Вайнбергер Оксана Александровна
Новые подходы в логопедической работе с детьми-дизартриками на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь»
Конфуций
Дизартрия является актуальной сложной медико-психолого-педагогической проблемой на современном этапе развития логопедии, как для врачей неврологов, так и учителей -логопедов.
Е. Н. Винарская ведущий отечественный специалист по вопросам нейролингвистики илогопатологии утверждает, что «К сожалению, ни врачи, ни нейропсихологи помочь патогенетически дифференцированной диагностике дизартрии не могут, в лучшем случае они ставят описательный синдромологический диагноз». Каждая клиническая форма дизартрии требует специфических приёмов логопедической коррекции, а для этого необходима их патогенетическая диагностика. Поэтому, логопедам приходится самостоятельно разбираться в структуре дизартрического расстройства.
Публикация «Новые подходы в логопедической работе с детьми-дизартриками на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения» размещена в разделах
- Дизартрия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Проблемой дифференциальной диагностики и методикой преодоления разных форм дизартрии занимались многие специалисты: О. В. Правдина, Е. Н. Винарская, Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Архипова и другие.
1. Е. Ф. Архиповапредлагает пять этапов по устранению стёртой дизартрии подготовительный;
2. выработка новых произносительных умений и навыков;
3. выработка коммуникативных умений и навыков;
4. преодоление или предупреждение вторичных нарушений;
5. подготовка к обучению в школе).
Автор не указывает продолжительность каждого этапа работы.
Однако опыт работы показывает, что с каждым годом количество детей с псевдобульбарной стёртой формой дизартрии становится больше, нередко они имеют несколько сопутствующих заключений: синдром гиперактивности и дефицита внимании, невротический синдром и другие. Часто в группу для детей с тяжё лыми нарушениями речи поступают дети в возрасте: 5-6, 6-7 лет. В создавшейся ситуации реализовать этапы работы, предложенные Е. Ф. Архиповой, становится практически невозможно и логопеды вынуждены, как правило, объединять этапы работы, либо какой-то из этапов “выпадает”, что может привести к вторичным нарушениям в школе. И, нет гарантии, что остаточные нарушения у детей не перейдут во “вторичные”. Факт большого количества школьников с нарушениями речи подтверждается учителями – логопедами школьного звена. В это количество входят дети, которые не в полном объёме получили коррекционную помощь, либо не занимались в дошкольном возрасте со специалистом.
Дефекты произношения выражаются в искажённом произнесении звуков, прежде всего сложных по артикуляции переднеязычных. Шипящие звуки артикулируются в нижнем варианте, при опущенном и оттянутом от нижних резцов языке, при этом напряжённая спинка языка способствует их смягчению. У детей с данной формой мягкие звуки устойчивее в речи, чем их твёрдые пары, симптом «палатализации», то есть «дефект смягчения». У семи детей группы - стёртая псевдобульбарная форма дизартрии (с преобладанием паретического компонента) у них отмечается гипотония языка, мышцы дряблые, вялые. Слюнотечение обильнее, чем при других формах, губы смыкаются не плотно. Количество, нарушенных звуков до 12. Дефекты звукопроизношения затрагивают не только сложные, но и простые по артикуляции переднеязычные смычные шумные звуки [Т], [Ть], [Д], [Дь] и переднеязычные смычно – проходных согласные [Н], [Нь]. Опыт работы показывает, что продолжительность коррекционных мероприятий у детей с данной формой обычно дольше, чем у детей со спастическим компонентом. Один ребёнок со смешанной стёртой псевдобульбарной формой дизартрии, у него одновременно наблюдаются проявления свойственные выше охарактеризованным дизартриям. У ребёнка повышенный тонус круговых мышц губ и гипотонус язык, нарушено 7 звуков. Практически для всех форм псевдобульбарной стёртой дизартрии характерно нарушение следующих звуков : [Ц], [Ш], [Ж], [Л], [Р], [Рь]. У двоих детей группы детей - стёртая дизартрия. В отличие от детей со стёртой псевдобульбарной формой дизартрии у детей данной категории выраженных мышечных нарушений не наблюдается. Количество нарушенных звуков до 5. Структура дизартрических нарушений включает в себя наличие синкинезий. Чаще всего наблюдаются у детей следующие синкинезии - запрокидывание головы, скрещивание ног, выгибание туловища, “пальцы веером”, либо сгибание пальцев, вытягивание рук. У детей отмечается невозможность одновременного выполнения каких-либо движений руками и органами артикуляционного аппарата. Кинетическая апраксия трудности плавного перехода от одного артикуляционного движения к другому. Кинестетическая апраксия – хаотические движения, “нащупывание” артикуляционной позы. Полиморфность нарушения звукопроизношения, слабая замыкательная функция коры головного мозга у детей со стёртой псевдобульбарной формой дизартрии и короткие сроки коррекции затрудняют процесс формирования у них условно рефлекторных связей, и как следствие контроль за собственной речью у детей данной категорией практически отсутствует. Постановка звука, автоматизация и дифференциация растягиваются на длительные сроки. Поставленные в такие сложные условия, мы вынуждены, находит наиболее эффективные пути коррекции звукопроизношения у детей – дизартриков. Владение методикой постановки звуков является одной из главных составляющих профессионализма логопеда и удовлетворенности родителей (законных представителей). Чтобы помочь детям овладеть правильным звукопроизношением, логопед должен знать, не только как образуются звуки родного языка, но и научиться ощущать положения каждого из органов артикуляционного аппарата, движения (работу) этих органов, выработать умения слышать и видеть любые отклонения от нормы и уметь делать соответствующие выводы. А. И. Богомолова[3] рекомендует проводить постановку звуков в такой последовательности: шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, если у ребенка нарушено несколько групп звуков. Т. Б. Филичева рекомендует исправлять недостатки звукопроизношения с учетом появления звуков в онтогенезе : свистящие, шипящие, соноры. Авторы не рекомендуют брать для одновременной постановки те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладом. Также не рекомендуют одновременно работать над трудными звуками [Р], [Ш], потому что это ведет к большой затрате энергии и к быстрому утомлению. Традиционно в отечественной логопедии коррекция звукопроизношения начинается с подготовительного этапа. Это самый фундаментальный и продолжительный этап у детей с дизартрией. “Он начала, начал”. Важно отметить, что в работе с детьми - дизартриками у этого этапа нет особенно срока окончания, он продолжается до тех пор, пока не выработаны артикуляционные уклады для всех звуков, не сформирована способность ребёнка точно включать определенные мышцы при выполнении заданного движения. Следовательно, на каком - бы этапе коррекции звукопроизношения с детьми - дизартриками, мы не работали, подготовительный этап продолжается. Я отдаю ему особое предпочтение, и определила следующие направления работы, способные эффективно и в более короткие сроки полностью или частично преодолеть нарушение звукопроизношения. Эпиграфом к своей работе, я выбрала слова Конфуция, по-моему, они очень точно отражают основной принцип работы с детьми - дизартриками “…дай мне действовать самому и я научусь”.
Направления работы подготовительного этапа в работе с детьми – дизартриками :
1. Психологическая готовность к вызыванию звука -включает в себя : наличие интереса у ребёнка к логопедическим занятиям; способность к восприятию словесных ступенчатых инструкций.
2. Нормализация мышечного тонуса (обучению детей и родителей дифференцированному самомассажу лица, языка). Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Ребёнку важно чётко представлять и воспроизводить артикуляционные движения и позы, чтобы сознательно контролировать их правильность, но усвоение столь непривычного набора сведений затруднительно для ребёнка. Подобная информация ему не очень интересна. Поэтому, я разработала наглядный дидактический материал, чтобы каждый приём для ребёнка не только способствовал преодолению его нарушения, но ещё был занимательным и интересным. Самомассаж проводится с помощью различных массажных шариков, су-джок шарика, что позволяет одновременно подключать мелкую моторику рук. Упражнение для самомассажа лица: «Еле, еле, еле, еле закрутились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.» или «Нарисуем мыочёчки, а потом погладим щёчки». Простые рифмованные упражнения ребёнок сопровождает движениями массажных шариков под контролем логопеда, усиливая или уменьшая силу поглаживания, надавливания, постукивания – это зависит от нарушения мышечного тонуса.
3. Подключение кинестетических ощущений ребенка (при воспроизведении артикуляционного упражнения ребёнок ориентируется только на свои мышечные ощущения).
Данная цель реализуется с помощью следующих приё мов: выполнение упражнений без зеркал, данная техника помогает подчеркнуть характеристики отрабатываемых звуков и усилить визуальную обратную связь. Следующий приём - выполнение артикуляционных упражнений и произнесение звуков с закрытыми глазами. При закрытых глазах в момент выполнения упражнения внимание ребенка акцентируется на проприоцептивных ощущениях. Так же я использую технику прикосновений и лёгких надавливаний до частей лица и артикуляционного аппарата (игра «Угадай-ка»).
4. Использованием тактильно-кинестетической стимуляции. С целью стимуляции кинестезий я использую следующие приемы, включающие пальцевые движения на иппликаторе, имеющем игольчатую поверхность, упражнение «Весёлые перчатки», массажный тренажёр, резиновые или пластмассовые шарики с игольчатой поверхностью, прищепки, су-джок шарик. При сжатии шарика или пальцевой стимуляции на иппликаторе, я подключаю произнесение слоговых рядов, слов с различной слоговой структурой, автоматизацию поставленных звуков.
5. Фонематическая готовность к вызыванию звука. Включает в себя: способность отличать вызываемый звук от близких по звучанию и артикуляции; способность отличать вызываемый звук от искажённых вариантов.
6. Работа над артикуляционным укладом всех звуков. Когда у ребенка страдают все группы звуков, «иду от ребенка», учитывая, что путь к правильному звуку у каждого ребенка индивидуален. Поэтому я начинаю работать одновременно над всеми нарушенными звуками. При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков, подключаю руку ребенка, она имитирует положение органов артикуляцию. Занимаясь постановкой одного звука и закрепляя его в речи, одновременно работаю над формированием артикуляционного уклада остальных звуков. При одновременной постановки нескольких звуков, нередко даже с противоположным укладом, слежу за состоянием ребенка, дозирую нагрузку, чередую с отдыхом, чтобы не происходило взаимного торможения движений органов артикуляции. Над трудными звуками [Р], [Ш] тоже работаю одновременно, учитывая, что их артикуляционные уклады очень близки. Если у ребенка межзубный сигматизм, то постановкой и автоматизацией свистящих звуков занимаюсь в последнюю очередь, так как они дольше остальных звуков вводятся речь.
7. Подключение слухового анализатора. Включает в себя умение ребёнка слышать свой голос, своё произношение. Для этого я использую, упражнение «Рупор» - правая рука ребёнка в форме «полумесяца» прижата за правым ухом, слегка направляя ухо в сторону рта; левая рука в форме «полумесяц» находится у левой стороны рта, таким образом, руки образуют коридор. Ребёнок выполняет артикуляционный уклад, соответствующий заданному звуку и произносит его. Звук проходит по “коридорчику”, и ребёнок хорошо слышит своё произношение и может, определить правильное оно или нет. Для привлечения ребёнка к произносимому звуку можно использовать пустую телефонную трубку.
На результативность логопедической работы в устранении дизартрии огромную роль играет помощь родителей в преодолении трудностей у своего ребёнка. Поэтому я через различные формы взаимодействия помогаю родителям понять и получить необходимый багаж логопедических знаний и умений для закрепления в домашних условиях. Хочу представить некоторые из них. Турнир «Грамоте учиться – всегда пригодится». Турнир между родителями и детьми подготовительного к школе возраста, где дети показали, свою подготовку по обучению грамоте, а родители продемонстрировали свои познания в русском языке. На турнире дети переживали за своих родителей, помогали им. По результатам проведенного мероприятия родители в устной и письменной форме оставили положительные отзывы.
Конкурс «Мои первые буквы», никого не оставил равнодушными, дети совместно с родителями изготавливали из различного материала буквы и готовили презентацию для своей буквы.
Об эффективности применения в логопедической работе на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения с детьми - дизартриками описанных направлений, позволяет говорить то, что у четверых детей подготовительного к школе возраста звукопроизношение в пределах возрастной нормы, речь у них чёткая и понятная. У пятерых детей старшего дошкольного возраста поставлены все нарушенные звуки и находятся на этапе автоматизации. То есть у 60% детей, посещающих группу, наблюдаются значительные улучшения в коррекции звукопроизношения.
Хочется отметить, что описанные приёмы делают мою работу более интересной, разнообразной и результативной, вызывают у детей положительные эмоции и способствуют большей заинтересованности детей и их родителей к логопедическим занятиям.
Литература
1. Архипова Е. Ф. Стёртая форма у дизартрии - М. : АСТ – Астрель Хранитель, 2006.
2. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии - М. : АСТ – Астрель Хранитель, 2007.
3. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А. И. Богомолова – СПб. : Библиополис, 2004 – 49с.
4. Винарская Е. Н. Дизартрия – М. : АСТ АСТРЕЛЬ, 2005.
5. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб: Образование, 1994.
6. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. — М. : Просвещение, 1985.
7. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О. В. Правдина - М. : 1969.
8. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап. – М. : ВЛАДОС, 2003.
9. Шаховская С. Н., Волосовец Т. В., Парамонова Л. Г. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2: Ринолалия. Дизартрия. - М. : ВЛАДОС, 2003.