Надежда Старкова
Игры для коррекции звукопроизношения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для коррекции звукопроизношения у детей
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 города Кирова»
Игры
для коррекции звукопроизношения
у детей
представила учитель – логопед
Старкова Надежда Ивановна
Киров, 2018
«Давай поиграем» - говорим мы ребенку на логопедическом занятии, и сразу веселые огоньки вспыхивают в его глазках, появляется заинтересованность к, казалось бы скучному занятию по коррекции звукопроизношения.
Публикация «Игры для коррекции звукопроизношения у детей» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Острой проблемой для дошкольного образования становится увеличение количества детей с трудностями в освоении общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушениями. Перед современной педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с задержками речевого развития. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.
Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя-логопеда является возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития): для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) ведущими являются ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) …
Все игры для коррекции звукопроизношения я разделила по этапам:
• Подготовительный
• Этап постановки звуков
• Этап автоматизации звуков
Так на подготовительном этапе большую роль играет развитие мелкой моторики. Для этого мной используются:
• Мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
• Пробки от пластмассовых бутылок красные, синие, зеленые – для звукового анализа. Всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов, просверленные посередине – для нанизывания бус;
• Веревки капроновые плетеные – для завязывания узлов и уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
• Кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
• Прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
• Щетки для волос, аппликатор Кузнецова, коврики типа «травка» — для массажа и самомассажа ладоней;
• Клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• Шаблоны по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штрихования;
• Игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами;
• Игрушки из «киндер — сюрпризов» — для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
• «Сухие бассейны» — емкости, наполненные горохом или фасолью, — для самомассажа кистей;
• Грецкие орехи – для самомассажа кистей;
• Игры типа «Су-джок» для организации движений, сочетаемых с речью.
Слуховое восприятие и развитие фонематического слуха осуществляется в таких играх как
• Кастаньеты, погремушки, барабаны – для отстукивания ритмов;
• Звуковая труба - для усиления звука
• Наборы с разными наполнителями, найди одинаковый звук и др.
Развитие речевого дыхания так же очень важно для формирования правильного звукопроизношения. Здесь использую:
• Вертушки как воздушные, так и для игры в песке;
• Различные трубочки, ниточки, перышки, бумажки;
• «Пурга в бутылке» - пенопластовые шарики в бутылке с одноразовой трубочкой
• «Футбол»- задуй мяч в ворота;
• Различные свистульки;
• Мыльные пузыри и т. д
Артикуляционную гимнастику проводим в игровой форме:
• по карточкам – картинкам,
• по картинкам на кубике,
• с использованием шарика на нитке,
• сказочные истории и др.
На этапе коррекции звукопроизношения использую
1. Для вызывания звуков К, Г – линейку с загнутым концом в виде саночек. Играя, делаем горку из язычка и упираем саночки в горку, что препятствует подъему языка – произносим Г, К.
2. Для вызывания свистящих С, З – различные палочки, трубочки, стерженьки – кладем на горку из язычка, делаем желобок, по которому ветерок скатываясь с горки, свистит. Для усиления свиста применяем различные флакончики, колпачки от ручек.
3. Для вызывания шипящих Ш, Ж – язычок кладем на полочку из палочки от мороженого, одноразовой чайной ложечки, карандашика.
4. Для вызывания звука Л – носовой платочек, который ловит кончик язычка – «мышку за хвостик», либо палочку для суши, которую язычок обхватывает, становясь за верхние зубки.
5. Для вызывания Р – соску на пластиковом шпателе, наконечник барного украшения с круглым шариком, при помощи которых заводим «моторчик»
Автоматизации вызванных изолированных звуков помогают игры с кубиком для настольных игр: произнеси звук столько раз, сколько точек выпало на кубике. Цифры, написанные на палитре, указывают на количество раз произношения звука. Поднимаясь по лесенке – произносим вызванный звук, добиваясь четкости его произношения.
В играх на автоматизацию звуков в слогах применяю различные погремушки, трещётки, прохлопывания. Особый интерес у детей вызывает использование звуковой трубы.
Для автоматизации звуков в словах используется большое количество игр с печатным логопедическим лото, логопедические змейки, но особый интерес вызывают игры с «волшебным чемоданчиком», где собраны игрушки из яиц Киндер – сюрприз, на разные звуки. Дети играют, выбирая игрушки на заданный звук, произносят слова- названия игрушек. Чемоданчик может быть использован для игр- путешествий, а так же для дифференциации звуков.
Автоматизация звуков в связной речи - процесс достаточно трудоемкий. Для большего интереса, особенно для детей, которые любят рисовать, предлагаю различные раскраски где ребенок во время изобразительной деятельности составляет предложения с заданным звуком, автоматизируя его. Используем в этой деятельности и наклейки.
Широко используется для автоматизации звуков в связной речи и созданное мной совместно с детьми пособие «Времена года»
Здесь задания могут быть самые разнообразные:
• Назови времена года, в каком из названий есть заданный звук, найди иллюстрацию к этому времени года, назови его признаки;
• Чем занимаются дети (по временам года?
• Как ведут себя животные (по временам года?
• Назови в форме каких геометрических фигур плывут льдинки по реке? Как называется явление, когда лед уходит с реки?
• Как называется явление, когда кристаллики льда налипают на веточки деревьев и т. д.
Пособие заняло 2 место во всероссийском фотоконкурсе «Лучшее логопедическое пособие»
На этапе дифференциации звуков применяю картинки из лото, игрушки из волшебного чемоданчика. Их мы раскладываем в горшочки, коробочки, условившись, где какой звук будет.
При дифференциации по твердости и мягкости использую пемзу и губку для мытья посуды, чтобы подключить тактильные ощущения.
Звуковой анализ и синтез проводим с использованием цветных (красные, синие, зеленые) резинок для волос, которые надеваем на пальчики; прищепок, деталей конструктора, ленточек и т. д.
Использование игр в коррекции звукопроизношения повышает интерес воспитанников к процессу, дает хорошие результаты.