного, активного, социально уверенного, всесторонне развитого человека, настоящего гражданина и патриота нашей страны.
Мы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработали образовательную программу МБДОУ д/с № 12, с учетом содержания комплексной образовательной программы «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
В части, формируемой участниками образовательных отношений мы реализуем методическое пособие «Край мой севером зовется».
Исходя из Программы, мы определили задачи по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников это :
1. Обогащать и совершенствовать представления о родном городе: его гербе, названии улиц, архитектурных особенностях и достопримечательностях. Об истории города, выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
2. Развивать познавательный интерес к региональным особенностям природы, культуре, традициям, малым народностям Кольского Заполярья.
3. Формировать представления о родной стране: государственных символах, президенте, столице, особенностях природы. О ярких фактах из истории и культуры страны, государственных традициях.
4. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
5. Воспитывать гражданско – патриотические чувства.
Для реализации данных задач, мы определили содержание работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом знаменательных городских, отечественных дат и событий. С учетом регионального компонента.
Для этого в годовой перспективно - тематический план включены темы:
Краеведение:
- Скинуло кафтан зеленый лето;
- Осень в нашем краю;
- Здравствуй северная зима;
- Кто как зиму проводит;
- Весна в заполярье;
Формирование представлений о семье, городе, стране:
- Моя семья;
- Мамы разные нужны;
- Семейные традиции и праздники;
- Мой город – Североморск;
- Моя страна.
Отечественные праздники и традиции:
- Правила дорожные не такие сложные;
- Новый год;
- Защитники Отечества;
- Неделя здоровья;
- Космос;
- День Победы.
Кроме этого в перспективные годовые планы работы узких специалистов (музыкальных руководителей, инструктора по физической культуры) включены такие развлечения:
- День матери;
- Папы разные нужны, папы всякие важны;
- Мой город у моря;
- Весна – красна в родном краю;
- Мое героическое Заполярье;
- Игры народов Севера;
- Путешествие по Северу;
- Праздник оленевода;
- Праздник Севера.
Данное содержание и задачи по нравственно – патриотическому воспитанию педагоги в образовательной деятельности решают в соответствии с учебным планом, который, включает в себя:
- обязательную часть – все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО. Где решение задачи по нравственно – патриотическому воспитанию педагоги планируют и реализуют как часть занятия или как целое занятие, в зависимости от темы недели.
- часть, формируемую участниками образовательных отношений – методическое пособие «Край мой Севером зовется». Проводятся отдельные занятия: во 2 младшей и средней группах 1 раз в месяц. В подготовительной группе 1 раз в неделю.
Но работа по нравственно – патриотическому воспитанию не замыкается в рамках образовательной деятельности, а распространяется на весь образовательный процесс. И чтобы эта работа велась постоянно и систематически, в циклограмму нерегламентированной деятельности. В утренний, вечерний отрезок времени, на прогулке включены следующие позиции:
- развивающие игры;
- краеведение;
- игры по социально – коммуникативному развитию;
- игры по нравственно – патриотическому воспитанию;
- конструктивные игры.
Для повышения качества и эффективности работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, для того, чтобы этот процесс был интересным, познавательным, насыщенным
мы подобрали учебно – методический комплект, который включает в себя:
1. Живая память России. Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников. Н. Н. Леонова. Детство – Пресс.
2. Навстречу Дню победы. Л. Е. Белоусова. Детство – Пресс.
3. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко. Детство – Пресс.
4. Моя семья. Т. А. Шорыгина
Данные пособия входят в библиотеку программы «Детство».
Мы создали видеотеку, в которой собраны документальные фильмы:
1. «Дикие животные севера».
2. «Кольский полуостров. Край земли».
3. «Кольский полуостров. Сказочный край».
4. «Месяц гусиных птенцов».
5. «Полярный медведь. Медвежьи истории».
6. «Полярная сова
7. «Поселок Ваенга».
8. «Редкие люди – саами».
9. «Северная кавалерия».
10. «Северный олень».
11. «День Победы».
Мультипликационные фильмы:
1. Аленький цветочек.
2. Морозко.
3. По щучьему велению.
4. Приключения олененка Сиверко.
5. Сказка о мальчише – кибальчише и его твердом слове.
6. Удивительное путешествие в тундру.
7. Умка.
8. Царевна лягушка.
9. Что такое хорошо, что такое плохо.
Создан банк презентаций:
1. Природа Севера.
2. Птицы Мурманской области.
3. Рыбы мурманской области.
4. Поэты и композиторы Севера.
5. Саамы – малый народ Севера.
6. Жизнь народа – саами.
7. Наш край.
8. Как колосок хлебом на стол пришел.
9. Ордена.
10. Плакаты о войне.
Оформлена минибиблиотека по нравственно – патриотическому воспитанию, которая включает в себя произведения детской художественной литературы разных жанров:
1. Научная литература:
- Обитатели льдов;
- Путешествие на дно моря;
- Многоэтажные острова;
- Животные Европы;
- Россия.
2. Сказки:
- Русские народные;
- сказки стран СНГ;
- Саамские сказки;
- авторские сказки.
Например, Сказка о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове, Аркадия Гайдара, где очень ярко показаны такие качества как героизм и патриотизм.
3. Рассказы:
- В. Бианки;
- В Драгунский;
- З. Лобанская;
- Д. Мамин – Сибиряк;
- М. Пришвин;
- Г. Снегирев.
Конечно, рассказы Л. Н. Толстого, где на примере реальных жизненных историй, детям понятно и очевидно, как важно быть добрым и честным, смелым и преданным.
4. Поэзия:
- О. Аксенова;
- И. Виноградова;
- Н. Добычина;
- Н. Колычев;
- В. Маяковский;
- И. Ядринцева.
5. Малые фольклорные формы:
- пословицы;
- поговорки;
- загадки;
- заклички.
Во всех группах организованы и наполнены богатым содержанием уголки «Маленького патриота». Во 2 младшей и средней группах – это часть уголка социализации. В подготовительной группе самостоятельный, отдельный уголок, который включает в себя:
1. Городские, отечественные символы.
2. Макеты значимых архитектурных и социальных зданий.
3. Дидактические игры.
4. Лепбуки.
5. Тематические альбомы.
6. Наборы открыток, иллюстрации.
7. Книжки – самоделки.
8. Детские рисунки и поделки.
В помещении детского сада мы определили место и оформили выставку совместного творчества детей и родителей. Где мы не только выставляем поделки, но и проводим конкурсы. Таким образом, в рамках нравственно – патриотического воспитания проведены выставки на темы: «Зима в Заполярье», «Северный флот не подведет», «Этот День Победы», «Из сказки в сказку».
На лестничных маршах мы оформили:
- персональную выставку творческих работ, где выставляются рисунки детей проявляющих способности к изобразительной деятельности. Это способствует формированию положительной самооценки у ребенка, а у родителей чувство гордости за достижения своего ребенка, желание поддерживать интерес и развивать способности ребенка.
- сменяемые выставки, где размещаются детские работы в соответствии с сезонами, праздниками, знаменательными датами. Здесь мы стараемся, чтобы обязательно, в течение года, была представлена работа каждого ребенка детского сада.
В работу по нравственно – патриотическому воспитанию вовлечены все участники образовательных отношений, поэтому мы проводим ее в следующих направлениях:
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Так же мы планируем и проводим работу с детьми и родителями совместно с социальными институтами города.
- Центр социальной защиты населения.
- Североморская Детская центральная библиотека.
- Североморский музейно – выставочный комплекс.
- Североморская городская станция юных техников.
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 (МБОУСОШ №7).
- ГИБДД ОВД г. Североморска.
- МЧС России, г. Североморска.
- Североморский Дом детского творчества.
Таким образом, реализуя данную систему работы по нравственно – патриотическому воспитанию у наших воспитанников сформировано осознанное отношение к своей семье, городу, к стране, в которой мы живем.