Лучший педагог года

Система взаимодействия воспитателя и логопеда по коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста

Анастасия Киреева
Система взаимодействия воспитателя и логопеда по коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Цель работы: Предоставление обобщения, систематизации и распространение педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.

Задачи:

1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

Публикация «Система взаимодействия воспитателя и логопеда по коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития.

Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5–7-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильным звукопроизношением. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект.

Цель коррекционно-развивающей работы логопеда с такими детьми :

устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать полноценные произносительные навыки.

2 Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

3 Формировать лексико-грамматические средства языка.

4 Развивать самостоятельную фразовую речь.

5 Готовить к овладению элементарными навыками письма и чтения.

В работе логопеда в дошкольном учреждении хочется отметить сложности, с которым он сталкивается ежедневно. В первую очередь, это то, что логопед встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых садах.

Работа логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, строится с учетом внутреннего расписания ДОУ.

Занятия кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 месячный или 9 месячный срок обучения. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.

Таким образом, в работе логопеда возникает необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями, логопедом и родителями.

Логопед, проводя групповые и индивидуальные занятия с детьми по коррекции звукопроизношения, не может уследить за речью каждого ребёнка. Именно воспитатель следит за речью детей, закрепляя пройденный материал на своих занятиях, в играх, совместной и свободной деятельности, в различных режимных моментах.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем :

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

В нашем дошкольном учреждении логопедом Киреевой Анастасией Владимировной и воспитателем подготовительной группы Ивановой Ольгой Николаевной разработан определенный комплекс игр и упражнений, способствующий коррекции звукопроизношения, материал представлен на примере постановки и автоматизации звука [Р].

Работа по развитию артикуляционного аппарата

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений. При работе с артикуляционной гимнастикой, логопед и педагоги ДОУ систематически используют артикуляционные сказки:

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое, а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим погладить небо языком).

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.

Работа над общей и мелкой моторикой

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Примеры упражнений для координации речи с движениями, используемые в работе логопеда и воспитателя ДОУ :

«Сад»

Мы в зеленый сад пойдем,

Много яблочек сорвем,

Мы положим все в корзину,

В детский сад их отнесем,

И потом компот попьем,

(Шагают

Тянутся, срывают «яблоки»

Наклоняются, складывают «яблочки» в корзину

Несут перед собой корзину

Пьют «компот».)

«Ножки»

Зашагали ножки топ-топ-топ!

Прямо по дорожке топ-топ-топ!

А теперь пойдем быстрей

Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!

Ну, шагайте веселей.

Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!

За Аленкой побежали,

Но нисколько не устали!

(Ходьба обычным шагом друг за другом

Ходьба с ускорением «топающим шагом».

Бег друг за другом)

Развитие правильного речевого дыхания

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. С детьми важно ежедневно проводить упражнения для развития речевого дыхания.

Упражнения для развития физиологического дыхания

«Цветочный магазин»

(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята). Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

«Соревнование лыжников»

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)

«Снег».

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Кораблики».

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

«Футбол».

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

«Волшебные пузырьки».

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Развитие фонематического слуха

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать. Работа логопеда, педагога или родителя заключается в то, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:

• правильно ставить ударение;

• делить на слоги;

• понимать смысл и значение каждого звука в слове;

• выделять согласные и гласные звуки.

Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

На следующем этапе нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи. Например,

«Три медведя». Это упражнение-имитация. Педагог читает сказку про трех медведей вместе с ребенком, а затем говорит за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

«Громко или тихо?» Воспитатель придумывает действия, которые ребенок должен выполнять при тихом голосе и при громком.

На заключительном этапе учим детей различать слоги. Тут важно дать представление о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части.

• Ребенок сначала произносит слова вместе с педагогом, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т. д. Как только ребенок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно. Затем дети учатся искать заданный звук, например [Р] в начале, середине или конце слова.

Научив детей слышать и различать неречевые и речевые звуки, можно отлично подготовить их к важнейшему этапу обучения – умению анализировать звуковой состав слова. Научившись дифференцировать звуки, впоследствии, дети быстро овладеют основами правильного чтения и правописания.

Постановка и автоматизация звука [Р]

Следующим этапом в работе становится постановка звука [Р]. Звук [Р] самый сложный и долгожданный и требует кропотливой работы логопеда. Для правильного произношения звука [Р] необходимо заставить кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь требуется еще раз вспомнить упражнение «Лошадка», «Барабанщик».

После постановки звук автоматизируют, то есть вводят в речь. Автоматизация имеет четкие этапы. Сначала звук автоматизируется в слогах, потом в словах, предложениях и связной речи. И здесь необходима систематическая, взаимосвязанная работа логопеда и воспитателя.

Примеры игр и упражнений на автоматизацию [Р] в слогах:

«Запомни и повтори»

Бра – гра- пра

Бры-тры-дры

Тра-тру-тро

Дро-дро-дро

Дра-дры-дру-дро

Вра-вры-вро-вру

Тра-тро-тры-тру и т. д.

«Произнеси цепочку слогов в прямом и обратном порядке»

Ра-ро-ру

Ры-ре-ра

Ри-ру-ро и т. д.

«Автоматизация звука [Р] в словах

(При использовании лексико- грамматических упражнений)

Игра “Назови парные картинки”

Цель игры: практическое называние существительных образованных во множественном числе в именительном падеже.

(формы множественного числа с окончаниями -ы, -и)

В этой игре ребенок должен обязательно сопровождать речь жестом.

Образец: Это ракета, а это (ракеты). Это расческа, а это (расчески).

Слова: рак,, фартук, арбуз, барсук, карман, мартышка, тетрадь, тройка, патрон, трубка, ватрушка, трамвай, квадрат, торт, форточка, червяк, перчатка, крот, крошка, пробка, груша, круг, кружка, прутик, крыса, крышка, шар, самовар, комар, двор, помидор, забор, мухомор, топор, сыр.

Игра “ Нет чего? Нет кого?”

Цель игры: практическое усвоение образования существительных в родительном падеже единственного падежа.

Детям предлагается отвечать на вопросы, употребляя существительные в родительном падеже.

(существительные м. р. с окончаниями – а – я)

Образец: Рак – (нет кого) – рака.

Корабль – (нет чего) – корабля.

Слова: робот, рыбак, жираф, карась, баран, герой, народ, матрос, страус, министр, дрозд, друг, драчун, комар, боксер, шофер, шахтер, командир, пассажир, барсук, артист, повар, мастер, червяк, брат, врач, грач, краб, крот; раскат, рассказ, рукав, рубанок, рыжик, рынок, гараж, барабан, карандаш, парус, урок, горох, пирог, мороз.

Игра “Скажи ласково”

Цель игры: практическое освоение образования слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами по заданной модели.

Суффикс -ок.

Образец: ветер + ок – ветерок

Примеры: ветер, вечер, катер, сахар, сыр, провод, шнур, червяк, чердак, пирог, творог, круг, друг, рог.

Суффикс -к-, окончание -а.

Образец: рыб+к+а – рыбка

Примеры: нора, гора, дыра, тетрадь, грудь, бровь, труба, тропа, трава, струна, простыня, пружина, пирамида.

Суффикс – ик-, -ек-

Образец: рот + ик - ротик

Примеры: шар, борщ, корабль, матрос, ерш, брат, пароход, карась, горох, рассказ, карандаш, краб, квадрат, крот, прут, топор, двор, арбуз, торт, кирпич, Барбос, подарок, работник.

Суффиксы – чек- /-чик-

Образец: графин + чик – графинчик.

Слова для примеров: карман, самовар, мотор, помидор, забор, мухомор, кефир, мундир, трамвай, трамплин, портфель, барабан, сарафан, сарай.

Суффикс -очк-

Образец: труб + очк + а

Примеры: карта, марка, корка, норка, форма, куртка, шкурка, Мурка, чурка, дырка, доярка, терка, пятерка, мерка, черта, перчатка, верба, гора, дыра, баранка, роза, коробка, пробка, расческа, краска, бирка.

Суффикс -ечк-

Образец: картош + ечк + а – картошечка

Слова для примеров: крошка, кружка, крышка, брошка, мартышка, гармонь.

Суффикс - ушк- / – ышк-/- ишк-

Образец: коров + ушк + а, вор + ишк + а – воришка, зерн + ышк + о – зернышко.

Примеры: борода, сторона, ворона, корова, гора, скворец, перо, трава, горло, крыло, город, рубль, ружье, брат.

Игра “Скажи наоборот”

Цель игры: практическое освоение слов с противоположным значением.

Ребенку предлагается сказать наоборот.

Вариант № 1 (антонимы из числа прилагательных)

Примеры: медленный – быстрый, веселый – грустный, гладкий – шершавый, смелый – трусливый, мягкий – твердый, сухой – мокрый, тупой – острый, мелкий- крупный, длинный – короткий, старый, молодой – старый, огромный – крохотный, солнечный – пасмурный, плохой – хороший, левый – правый, ленивый – трудолюбивый.

Вариант № 2 (антонимы из числа наречий)

Примеры: плохо – хорошо, тихо – громко, сухо – мокро, медленно – быстро, смело – трусливо, легко – трудно, нежно – грубо, поздно – рано, молодо – старо

Вариант № 3 (антонимы из числа глаголов)

Примеры: открыть – закрыть, уйти - вернуться, уснуть – проснуться, поднять – уронить, сорить - поднимать, отдыхать – работать, веселиться – грустить, улыбаться – хмуриться, встречать – провожать, радовать – огорчать, хвалить - бранить, одеваться – раздеваться, обуваться – разуваться.

Игра “Я, ты, он, она, мы, вы, они”

Цель игры: практическое освоение образования личных форм глагола настоящего времени и повелительного наклонения с использованием личных местоимений.

Измени по образцу.

Образец: Хочется играть, и я играю, ты играешь…

Слова для примеров: разбить, бросить, открыть, закрыть, выбрать, загорать, маршировать, наградить, оторвать, строгать, строить, прыгать, фыркать, дергать, держать, работать, раскрыть, разгружать, распороть, раскрасить, собрать.

Автоматизация [Р] в предложениях и связной речи.

Стихи со звуком Р.

«Повтори как я»

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

На дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру

Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

Покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

Очень рада детвора.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

Рама, рак, гора, нора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро,

Роза, роща, рот, перо.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

Руки, ружья, кенгуру.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры,

Рыба, рынок, рыжик, рысь.

Про страусов

Страусы строят гнёзда в сторонке.

Странными смотрятся эти воронки.

Ямы в песке роют быстро и просто

Стройные птицы высокого роста.

Радуга

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит,

В небе радуга стоит.

С. Маршак.

Верочка с Егоркой

У костра под горкой

Верочка с Егоркой.

Верочка с Егоркой

Твердят скороговорки.

Разговор у них проворный,

Быстрый и скороговорный:

«Марширует офицер,

Рапортует инженер,

Разгорается костер», -

Рады Вера и Егор.

* * *

Роя норку, старый крот

Разрыхлил нам огород.

Л. Ульяницкая

Рассказы, тексты со звуком Р.

Воспитатель осуществляет беседу по рассказам.

Мальчик наоборот.

У Юры Рябинина всё наоборот. Ребята рисуют - Юра играет в игры. Ребята готовят уроки — Юра рисует, ребята строят дом — Юра прыгает.

— Ребята, давайте подарим Юре стихи Агнии Барто про мальчика наоборот,— говорит Рая.

Открывает Юра книгу и видит такие строчки, подчеркнутые красным карандашом:

«Все кладут сначала в рот бутерброд, а потом едят компот, всегда наоборот.

Он сначала ест компот, за компотом бутерброд».

— Ой, да это про меня,— думает Юра.

Кто вперёд.

Мама налила Кларе молока и дала булку: «Пей молоко, Клара». А Клара отлила молоко в блюдце кошке, отломила ей булки и говорит: «А ну-ка, Мурка, кто вперёд!»

В уголке Дурова.

Юру и Лиду папа повёл в Уголок Владимира Дурова смотреть дрессированных зверей. Юра и Лида видели там ворон, белок, тигров, слонов, попугаев, медведей, морских львов. Белка то и дело бегала в колесе и вертела его. Ворон громко говорил: «Воронок, воронок». Морской лев на носу крутил на палке тарелку. Слон кланялся ребятам и протягивал к ним хобот. Юра и Лида кормили его булкой. Медведь кувыркался и хлопал лапами. Дети были довольны. Этой прогулки в уголок Дурова они никогда не забудут.

Рыжий город.

Одного мальчика дразнили рыжим. Это он сильно переживал. Он решил уйти из дома. Лё г вечером спать и видит сон: как будто он уже ушёл из дома. Смотрит, ворота, а на них надпись: «Добро пожаловать в Рыжий город!» Зашёл и ахнул.

В этом городе всё было рыжим: рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие облака повисли. Рыжие рыбаки ловили рыжих рыб и раков. По радио передавали «Рыжий Рок». Все рыжие люди радостно улыбались. Тут к нему подошла рыжая девочка и спросила: «Ты почему такой грустный?» «Меня все рыжим дразнят»,— ответил Рыжик. «А солнце какого цвета?» «Ну, рыжего»,— робко сказал мальчик. «И мы — рыжие, все мы — маленькие солнышки. Радоваться надо!»

И тут мальчик проснулся.

Пятёрка.

Иван осторожно подтёр в тетради тройку, осторожно провёл красным карандашом чёрточку вправо, и получилась самая настоящая пятёрка. Вот обрадуется мама! Вечером мама просматривала Ванины тетради, увидела пятё рку и удивилась:

— Что такое? В тетради четыре ошибки, а отметка — «пять»!

— Не знаю,— смутился Ваня. — Не я ставил отметку — учительница.

— Странно! — продолжала мама. — С каких это пор стали за четыре ошибки ставить пятёрки?

Ваня промолчал. А когда мама ушла ни кухню готовить ужин, быстро исправил пятёрку на тройку и задумался. Оказывается, обрадовать маму не так просто!

Выводы:

Таким образом, представленный педагогический опыт содержит в себе материалы, которые могут быть творчески использованы специалистами ДОУ при соблюдении общей поэтапной последовательности в коррекционном обучении дошкольников.

Данное пособие помогает выстроить последовательную работу по коррекции звука [Р], автоматизации его в слогах, словах, предложении и связной речи.

Под влиянием систематического, целенаправленного взаимодействия логопеда и воспитателей ДОУ у дошкольников происходят позитивные изменения в развитии речевой деятельности.

Публикации по теме:

«Использование коллажирования в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста» Использование коллажирования в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста. Федеральный.

Формы взаимодействия воспитателя и логопеда Формы взаимодействия воспитателя и логопеда Содержание Введение 3 1. Разграничение функций логопеда и воспитателя 4 2. Функции логопеда.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по ЗОЖ «Страна сердца» Цель: дать представление о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, её назначение);.

НОД «Подводное царство». Совместная работа логопеда и инструктора по физкультуре с детьми старшего дошкольного возрастаНОД «Подводное царство». Совместная работа логопеда и инструктора по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста Совместная непосредственная образовательная деятельность Интегрированное занятие «Подводное царство» Старший дошкольный возраст учитель-логопед:.

Программа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работе 1. Пояснительная записка Актуальность Логопедические диагнозы воспитанников: Фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи у.

Система работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения в компенсирующей группе детского сада Система работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения в компенсирующей группе детского сада (педагогический опыт) В этой статье.

Технология Лэпбук как результат эффективного взаимодействия учителя логопеда и воспитателя логогруппы.Технология Лэпбук как результат эффективного взаимодействия учителя логопеда и воспитателя логогруппы. Сайфурахманова Т. И., воспитатель Кислова Т. П., учитель-логопед, МДОУ «Детский сад № 7 г. Черемхово», Иркутская область В современном обществе.

Планирование взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя Осень. Признаки осени. Предметный словарь: осень, листья, листопад, дождь, заморозки, зонт, урожай, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина,.

Взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя «Открытка для мамы»Взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя «Открытка для мамы» .

Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции нарушений речи дошкольников Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Наши дети выросли и им скоро идти в школу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система взаимодействия воспитателя и логопеда по коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 января 2018 в 05:01
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система взаимодействия воспитателя и логопеда по коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Киреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД