Елена кудряшова
НОД «Звуки [Л] — [Л`] Буква «Л» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Знакомство с буквой Лл.
Задачи.
1. Уточнить артикуляцию звуков [л] – [л`]; учить выделять первый звук в слове, вычленять звуковую последовательность в полном слове, определять позицию звуков [л] – [л`] (в начале, в середине или в конце слова, упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные звуки. Познакомить с буквой Лл, учить соотносить звук и букву, помочь детям разгадывать загадки.
2. Способствовать развитию фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа слов, мелкой моторики руки. Развивать речь, внимание, память.
3. Воспитывать отзывчивость, интерес к родному языку.
Публикация «НОД „Звуки [Л] — [Л`] Буква „Л“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование. Большая касса букв на доске; цветные карточки (условные обозначения звуков) на магнитах; игрушка лисы, сказка Г. Юдина «Лисенок и лягушонок». Картинки животных : лось, олень, волк, лошадь, ласка, белка, заяц, медведь, овца, еж. Картинки шалаша, лука, листа дерева. Под стульчиками у детей лист цветной бумаги, разнос для мусора.
Ход занятия.
I. Организационный момент
- Дети, назовите какое сегодня число, месяц, день недели?
- Сегодня занятие по обучению грамоте и мы продолжим знакомство с новой буквой.
II. Закрепление пройденного материала.
Игра «Буквы рассыпались»
Задание: буквы гласных звуков расположить с правой стороны доски. Буквы согласных звуков – с левой, назвать их.
III. Введение в тему.
- Послушайте скороговорку.
Лиса по лесу шла
Лиса лычки драла
Лиса лапотки плела
Мужу – двое, себе – трое,
А детишкам по лаптишкам.
Проговаривание скороговорки.
- О ком говорится в скороговорке?
- К нам сегодня в гости пришла лиса Лара.
Лиса – Здравствуйте, дети, я очень рада, что пришла к вам на занятие. Я давно слышала, что вы очень умные ребята. Вот захотелось посмотреть на вас, послушать, может быть, и я у вас чему-нибудь научусь.
- Конечно, научишься, вот присаживайся на стульчик и послушай, что наши дети знают и умеют.
IV. Знакомство с новым материалом. Работа со звуками.
- Дети, послушайте и скажите, какой первый звук в слове [лллара]? (согласный твердый).
- А какой первый звук в слове [л`л`л`иса]? (согласный мягкий).
- Правильно в русском языке есть согласный твердый звук [л] и согласный мягкий звук [л`].
1. Артикуляционная гимнастика.
- Для того чтобы произнести твердый согласный звук [ л] нужно: открыть губы, сблизить зубы, а кончик языка положить на бугорки за верхними зубами и голосовые связки при этом вибрируют. Давайте произнесем звук [л]
- А при произнесении мягкого согласного [л`], кончик языка касается не зубов, а неба. Произнесите звук [л`].
2. Работа с текстом.
- У нашей лисы Лары в лесу живет много родственников и об одном ее брате даже сочинили сказку, послушайте текст и запомните как можно больше слов, которые начинаются со звуков [л] или [л`] (чтение сказки «Лисенок и Лягушонок» Г. Юдина).
- Какие слова вы запомнили?
3. Игра «Гости»
- Наша лиса Лара очень любит приглашать к себе гостей. Сегодня она пригласила тех животных, в названии которых есть звуки [л] и [л`].
Задание: нужно взять картинку, произнести слово и если вы услышите звуки [ л] или [л`], то поставить картинку в домик, а если нет, то оставьте гулять животное на полянке.
Дети одни картинки ставят
под крышу, другие картинки располагают к на противоположной линии.
лось
волк
олень
ласка
белка
лошадь
Заяц, медведь, овца, еж
- Давайте назовем животных, которые побывали у лисы в гостях и определим, где находятся звуки [л] - [л`] (в начале, в середине или в конце слова).
3. Игра «Камень-вата»
- Хотите узнать, каких еще животных могла пригласить Лара. Я назову слово, и если вы услышите в названии твердый согласный звук [л], то хлопайте в ладоши, а если мягкий звук – встаньте. Слова: тюлень, ласточка, антилопа, крокодил, лягушка, лев, горилла, косуля.
А еще наша лисичка очень любит играть, давайте и мы с вами немного разомнемся.
Физ. минутка:
Вышли лисы погулять.
В травке лапки поразмять.
Хвост пушистый расчесали,
Коготками постучали.
Покружились и бежать
Серых зайцев догонять.
Знакомство с буквой.
- А сейчас настало время познакомиться с буквой Лл и познакомить с буквой нашу гостью.
- Дети посмотрите на букву Лл, на что она похожа? (ответы детей)
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
- Попробуйте изобразить букву Л с помощью пальцев, рук, ног.
- Лисонька, ты запомнила, на что похожа твоя буква?
Лиса – нет, боюсь не запомнить.
- Дети хотите помочь нашей гостье? Давайте попробуем изобразить новую букву и подарим ее Ларе.
Дети изображают букву Л путем обрывания бумаги и дарят лисе.
V. Закрепление.
Лиса – А умеете ли вы, дети, разгадывать загадки?
- Конечно, умеют.
Загадки:
1. Сидит дед, во 100 шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
2. Падают с ветки
Золотые монетки (ответы детей, картинки)
- Наши дети умеют не только отгадывать загадки, но и изображать слова.
Звуко-буквенный анализ слов.
- Хотите изобразить слово лук?
- Какой первый звук в слове [лллук]? (согласный твердый)
- Каким цветом обозначим звук (синим)
- Какой второй звук в слове [лууук]? (гласный).
- Какой возьмем цвет? (красный)
- Какой последний звук в слове [луккк]? (согласный твердый)
- Обозначьте этот звук.
- Сколько звуков в слове лук?
- Сколько согласных твердых?
- Сколько согласных мягких? (ни одного).
- Сколько гласных звуков?
- Давайте вставим в слово лук изученные нами буквы
- А сейчас изобразим слово лист.
- Какой первый звук в слове [л`л`л`ист]? (согласный мягкий)
- Каким цветом изобразим звук. (зеленым).
- Какой второй звук в слове [л`ииист]? (гласный)
- Каким цветом изобразим этот звук? (красным).
- Какой третий звук в слове [л`иссст]? (согласный твердый)
- Обозначьте этот звук.
- Какой последний звук в слове [л`исттт]? (согласный твердый)
- Обозначьте этот звук.
- Сколько звуков в слове лист?
- Сколько согласных твердых?
- Сколько согласных мягких?
- Сколько гласных звуков?
- Вставьте в это слово, буквы, с которыми мы уже познакомились.
Лиса – какие вы молодцы с такими сложными заданиями справились.
VI. Итог.
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Какие запомнили слова со звуками [л] и [л`]?
- Как называется новая буква?
- Что больше всего понравилось?
Лиса – Спасибо, ребята, мне так у вас понравилось, можно я еще приду к вам на занятие?
- Конечно, Лара, ждем тебя еще в гости.