Елена Иванова
Скороговорка как средство коррекции звукопроизношения в практике работы воспитателя логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Скороговорка как средство коррекции звукопроизношения в практике работы воспитателя логопедической группы
Период дошкольного возраста - это сензитивный период для интенсивного становления и развития речи ребенка и, в частности, овладения правильным звукопроизношением. Целенаправленная и систематизированная работа, различные педагогические средства помогают в формировании правильного звукопроизношения дошкольников и повышают эффективность коррекционной работы.
Публикация «Скороговорка как средство коррекции звукопроизношения в практике работы воспитателя логопедической группы» размещена в разделах
Осуществляя преемственность во взаимодействии логопед – воспитатель логопедической группы, передо мной так же стоит задача совершенствования педагогических средств, повышающих эффективность коррекционной работы. Меня заинтересовало использование в работе по коррекции звукопроизношения народного словотворчества и конкретно – такого жанра, как скороговорки.
Скороговорки — это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью специально для тренировки органов речи, способный воспроизводить все звуки родного языка.
Изучая психолого-педагогическую литературу, я выяснила, что благодаря использованию скороговорок, успешнее решаются такие коррекционно-развивающие задачи как :
- формирование общеречевых умений и навыков путем совершенствования артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;
- совершенствование фонематической стороны речи путем коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков;
- обогащение и актуализация словаря;
- развитие памяти, слухового внимания.
- оказание помощи детям в тренировке дикции, произношении скороговорок в разных темпах, с разной интонацией.
Использование скороговорок полезно как для совершенствования речи детей с нормальным речевым развитием, так и для коррекционной работы с детьми, имеющими патологию.
Для себя я отметила, что подготовительную работу нужно начинать еще до постановки звуков, которые не произносит или искажает ребенок.
Прежде чем начать реализовывать практический этап работы, мы совместно с логопедом обсудили результаты первичной диагностики состояния звукопроизношения детей. Проанализировав, особенности звукопроизношения каждого ребенка, мы разработали алгоритм коррекционной работы по исправлению звукопроизношения на основе скороговорок. Алгоритм коррекционной работы на подготовительном этапе по использованию скороговорок :
1. Проговаривание гласных звуков, по речевому образцу.
2. Проговаривание звукосочетаний на основе сохранных согласных звуков в форме тренинга артикуляции.
3. Закрепление звукосочетаний в упражнениях.
Согласно, рекомендаций, работу по использованию скороговорок начала с сохранных звуков, а так как гласные звуки сохранны у всех детей и артикуляция наиболее легкая, то начинаем с них. Вначале побуждаю детей протяжно проговаривать эти звуки по образцу с разной силой голоса, темпом речи. Для поддержания мотивации использую игровые приемы и упражнения. Далее отрабатываются легкие в артикуляционном отношении согласные.
М. Е. Хватцев рекомендует такую последовательность, которая, по его мнению, соответствует онтогенезу звуков и обусловлена характером артикуляции: П-Б-Д; В-Ф; М-Н; П-ПЬ; Б-БЬ. Т-С-З-Ц [2].
Данная работа проходит в форме тренинга артикуляции и начинается с произношения звукосочетаний, таких как: ПТКУ – ПТКО - ПТКА; КПТУ-КПТО-КПТА и так далее.
Звуки в этих упражнениях варьируются. При этом работа воспитателя идет в помощь логопеду на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения (в упражнениях отрабатываю дыхание, силу голоса, темп, дикцию и т. д.)
Чтобы поддержать интерес к упражнениям со звукосочетаниями я их усложняю, подключая телесные движения: работу с мячом, со скакалкой, с катушкой, с кубиками. Наработав чистоту произнесения фонем в звукосочетаниях, я подключаю скороговорки с сохраненными звуками. Иду по принципу: от простого к сложному, трансформируя скороговорку на каждом этапе. Сначала она выглядит, как чистоговорка, то есть фраза, в которой, не гоняясь за скоростью, повторяется заданный звук : Ту-ту-ту – помоги коту и др.
Далее предлагаю детям тексты с сохраненными согласными звуками. Например: У бабы бобы, у деда дубы.
По мере усвоения ребёнком «трудных» звуков используются скороговорки, насыщенные одним автоматизируемым звуком, например:
У Сони и Сани в сетях сом с усами. У зайки зубы заболели.
Так как повседневная речь любого человека насыщена множеством слов с разными звуками, то намного эффективнее проводить автоматизацию параллельно с дифференциацией оппозиционных звуков, как по месту, так и способу образования. И для этого вида коррекции есть замечательные скороговорки : У Зины болит зуб, она не может, есть суп.
Существует ряд правил последовательности действий при работе со скороговорками, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов. Проделываем все пошагово:
1. Вначале произносим скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращаем внимание на произношение всех звуков : и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них.
2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учимся делать все то же, но в беззвучном режиме, работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
4. Теперь произносим текст медленно вслух. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Играем с интонацией произношения. С хорошо заученной скороговоркой можно проводить интонационные упражнения. Например, скороговорку : «Змея шипит, жук жужжит» можно произнести радостно, задумав историю о том, как змею и жука вылечил доктор Айболит от немоты, а можно испуганным голосом. При этом ребёнок как бы отвлекается от задачи правильного звукопроизношения, его внимание акцентируется на нужной интонации и закрепление нужных звуков происходит автоматически. К тому же пополняется лексический запас и ритмизируется фраза, активизируется работа над слоговой структурой слов. Все это очень полезно и в смысле развития актерских способностей [1].
Для большего эффекта при заучивании скороговорки для усиления мыслительных процессов, нам помогают руки. На каждое слово или слог мы: сжимаем пальцы в кулачки; загибаем поочередно пальцы; нажимаем пальцами (каждым по очереди) на воображаемые клавиши; стучим ладонью по столу; притопываем; киваем головой; подбрасываем мяч и ловим его двумя руками; перебрасываем мяч друг другу [1]. Автоматизирую скороговорки в коллективных играх с движениями, в различных позах, с мячом или скакалкой. Игры со скороговорками использую в различных вариантах.
Таким образом, в результате проделанной работы, можно сделать вывод, что использование скороговорок хорошо дополняют методические приёмы для формирования правильной, чёткой и грамотной речи у детей с ОВЗ. Систематическая и планомерная работа в этом направлении оказывает положительное влияние на результативность коррекционно-развивающей работы по формированию правильного произношения у детей с ОНР, проводимой совместно с учителем-логопедом.
Список литературы:
1. Е. В. Лаптева. 1000 русских скороговорок для развития речи. Астрель, 2012г.
2. М. Е. Хватцев. Логопедия, Книга №1 (книга для преподавателей и студентов высших педагогических уч. заведений, под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. М., 2009г.